Смекни!
smekni.com

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание (стр. 39 из 51)

• состояние здоровья;

• профессиональная деятельность;

• семья (своя и родительская);

• социально-экономическая ситуация в обществе (макро­социум);

• неразрешенные психологические проблемы предшеству­ющих возрастных периодов.

9.1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ (22-35 лет — мужчины, 21 -35 лет — женщины)

Проблемы:

• близость против изоляции (одиночество как образ жизни);

• проблемы, связанные с развитием познавательной дея­тельности;

• проблемы, актуализирующиеся по мере развития семей­ной жизни (проблемы родителей-одиночек);

• проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

9.1.1. Близость против изоляции

Раскрывая суть основного противоречия этого этапа разви­тия «близость против изоляции», Э. Эриксон пишет: «Ново­испеченный взрослый, появившийся в результате поисков и

233

упорного отстаивания собственной идентичности, полон же­лания и готов слить свою идентичность с идентичностью дру­гих. Он готов к близости или, по-другому, способен связывать себя именованными отношениями интимного и товарищеско­го уровня и проявлять нравственную силу, оставаясь верным таким отношениям, даже если они могут потребовать значи­тельных жертв и компромиссов» (Эриксон Э., 1996, с. 369). Обратной стороной близости является дистанцирование, пред­ставляющее собой стремление человека изолировать людей, представляющихся для него опасными, в том числе захваты­вая пространство близких отношений.

«Опасность этой стадии, — отмечает Э. Эриксон, — заклю­чается в том, что интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям. Но по мере того, как очерчиваются зоны взрослых обязанностей и когда схватка соперников отделяется от сексуального объятия, они со временем становятся подвластными тому этическому чувству, которое служит отличительным признаком взросло­го человека» (Там же, с. 370).

Стремление к близости при одновременном переживании потребности в автономии, сохранении своей идентичности, лич­ностной территории, безусловно, порождает сложные, проти­воречивые переживания, проявляющиеся при установлении взаимоотношений с близкими людьми. Реальные картины жиз­ни рисуют людей, которые любят друг друга, делятся самыми интимными переживаниями и мыслями и одновременно ведут борьбу за право признать свое прошлое таким, каким оно было до встречи, свой прежний круг друзей, родственников и т. д.

Таким образом, причиной проблем в этот период может явиться противоречие между:

• потребностью быть в близких отношениях и найти и со­хранить свою эго-идентичность;

• потребностью быть в близких отношениях и иметь свою автономию, права, признаваемые другой стороной.

234

Разрешение этих противоречий приводит к появлению та­ких психических новообразований, как эмпатия — понимание мыслей и переживаний другого, умение встать на позицию другого человека.

Положительным последствием разрешения названных про­тиворечий является выработка диалогического подхода к разре­шению конфликтных ситуаций со всеми атрибутами диалоги­ческого общения: умением выслушать, исследовать потребности другого, выразить свои чувства, обсудить проблему с различных позиций и др.

Самоанализ и развитие самоотношенния становится усло­вием для коррекции «своей территории», в процессе которой человек может определить, с чем он готов и может расстаться для сохранения близости, что нужно изменить в себе, а что является сущностным, то есть не может быть изменено ни при каких условиях. Результатом подобных многочисленных са­моанализов и рассуждений становится формирование чувства собственного достоинства.

Если противоречие не разрешается появлением новообра­зований, то оно углубляется, в результате чего начинают до­минировать отрицательные последствия: происходит форми­рование конфликтности, подозрительности, обидчивости, нередко ревности к прошлому, другим людям.

Противоречие «близость против изоляции» провоцирует трудности, связанные с невозможностью (боязнь, комплексы и т. п.) человека реализовать потребность в близких отноше­ниях. В этом случае начинает формироваться чувство одино­чества не как желаемое, а как вынужденное переживание.

Л. А. Коростылева замечает по этому поводу: «Американс­кие психологи выделяют такую трудность, как боязнь интим­ности, которая, по мнению одиноких людей, содержит ряд опасностей. Открытость в выражении чувств может быть чре­вата серьезными упреками со стороны партнера, потерей кон­троля над собой, своей индивидуальности. Вызывает тревогу

235

слияния с партнером, поскольку предполагается потеря аутен­тичности или возможность оказаться покинутым. При этом срабатывает механизм психологической защиты. Особенно сильно выражены такие охранительные меры у людей, не до­веряющих себе, с неадекватной самооценкой, с пониженным чувством собственного достоинства» (Коростылева Л. А., 2000, с. 174).

Зарисовки из жизни

Эмоциональная регуляция

После дуэли с Грушницким, которая тяжело пережива­лась Печориным, он получил письмо от Веры, из которого узнает, что она погубила свою репутацию, что она глубоко несчастна. Печорин вскакивает на коня и мчится догонять Веру, но конь не выдерживает и издыхает от усталости.

«Пробовал идти пешком — ноги мои подкосились; из­нуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую землю и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал горько, не стара­ясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разо­рвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк...

Мне однако приятно, что я могу плакать! Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово.

Я возвратился в Кисловодск в 5 часов утра, бросился на постель и уснул сном Наполеона после Ватерлоо».

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. Л.; М., 1962. С. 456.

Различные понимания взаимности, близости между мужчиной и женщиной

Молодая женщина, которая тяжело больна, лежит в больнице, получает письмо из дома.

236

Здравствуй, Людмила. Шлю пламенный привет. Я о тебе сильно беспокоюсь. Лариска сказала, что тебе будет опера­ция. Напиши, хорошие там доктора или нет, заметишь, что придерживают лекарства какие подороже — ты с них тре­буй, не стесняйся. Если нуждаешься, отбей телеграмму, выш­лю из получки 200 рублей, это запросто.

Лариса говорила, что ты переживаешь, что я не евши ухо­жу на работу и некому рубашки постирать. Про это мозги себе не засоряй, пока у. тебя температура, и сердце береги. Чтоб тебе поменьше хлопот, я пока перешел к Нюрке Тихо­новой, продавщице. У нее комната 18 метров, а мать помер­ла. Ты не сомневайся, перееду обратно, если выздоровеешь, все будет в ажуре.

Белье из прачечной я принес. Один пододеяльник, гады, изорвали. Пока я взял к Нюрке подушку — 1, наволочки — 3 и одеяло стеганое. Насчет телевизора, если тебе Лариска наболтала, так я его перевез временно. А тогда, если вер­нешься, можно его загнать, возьмем в рассрочку цветной, было бы здоровье. Так что выздоравливай спокойно, лежи, не торопись, слушайся докторов. С приветом, любящий тебя Геннадий.

Проявления ревности

Позднышев любит свою жену, стремится к близости с ней, но в то же время страдает от того, что она сохранила некоторый свой мир, в котором его нет, и он ревнует к нему, остро переживая это чувство.

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось фи­зически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хоте­лось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показываю­щее высокую степень этого моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, и пото-

237

му, чтобы все-таки дать ход своему бешенству, схватил со стола пресс-папье, еще раз прокричав: "Уходи!" — швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо».

Толстой Л. Н. Крейцерова соната / Семейное счастье: Повести и рассказы. СПб., 1996. С. 467-468.

Любовь и стремление к автономии

Я прошла жестокую школу и прошла ее на собственной шкуре (может быть, на мне учились, не знаю). Двадцати лет великолепная и победоносная, я во всеуслышание заявила: «Раз я люблю душу человека, я люблю и губы. Но если бы эти губы у него срезали, я его бы все-таки любила».

И десять лет подряд непреложно:

«Это романтизм. Это ничего общего с любовью не имеет. Можно любить мысль человека — и не выносить формы его ногтей, отзываться на его прикосновение — и не отзываться на его сокровеннейшие чувства. Это разные области. Душа любит душу, губы любят губы, если вы будете смешивать это, упаси Боже, стараться совмещать, Вы будете несчастной».

В большинстве людей ничего не спевается, сплошная раз­ноголосица чувств, дел, помыслов: их руки не похожи на их дела. Кроме того, самые лучшие, самые тонкие, самые не­жные так теряют в близкой любви, так упрощаются, так гру­беют, так уподобляются один другому и другой третьему, что руки опускаются. Не узнаешь: Вы ли? Вплотную в любви в пять секунд узнаешь человека, он явен — и слишком явен! Здесь я предпочитаю ложь. Я не хочу, чтобы душа, которой я любовалась, которую я читала, вдруг исчезла в птичьем ще­бетанье младенца, в кошачьей зевоте тигра, я не хочу такого самозабвения, вместе с собой забывающего и меня. Была моложе — ранило, стала старше — ограничивалась высоко­мерным, снисходительным любопытством.

М. Цветаева. Цит. по: Белкина М. Скрещение судеб. Из письма к А. Бахраху. М., 1988. С. 98.

238

Данные исследований

Причины вступления в брак

На вопрос «Зачем человеку семья?», заданный социолога­ми через газету «Семья», ответили 4 тысячи человек, не со­стоящих в браке. Результаты подтвердили важность психоло­гической совместимости и установления брачных отношений, которая, в свою очередь, зависит от их брачных установок. Так, у мужчин 30-36 лет на первом месте стоит поиск близко­го по духу человека. У женщин этого возраста на первом месте находится желание иметь опору в жизни, на втором и третьем месте — поиск близкого человека и желание быть любимой. Мужчины и женщины старше 36 лет на первое место ставят поиск близкого по духу человека, на второе — мечту — быть любимой(ым), на третье потребность любить.