Смекни!
smekni.com

Линейные программы Методические указания по дисциплине «Информатика» к выполнению практической работы №1 (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Средняя общеобразовательная профильная школа

дифференцированного обучения №17 города Павлодара

Линейные программы

Методические указания

по дисциплине «Информатика»

к выполнению практической работы №1

программирование в Turbo Pascal

(для внутришкольного пользования)

г. Павлодар, 2007г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР Шевченко Л.В.

Руководитель методического объединения учителей математики, информатики, физики Харитонова Т.В.

«20» августа 2007г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор СОПШДО №17 города Павлодара

Шиндлярская Г.Ш.

«20» августа 2007г.

Составитель: Преподаватель математики и информатики СОПШДО №17 г.Павлодара

Шкиль Владимир Григорьевич

Практическая работа №1

Тема: Программирование линейных алгоритмов

Цель работы: Получение навыков работы с линейными программами в Паскале.

1. Теоретический материал.

Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан в 1968–1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

1. Прост для обучения.

2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

5. Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;

Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp – файл конфигурации системы;

Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Запуск интегрированной среды программирования

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах.

Окно – это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно – это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

F1 – выводит окно подсказки;

F2 – сохраняет файл активного окна;

F3 – появление диалогового окна и возможность открыть файл;

F4 – запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

F5 – масштабирует диалоговое окно;

F6 – переходит к следующему открытому окну;

F7 – запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

F8 – запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

F9 – компилирование программы в текущем окне;

F10 – возвращение в меню.

Как войти в меню? Всего есть три возможности:

- с помощью "мышки";

- с помощью клавиши F10;

- с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

Save as – сохранить с новым именем,

Save all – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Change dir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print – печать файла,

Get info – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

Exit – выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

• раздел описания модулей (uses);

• раздел описания меток (label);

• раздел описания констант (const);

• раздел описания типов данных (type);

• раздел описания переменных (var);

• раздел описания процедур и функций;

• раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль следующая:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses ...; {раздел описания модулей}

Var ..; {раздел объявления переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность

... операторов}

End. {конец программы}

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.

Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.

Задача 1. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран.

Program Summa2;

Var

number1, {переменная для хранения первого числа}

number2, {переменная для хранения второго числа}

rezult {переменная для хранения результата вычисления}

: integer;

Begin {признак начала программы}

number1 := 3; {присваиваем переменной number1 значение 3}

number2 := 4; {присваиваем переменной number2 значение 4}

{складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult }

rezult := number1 + number2;

Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран}

End. {признак конца программы}

Подведем итог.

Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов. Из разделов описаний имеется лишь один – раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var. Мы описали три переменные: number1, number2, rezult. Все они переменные целого типа. Поэтому мы перечислили их через запятую, поставили двоеточие и указали тип переменных. Подобные объявления разделяются между собой точкой с запятой.

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.

Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.

Оператор присваивания. Арифметические выражения

Оператор присваивания - основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора:

имя величины := выражение

Например, V:=A; или V:=A+1;

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.

Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.

Если в процессе выполнения программы встречается пере присваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).

Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.