2. Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов.
4. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого вопроса.
5. Контрольные задания.
6. Список литературы.
Лособие представлено в варианте семестрового курса, проводимого по следующей схеме: 16 лекционных недель (16 лекций по 2 часа = 32 часа) + 8 семинарских недель (8 занятий по 2 часа = 16 часов). Естественно, что при большем объеме учебного времени число занятий можно легко увеличить путем превращения многих вопросов плана семинаров в самостоятельные занятия
При составлении пособия был учтен опыт чтения лекционного курса и проведения семинарских занятий по курсу "Культурология" в технических университетах Санкт-Петербурга, прежде всего в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете.
тиями, как "каменный век", "палеолит", "верхний палеолит", "мезолит", "неолит", определения которых содержатся в словаре. Прочитайте материал соответствующих фрагментов в разд. "Дополнительные материалы".
Для выяснения логики становления и основных этапов развития изобразительного искусства внимательно изучите фрагменты из работ Я. А. Шера и А. Д. Столяра. Обратите внимание на роль в процессе развития человеческого сознания, которую авторы отводят художественной деятельности человека. Сопоставьте концепции А. Д. Столяра и Я. А. Шера.
Познакомьтесь с основными памятниками палеолитического искусства, определите их виды, технику изготовления и основную тематику. Для этого внимательно прочитайте в словаре статьи "анимализм", "Альтамира", "дольмен", "Капова пещера", "кромлех", "Ляско", "менгиры", "Фон-де-Гом", "Шо-ве", "Шитирский идол" и др.
Проверьте глубину полученных знаний путем выполнения контрольных заданий. Посмотрите внимательно список литературы. Выберите и прочитайте книги, которые вас наиболее заинтересовали.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Занятие 1. Происхождение искусства
Вопросы для изучения
1. Сущность искусства как формы общественного сознания
2. Основные стадии развития и формы первобытного искусства
Методические указания
При рассмотрении первого вопроса следует выявить различное содержание, которое заключено в термине "искусство". Ознакомьтесь с определениями этого понятия, которые приведены в словаре основных терминов по данной теме. Затем найдите в соответствующих текстах из раздела "Дополнительные материалы" основные точки зрения на сущность искусства как формы образного, художественного освоения мира, которые высказаны учеными. Сопоставьте позиции таких известных российских культурологов, как А. Д. Столяр, Я. А. Шер, М. С. Каган, А. Мень.
Познакомьтесь с определениями основных видов искусства, предложенными в словаре в статьях "архитектура", "живопись", "музыка", "скульптура", "танец" и др.
При изучении второго вопроса прежде всего следует уяснить основную периодизацию первобытной эпохи. Для этого ознакомьтесь с такими поня-
Словарь терминов
Альтамира, наиболее значительная по художественному богатству палеолитическая "картинная галерея". Расположена на северных отрогах Пиренеев к югу от г. Сантандер (Испания); открыта в 1869-1870 гг. В 1875 г. впервые осмотрена антикваром-любителем М. де Саутуолой, который обнаружил здесь следы стоянки древнего человека. Только в 1879 г. была замечена громадная многокрасочная роспись на потолке бокового зала. Эта "фреска" изображала целое стадо бизонов и других зверей (длина фигур - до 2.25 м) верхнепалеолитической фауны. Древность "фрески" А. по радиоуглерод-ному методу определяется примерно в 15 500 лет.
Анимализм, в изобразительном искусстве создание образа животного, зверя. Характерная черта первобытного искусства.
Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).
Декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных
предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом.
Дольмен (от бретон. Tol - стол и men - камень), мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки.
Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве...
Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.
Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности: масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.
Искусство, 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.; 2) в узком
смысле - изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Каменный век, древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад (в отдельных районах каменный век закончился значительно позднее). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством; в неолите появились мотыжное земледелие и скотоводство. Общественные отношения - "первобытное человеческое стадо", затем родовой первобытно-общинный строй. Каменный век сменился бронзовым веком (у австралийцев и некоторых других племен сохранялся до XX в.).
Капова пещера, на Южном Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов, лошадей.
Кроманьонцы, ранние представители современного человека (неоан-тропа) в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад; возможные предки европеоидной расы. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. Вскоре многочисленные останки кроманьонцев были найдены в Италии (гроты Ментоны), а затем и во многих других местах по всему земному шару. Часто кроманьонцами называют всех ранних людей современного вида независимо от места находки, что вряд ли справедливо, так как только в Европе существовало несколько их различных видов. В Восточной и Южной Африке корни кроманьонцев прослеживаются в более ранние эпохи: возможно, они жили уже 1.6 млн. лет назад (мальчик-архантроп из Кении). Предполагается, что предки кроманьонцев, "протокро-маньонцы", проникли на Ближний Восток и в Южную Европу в период последнего оледенения, около 100 тыс. лет назад.
Кромлех (от бретон. crom - круг и lech - камень), мегалитическое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Северной Франции, Великобритании и других странах.