Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 9 из 41)

Представления об иерархии духов, иерархической лестнице вообще распространялись из индо-иранского круга культур уже в неолитическое время. Они не были характерны для мировоззрения сибирских автохтонов. Здесь, в Сибири, отношения с духами строились на принципах равенства, по­добно тому, как строились отношения в социальных ячейках (семья, род, фратрия, племя, народ). Одним из принципов таких отношений было, напри­мер, правило оставлять в зимовье все необходимое для тебе неизвестного че­ловека, исходя при этом из предположения, что кто-то точно так же оставил где-то все необходимое для тебя. Право (возможность, способность) ощу­щать себя через коллектив, отсутствие иерархии - основной показатель этих своеобразных общинных отношений.

Сибирский шаманизм для науки представляет интерес именно по той причине, что, сохранившись, он донес до нас все стадии мировоззрения и ре­лигии, которые наслаивались одно на другое..."

Комментарий составителя. Термин «шаманизм» происходит от тунгусского saman. Шаманизм основан на признании возможности для ша­мана вступать в общение с разными тотемными духами и духами мертвых. Главные функции шамана - лечение и гадание, которые обычно выполняют­ся в состоянии транса. Шаманы входят в транс под бой в барабан, моно­тонные песнопения, танцы, пристально вглядываясь в огонь и т. п.

Дюркгейм Э. О тотемизме и его социальных функциях (См.: Ябло-ков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994. С. 116-118):

"Дюркгейм подверг обстоятельному анализу австралийскую тотемную систему. Тотем символизирует включенность индивидуума в определенную группу, является знаком ее интеграции, репрезентирует надындивидуальные силы группы. Он позволяет определить принадлежность индивидуума к дан­ному клану и отличает его от представителей других кланов. С помощью системы тотемизма австралийцы упорядочивают свои знания о природе.

34


Клан устанавливает связь со своим тотемом, но каждый член знает также и тотемы всех чужих кланов. Так как у каждого клана в качестве тотема высту­пает свой вид животных или растений, совокупность тотемов соответствует совокупности существующих в природе известных людям видов. Этим спо­собом природные явления сортируются по образцу расчленения австралий­ского общества на кланы. Тотемизм «объясняет» происхождение клана, по­скольку считается, что каждый клан произошел от определенного вида жи­вотного или растения. Это означает, по Дюркгейму, что тотем функциониру­ет как вспомогательное средство познания. Система тотемизма дает сетку для упорядочивания знаний о природе и образует схему объяснения проис­хождения клана.

Важнейшей функцией тотемов Дюркгейм считает символизацию жест­ких, стоящих выше каких бы то ни было сомнений, резких запретов, относя­щихся к области «священного». Тотемы являются шифрам главных религи­озных запретов и наказаний. Членам клана запрещается отрицание общих ве­рований, уклонение от ритуальных празднеств. Носителям одинаковых тоте­мов не разрешается половое общение друг с другом: мужчины должны ис­кать себе женщин в чужих кланах и тем самым вступать в контакт с этими кланами. Посредством женитьбы складываются распространяющиеся по ту сторону грани клана связи, которые конституируют австралийское общество. Хотя членам клана разрешено собирать тотемные растения и охотиться на тотемных животных, им строго запрещено их съедать. Принесенные в совме­стные празднества тотемные растения и животные клан может обменять на дары природы, которые имеются у других кланов и на которые не распро­страняются пищевые запреты, действующие в данном клане. В этом случае тотемы становятся средством обмена благами между представителями раз­ных кланов. Они управляют действиями, которые образуют связи, стоящие над отдельным кланом и имеющие конститутивное значение для становления и сохранения общества".

Контрольные задания

Задание 1. Дайте определения понятий: религия, теизм, политеизм, монотеизм. Проведите сравнительный анализ этих понятий.

Задание 2. Дайте определения понятий: анимизм, тотемизм, фетишизм. Проведите сравнительный анализ данных форм первобытных верований.

Задание 3. Можно ли считать анимизм и тотемизм "надприродными" верованиями? Подтвердите свой ответ ссылками на авторитетного исследо­вателя этой проблемы.

Задание 4. Кто является создателем "анимистической теории"? Вари­анты ответа: Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Э. Дюркгейм.

35


Задание 5. Кто из ученых подробно разработал вопрос о тотемизме и его социальных функциях? Варианты ответа: Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Э. Дюркгейм.

Задание 6. Назовите имена ученых и мыслителей, которые связывали возникновение религии с чувством беспомощности человека перед проти­востоящими силами природы.

Задание 7. Назовите стадии, которые прошла религия в процессе сво­его развития, по мнению сторонников "натуралистической" и эволюционной (антропологической) школ.

Задание 8. Сформулируйте точку зрения христианского автора о. Александра Меня на причины происхождения религии. Найдите его аргу­менты в соответствующем фрагменте в разд. "Дополнительные материалы". Познакомьтесь с работами о. А. Меня, приведенными в списке литературы, и сформулируйте свою позицию по вопросу о причинах происхождения рели­гии.

Задание 9. Назовите ученого, который внес существенный вклад в раз­работку проблемы соотношения магии и религии. Варианты ответа: Дж. Фрэ­зер, Э. Тайлор, Э. Дюркгейм.

В чем заключается различие между религией и магией по мнению это­го ученого?

Задание 10. Какой из вариантов ответа на вопрос о соотношении магии и религии вы считаете правильным:

1. Магия возникла раньше, чем религия.

2. Магия и религия возникли одновременно?

Задание 11. На наш взгляд, наиболее удачное определение религии дал известный английский этнолог Джеймс Фрезер (1854-1941), автор книги "Золотая ветвь" (1915, на русском языке опубликована в 1983): "Религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни" (С. 54). Удачным оно представляется потому, что Фрезер не опреде­лил эти вышестоящие силы как сверхъестественные, т. е. надприродные, что обычно делается в других определениях религии. Как вы думаете, поче­му этот момент представляется важным?

Задание 12. Найдите правильный вариант ответа на вопрос о соотно­шении понятий "анимизм" и "пантеизм":

1. Это синонимы.

2. Пантеизм есть форма верования, которая предшествует анимистиче­ской стадии в процессе становления религии.

3. Пантеизм есть этап в развитии и трактовке монотеизма, сторонники которого отождествляют бога с природой, но при этом признают существо­вание единого бога-творца, что и отличает их от анимистов.


Задание 13. Обоснуйте вариант ответа на вопрос о том, каково соот­ношение между религией и искусством как формами общественного созна­ния:

1. Религия появилась раньше, чем искусство.

2. Искусство появилось раньше, чем религия.

3. Процессы становления искусства и религии тесно связаны, и разви­вались они практически одновременно.

Список литературы

Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1995.

Дюмезиль Ж. Боги индоевропейцев. М.: Наука, 1983.

История первобытного общества: В 3 т. М.: Наука, 1983-1988.

История Востока. Восток в древности. М., 1998.

Кант И. Религия в пределах только разума. М.: Наука, 1980.

Кларк Дж. Д. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977.

Классики мирового религоведения. М., 1996.

Крывелев И. А. История религии: Очерки: В 2 т. М., 1988.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,

1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Ленин В. И. Социализм и религия // Полное собр. соч. Т. 12.

Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. М.: Наука, 1975.

Мень А. История религии: В 6 т. М., 1991-1995.

Мифологический словарь. М., 1990.

Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1990.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М., 1996.

Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. •

Религиозные традиции мира / Под ред. Б. Эрхарта. М.: Крон-
Пресс, 1996. Т. 1.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.

Социология религии: классические подходы. М., 1994.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.

Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.


37


Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю рели­гии. М, 1990.

Фейербах Л. Сущность религии. М.: Наука, 1955. Французские просветители XVIII века о религии. М.: Наука, 1960. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Наука, 1986.

Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр. соч. Т. 20.

Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космопо-лис, 1994.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА Занятие 1. Первые цивилизации Ближнего Востока

Вопросы для изучения

1. Основные черты социально-экономического и политического строя первых цивилизаций Месопотамии и Египта.

2. Духовная и художественная культура древних цивилизаций Месопотамии и Египта.