Смекни!
smekni.com

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание (стр. 36 из 51)

1) Я-идентичность (осознание себя неизменным в про­странстве и времени), другими словами — эго-идентич-ность, совокупность представлений о себе, дающих воз­можность чувствовать свою уникальность;

2) групповую идентичность;

3) психосоциальную идентичность (значимость бытия с точки зрения общества), имеющую два сечения: положи­тельная идентичность предполагает образ того, каким человек должен стать, а отрицательная — каким чело­век не должен стать. В связи с взаимопереходами и вза­имозаменами этих сечений происходит формирование обновленной идентичности.

Сформировавшаяся идентичность характеризуется опреде­ленным временем (периодом жизни), местом в социуме и от­ношением к окружающим.

Процесс становления идентичности описан Э. Эриксоном как разрешение кризисов на каждой стадии развития, кото­рое приводит к обретению новой идентичности.

Кризис идентичности в юношеском возрасте — период вре­мени, в течение которого молодой человек или девушка напря­женно решает такие вопросы, как: « Что я собой представляю? », «Куда я иду?» Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о своей собственной социальной роли, и они строят предположе­ния о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуа­ции.

Проблемы становления идентичности вызываются проти­воречиями между:

• полным отождествлением себя с определенной группой, с конкретным человеком и самоутратой (потерей соб­ственного «Я», своей индивидуальности) на фоне глубин­ного стремления к самосохранению, самоуважению. Разновидность этого противоречия — «предупредитель-

213

ность» — самоотождествление с ожиданиями других людей33;

• жесткой целенаправленностью воздействий в процессе воспитания, передачи культурных традиций и ценнос­тей и естественным процессом полоролевой, личностной, этнической идентификации;

• плохим знанием себя и потребностью в самоутвержде­нии, самоопределении.

Последствия неразрешенных проблем становления идентичности:

• трудности в социальной адаптации;

• потеря целостности Я—концепции и, как следствие, не­уверенность в себе, сверхзастенчивость;

• переживание одиночества при потере тождественности со значимыми другими.

Зарисовки из жизни

Отказ идентифицироваться со сверстниками

Одноклассники казались мне маленькими детьми. Они не знали, что такое боль, что такое настоящее унижение и как ему противостоять. Они не умели и не желали пользо­ваться отпущенным им здоровьем и свободой. На фоне боль­ничных и интернатских детей они казались немного дебиль­ными, а интриги их выглядели детскими.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 67.

Стремление к автономии и независимости и одиночество

Итак, я получила право на самостоятельное жилье пото­му, что иначе бы просто ушла из дома. До этого я уже ноче­вала по подругам и возлюбленным, и, поняв, что меня боль­ше не удастся контролировать, мама дала ключи от Арбата.

33 Подробнее см.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности чело­века: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 67.

214

Я чувствовала себя одиноко и искала близких по всему свету. Хиппи были культовой группой, брали на себя функ­цию семьи, создавали атмосферу доверительности, близос­ти и эмоциональной открытости. С ними мне было лучше, чем с родственниками.

Там же. С. 89.

Данные исследований Профессиональная идентичность выпускников педвуза

В рамках исследования Н. Л. Регуш (1998), задачей кото­рого было выявить особенности профессионального «Я» у сту­дентов — выпускников педагогического университета, была использована проективная методика X. Абельса «Каков я есть» (фотоисследование), позволяющая установить, с образа­ми каких социальных групп или конкретных людей человек идентифицирует себя.

Участникам опроса предлагалась инструкция: «Если бы я захотел рассказать моему сверстнику, который не владеет моим родным языком, кто я такой и как живу, я послал бы ему следующие пять фотографий», после чего давалось зада­ние описать эти фотографии, ранжируя их по степени значи­мости.

В таблице 11 представлены аспекты идентичности студен­тов V курса (п=106).

215

Таблица 11

Характеристика идентичности студентов V курса педвуза (Регуш Н. Л., 1998)

Характеристика Всего % Оценка по Стьюденту
идентичности образа Я ответов t
1. Семья, дом, дача 143 26,9 1,91 0,95
2. Я и мои друзья 87 16,4
3. Мой край, город 84 15,8
4. Студенческая жизнь 64 12,1 0,59 0,44
5. Мой автопортрет 33 3,21
6. Профессия 30 5,64
7. Я на отдыхе 25 4,7
8. Я и животные 24 4,5
9. Хобби 19 3,5
10. Мечты 9 1,69
11. Любимый человек 8 1,5
12. Муж, свадьба 4 0,7
13. Мое прошлое, будущее 1 0,2
Всего ответов 531 100%

Полученные данные обнаружили тот факт, что у большин­ства выпускников профессиональная идентичность практичес­ки не сформирована. Из общего числа ответов (531) только 30 связаны с профессиональной деятельностью. Этот результат можно объяснить с различных позиций. Несформированность профессиональной идентичности, вероятно, является след­ствием несовершенства системы обучения. Но правомерна и другая гипотеза: выпускники не планируют работать по спе­циальности (учителями в школе), а потому и не формируют образ профессионального «Я».

Несмотря на то, что в рамках данного исследования эти ги­потезы не проверялись, их правдоподобность обосновывают данные о проценте выпускников, идущих работать после окон­чания в школу (15-20%) (Регуш Н. Л., 1998).

216

8.3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ nEPDKHBAHHilMH

Одна из причин, препятствующих позитивному развитию личности, — неспособность любить, которая проявляется в постоянных негативных эмоциях: гневе, депрессии, скуке, раздражительности, подозрительности, пессимизме и др. Эти негативные эмоции заполняют жизнь человека, хотя могут скрываться под масками благополучия и вынужденной веж­ливости.

К числу основных проблем здесь можно отнести:

• регуляция эмоций и чувств;

• переживание одиночества.

Причины проблем развития, связанные с эмоциональной сферой, — противоречия между:

• силой, новизной, яркостью переживаемых эмоций и чувств и отсутствием опыта управления ими;

• эмоциональными ожиданиями, связанными с влечени­ями, и их неудовлетворенностью;

• желанием быть понятым и несформированностью эмо­циональной рефлексии;

• представлениями о привлекательной внешности челове­ка и тревогой, связанной с самооценкой своей внешнос­ти и других физических данных;

• сексуальными потребностями и переживаниями относи­тельно реализации сексуального поведения;

• между потребностью в близких, интимных, дружеских отношениях со сверстниками и неудовлетворенностью этой потребности.

Зарисовки из жизни

Переживание первой любви

Первая любовь накладывает отпечаток на всю дальней­шую жизнь мужчины. Если эта любовь была счастливой, если

217

женщина или девушка, пробудившая чувства юноши, отве­тила на них и была верна, ощущение доверия, ясности ста­нет спутником всей его жизни. Если в тот первый раз, когда ему захотелось отдать себя и довериться, он был отвергнут или предан, рана никогда не заживет до конца, а моральное здоровье еще долго будет подорвано.

Конечно, не всегда результаты разочарований одинако­вы. Любовь — не болезнь с постоянными симптомами. Мэри Энн Чайворт презирала Байрона — калеку — и он стал Дон Жуаном и заставил всех следующих женщин поплатиться за жестокость первой. Мария Беднел отвергла Диккенса — бед­няка, и он стал властным, придирчивым, вечно недовольным мужем. Для обоих первый удар не прошел бесследно, поме­шав быть счастливыми в браке.

Моруа А. Из писем к незнакомке // Иностранная лите­ратура. 1974. № 1.С. 154.

Самоанализ эмоциональной жизни

В тот период времени, который я считаю пределом от­рочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где-нибудь встретить. Это она была немножко Сонечка, немножко Маша, жена Василия, и не­множко женщина с жемчугами на белой шее, которую я ви­дел очень давно в театре, в ложе подле нас. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня, благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было — на­дежда на необыкновенное, тщеславное счастье, — такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро вследствие какого-нибудь необыкновенного случая вдруг сделаюсь богатым и самым

218

знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в тревожном ожидании чего-то волшебно-счастливого. Я все ждал, что вот начнется, и я достигну всего, чего может же­лать человек, и всегда повсюду торопился, полагая, что уже начинается там, где меня нет. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального.

Толстой Л. Я Детство. Отрочество. Юность. М., 1978. С. 138.

Переживания одиночества в большой студенчес­кой аудитории

В гигантской аудитории чувствуешь себя затерянной, нич­тожной... Для общего курса гибельно не то, что профессор говорит соло, а совсем другое — количество студентов, их безликость. Профессор нас не знает, да и мы друг друга тоже. В школе класс совсем иное, это группа, небольшая группа, члены которой один для другого существуют, а вов­се не бесформенная магма безликих, изолированных друг от друга, сидящих перед этим холодным светом, в этом вок­зальном вестибюле.