Методические рекомендации
Приступая к изложению первого вопроса темы, дайте краткую характеристику исторических условий формирования европейской политической мысли XVIII века. Представляя политическое учение Ш.Монтескье, обратите особое внимание на смысл и направленность его главного произведения – «О духе законов». Выясните, что, собственно, Ш.Монтескье понимает под «духом законов», и как в связи с этим он трактует характер и смысл работы законодателей. Покажите, какие именно идеи французского мыслителя дают основание считать его одним из основоположников концепции правового государства. Особо выделите принцип разделения властей. Растолкуйте его смысл и покажите, чем формулировка этого принципа у Ш.Монтескье отличается от аналогичной у Д.Локка. Охарактеризуйте также идеи Ш.Монтескье о существенном влиянии географической среды (в первую очередь климата) на политическую жизнь.
Излагая второй вопрос темы, охарактеризуйте особенности варианта теории общественного договора, предложенного Ж.-Ж.Руссо. Определите, чем этот вариант принципиально отличается от аналогичных концепций Т.Гоббса и Д.Локка. Опишите, как выглядит руссоистский идеал государственного устройства. Особое внимание обратите на анализ Ж.-Ж.Руссо роли социального неравенства в историческом процессе. Подумайте, почему этот мыслитель считается предшественником всех последующих радикальных политических учений (социалистических, революционно-демократических и пр.)?
Литература
1. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. – М.: Зерцало, 2006.
2. История политических и правовых учений / Под общ. редакцией В.С.Нерсесянца. – М.: Норма, 2005.
3. Монтескье Ш. О духе законов. – М.: Мысль, 1999.
4. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
6. Политология: Хрестоматия / Под ред. Василика М.А. – М.: Гардарики, 2000.
7. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969.
ТЕМА 7. Политические идеи американских просветителей XVIII в.
1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона.
2. Т.Пейн о правах и свободах человека.
3. Т.Джефферсон утверждал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Зная политическую историю XIX-XX в.в., покажите, подтверждается ли сегодня тезис американского мыслителя?
Методические рекомендации
Изложение первого вопроса темы предварите краткой исторической справкой о специфике политического развития США XVIII – начала XIX в.в. Представляя политические воззрения Т.Джефферсона, отметьте фундаментальное обоснование американским мыслителем гражданских прав и свобод личности, необходимости политического равенства. Подчеркните убежденность Т.Джефферсона в преимуществах демократической формы правления, в необходимости заключения «общественного договора» через принятие конституции на основе прямого волеизъявления граждан. Проследите влияние либеральных идей Д.Локка на формирование взглядов Т.Джефферсона, укажите как сходные, так и отличительные черты их политических воззрений. Далее, охарактеризуйте наиболее заметные черты политических позиций А.Гамильтона. Отметьте его приверженность идеям федерализма, убежденность в неизбежности социального неравенства и необходимости защиты частной собственности, государственного регулирования социально-классовых отношений и государственной же поддержки развития предпринимательства.
Второй вопрос темы посвящен анализу политических взглядов Т.Пейна – представителя демократического направления американского Просвещения. Т.Пейн известен как самый, пожалуй, яркий и последовательный защитник концепции неотчуждаемых прав и свобод человека. Отметьте глубокий и достаточно радикальный демократизм воззрений Т.Пейна, подчеркните критичность его мнения о роли государства как орудия, закрепляющего социальное неравенство, зафиксируйте приверженность американского мыслителя идеям конституционализма. В заключение, оцените историческое значение идей американских просветителей, охарактеризуйте фундаментальность их практического воплощения в политическую жизнь США и всего западного мира.
Литература
1. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. – М.: Зерцало, 2006.
2. История политических и правовых учений / Под общ. редакцией В.С.Нерсесянца. – М.: Норма, 2005.
3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
5. Политология: Хрестоматия / Под ред. Василика М.А. – М.: Гардарики, 2000.
6. Федералист: Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Медисона и Джона Джея. – М.: Прогресс, 1993.
7. Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. – М.: Наука, 1992.
8. Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. – М.: Республика, 1996.
ТЕМА 8. Политические концепции европейских мыслителей первой половины XIX века
1. Политический утилитаризм И.Бентама.
2. Концепция либеральной демократии А.Токвиля.
3. И.Бентам считал, что цель государства – удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц – суть единственно реальные интересы, - писал он. - Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества». Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Ответ аргументируйте.
Методические рекомендации
Раскрывая первый вопрос темы, кратко охарактеризуйте содержание философской концепции утилитаризма, разработанной английским философом, юристом и экономистом И.Бентамом. Покажите, каким образом эта концепция применима в политико-правовой сфере общественной жизни. Поясните, в чем «реалистическая концепция права» И.Бентама расходится с практически общепринятой на тот момент теорией «естественного права». Опишите, как в работах английского мыслителя идея защиты частной собственности уживается с призывами к равенству и равномерному распределению богатств. Объясните, какую роль в этом процессе И.Бентам отводил государству. Особо отметьте вклад английского философа в теорию и практику парламентаризма. Покажите, какие именно идеи И.Бентама в этой области оказались действенными, а какие были впоследствии отвергнуты политической практикой.
Излагая второй вопрос темы, не забудьте дать краткую историческую справку об условиях формирования политических взглядов А.Токвиля. Анализ же содержания этих взглядов должен основываться на знакомстве с классическим трудом французского мыслителя под названием «Демократия в Америке». Отметьте основные достоинства политической демократии, фиксируемые А.Токвилем: решение проблемы равенства, обеспечение гражданских и политических прав и свобод, разделение властей и др. Самой же, пожалуй, оригинальной и новой для того времени идеей этой работы стала мысль о том, что демократия, последовательно решая проблему равенства, тем самым незаметно создает нарастающую угрозу главной демократической ценности – свободе! Подумайте (вместе с А.Токвилем), как и почему происходит подобная трансформация, и какими средствами можно защититься от вырождения демократии в тиранию большинства.
Литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс – Политика, 1993.
3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. – М.: Зерцало, 2006.
4. История политических и правовых учений / Под общ. редакцией В.С.Нерсесянца. – М.: Норма, 2005.
5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
7. Политология: Хрестоматия / Под ред. Василика М.А. – М.: Гардарики, 2000.
8. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: Весь мир, 2000.
ТЕМА 9. Политические концепции европейских мыслителей второй половины XIX века
1. Трактовка политики в позитивистских учениях О.Конта и Г.Спенсера.
2. Классовая теория политики в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса.
3. Во всех странах, осуществивших на основе марксистских идей социалистические революции, неизбежно возникали тоталитарные (или близкие к ним по типу) политические режимы. Объясните логику превращения государства, провозглашающего своей главной целью защиту людей труда (рабочих, крестьян), в инструмент тоталитарного режима.
Методические рекомендации
Раскрывая первый вопрос темы, кратко представьте содержание философского позитивизма, основоположником которого считается О.Конт. Затем охарактеризуйте исходные положения «новой политической философии» О.Конта. Опишите выделенные французским мыслителем «естественные законы политических явлений». Объясните неприязнь О.Конта к идее народовластия. Подчеркните значение, придававшееся основателем позитивизма идее гармонии общественного развития. Поясните, как именно О.Конт эту «гармонию» себе представлял.
Далее следует остановиться на исходных постулатах «органической теории общества» Г.Спенсера. Объясните, что такое «органицизм» в социальных науках, и какое преломление эта идея получает в применении к политическим реалиям. Прокомментируйте, к примеру, замечание Г.Спенсера о том, что «конституции не создаются, но сами вырастают». Охарактеризуйте отношение Г.Спенсера к проблемам свободы, равенства, прав человека, демократии.
Приступая к изложению второго вопроса темы, охарактеризуйте общефилософскую позицию марксизма, покажите, что политика в ней трактуется как надстроечный элемент, следующий в своем развитии за изменениями экономического базиса. Подчеркните, что смысл и природу политических явлений К.Маркс и Ф.Энгельс видели во взаимоотношениях классов. Государство при этом интерпретируется как «политическая организация экономически господствующего класса», как орудие господства, угнетения эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства. Проследите, как в рамках данной концепции объясняются эволюция государства, его трансформация в ходе социалистической революции, какова, по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, конечная судьба государства и политики в целом. Зная историческую практику воплощения в ХХ веке марксистских идей в экономическую и политическую реальность, попробуйте оценить степень подтвержденности этой концепции: какие именно ее положения «сработали», а какие – нет?