Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.)
1. Проблемная ситуация:
П., мужчина 57 лет, физик. Всю жизнь проработал научным сотрудником на кафедре. Выполнял работу, все «дивиденды» (имя, заработок, участие в конференциях, поездки за границу и т. д.) от которой получал его начальник. Оглянувшись на свою жизнь, понял, что работал «за идею». Раньше работа казалась интересной, а теперь потерял интерес. Не понимает, чем он всю жизнь занимался и зачем. Захотел как-то реализоваться, но до пенсии остается всего несколько лет.
2. Проблема: невозможность самореализации.
3. Внешние признаки, говорящие о наличии проблемы: общая подавленность, постоянная задумчивость, уход в себя, пессимизм, в то же время нервозность, резкая реакция на близких.
4. Противоречие, порождающее проблему: между сложившимися ценностями и реальной ситуацией, в которой эти ценности перестают признаваться в социуме.
5. Анализ противоречий:
Проблема является закономерной для данного возрастного периода, так как находится в рамках пенсионного кризиса: осмысление прожитой жизни, утрата перспективы, потеря смысла жизни.
6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение:
• изменение экономического положения в стране;
• наличие большого количества способов зарабатывания денег;
• сравнение себя с другими. Развитие:
• появление с приближением пенсионного возраста мыслей о материальном состоянии на пенсии;
270
• актуальная необходимость обеспечивать семью;
• заработок жены превышает доход мужа;
• дети периодически упрекают в том, что «не зарабатывает денег»;
• занятие всей жизни не приносит желаемого морального и материального удовлетворения.
Кульминация: желание все бросить, уволиться с работы; необходимость принять решение о том, что делать дальше.
7. Разрешение проблемы:
П. нашел в себе силы рассказать родным о своих переживаниях (проговорил то, что его тревожит, разрядился). После этого объявил начальнику о своем желании уволиться, на что начальник предложил ему звание доцента и возможность преподавать. Нашел дополнительную работу — преподавателем на подготовительных курсах. Таким образом, приняв решение и взяв ответственность на себя, П. начал предпринимать конкретные шаги.
8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Положительные последствия разрешения проблемы: могут
быть найдены новые пути развития, возвращение смысла жизни, положительные изменения в профессиональной жизни, новые возможности самореализации.
Последствия неразрешения проблемы: депрессия, потеря смысла жизни, уход с работы.
9. Предупреждение проблемы: поиск работы, которая соответствовала бы духовным ценностям. Своевременное внимание к проблемам самоактуализации, обращение к логотера-пии.
Глава 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины)
Факторы, влияющие на проблемы развития в пожилом возрасте:
• состояние здоровья;
• законы по социальной защите и медицинской помощи пожилым людям;
• микросоциум (семья);
• ценностно-смысловые установки культуры в отношении старости.
Проблемы:
• целостность против отчаяния;
• перестройка самоотношения;
• отношения с родственниками (синдром «опустошения гнезда»);
• потеря социальной активности (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество);
• утрата смысла жизни (страх смерти).
10.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ
Пожилые люди нашего времени проживают свою жизнь в совершенно иных условиях, нежели протекала их молодость. Чтобы сориентироваться в современном предметном и технологическом мире, они должны учиться у детей. Их опыт, напротив, как правило, детьми не востребован, поскольку он не может быть использован в кардинально изменившемся мире. Для пожилых людей нашего века эта проблема становится осо-
272
бенно острой. В прежние времена взаимодействие между поколениями определялось тем, что новые поколения могли выжить, перенимая опыт, знания у старших. Опыт, мудрость пожилых имела общественную ценность и в определенной мере обусловливала благополучное выживание новых поколений. В теории М. Мид такие взаимоотношения между поколениями характерны для постфигуративной культуры34.
Очевидно противоречие между богатством жизненного опыта, отражающего целостное отношение к прожитой жизни, и . его невостребованностью, а еще хуже — пренебрежительным к нему отношением. Невостребованность одного из главных достоинств пожилых людей — их опыта, конечно же, порождает и проблемы взаимоотношений, и проблемы личностного развития.
Э. Эриксон характеризует проблемы этого периода следующим образом: «Не располагая ясным определением (целостности. — Р. Л.), я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это — постнарциссическая любовь человеческого эго — не себя (!) — как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это — принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и то, что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям... Это товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, в том виде, как они выражены в скромных результатах и простых словах былых времен и увлечений... Поэтому для отдельного человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится "вотчиной души", гарантией и знаком моральности
34 Подробнее см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.
273
его происхождения» (Эриксон Э., 1996, с. 376-377). Обратное ощущению целостности состояние — отчаяние — «выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать новые пути к целостности» (Там же, с. 377).
Разрешение конфликта между потребностью восприятия своей жизни как целого, гармоничного и достойного пути и отчаянием приводит к появлению чувства удовлетворенности прожитой и проживаемой жизнью, появлением мудрости. Именно мудрость становится той ценностью, которая может быть востребована другими и которая позволяет пожилому человеку чувствовать себя достойно и уверенно.
Таким образом, психологические проблемы возникают, если есть противоречие между:
• осознанием прожитой жизни как бессмысленной, никому и самому человеку не нужной, и необходимостью эту жизнь продолжать;
• имеющимся жизненным опытом, желанием его передать, поделиться им с другими людьми и невостребованностью этого опыта, его личностной и социальной недооценкой.
Зарисовки из жизни
Анализ прожитой жизни — отчаяние
Иван Ильич — герой рассказа Л. Н. Толстого — тяжело заболел и уже в последний период своей болезни анализирует прожитую жизнь, отвечая на вопрос: правильно ли я прожил свою жизнь?
«Ему пришло в голову то, что ему представлялось прежде совершенной невозможностью, то, что он прожил свою жизнь не так, как должно было, что это могло быть правда. Ему пришло в голову, что те его чуть заметные поползновения борьбы против того, что наивысше поставленными людь-
274
ми считалось хорошим, поползновения чуть заметные, которые он тотчас же отгонял от себя, — что они-то и могли быть настоящие, а остальное все могло быть не то. И его служба, и его устройства жизни, и его семья, и эти интересы общества и службы — все это могло быть не то. Он попытался защитить перед собой все это. И вдруг почувствовал всю слабость того, что он защищает. И защищать нечего было. "А если это так, — сказал он себе, — и я ухожу из жизни с сознанием того, что погубил все, что мне дано было, и поправить нельзя, тогда что ж?" Он лег навзничь и стал совсем по-новому перебирать всю свою жизнь. Когда он утром увидел лакея, потом жену, потом дочь, потом доктора, — каждое их движение, каждое их слово подтверждало для него ужасную истину, открывшуюся ему ночью. Он в них видел себя, все то, чем он жил, и ясно видел, что все это было не то, что все это был ужасный огромный обман, закрывающий и жизнь и смерть. Он стонал и метался и обдергивал на себе одежду. Ему казалось, что она душила и давила его. И за это он ненавидел их».
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рассказы. М., 1999. С. 338.
Невостребованность молодыми опыта старших
Бабушка и дедушка всю жизнь сами ремонтировали свою квартиру и делали это успешно. Когда возникла необходимость в ремонте квартиры семьи сына, который проживает отдельно, они с энтузиазмом пришли на помощь. У них был опыт и в подготовке квартиры к ремонту, и в выборе необходимых материалов и инструментов. Но быстро выяснилось, что ни тех красок, ни тех обоев, ни инструментов, опыт использования которых у них был, уже не существует. А те новые стройматериалы, заполнившие магазины, им совершенно незнакомы. Разочарованные и обиженные, они остались не у дел.
275
10.2. ПЕРЕСТРОЙКА САМООТНОШЕНИЯ
Перестройка самоотношения становится проблемой пожилого человека в том случае, если:
• потеряна самокритичность в отношении той или иной стороны своей личности;
• при неравномерно происходящих изменениях (физических, психических, социальных) в зоне внимания оказываются только одни и не учитываются ресурсы других сторон жизни;
• наблюдается ригидность в самоотношении, которая переносится из прошлых возрастных периодов;
• неправомерно акцентуируются временные децентрации (только на прошлое и т. п.).
Принятие изменений, происходящих в себе, — особенность не только пожилого возраста. Начиная с периодов рефлексивного самоанализа, человек находится в состоянии самонаблюдения, замечая происходящие в нем изменения. И подросток, и юноша, и взрослый живут, наблюдая за изменениями в себе, осознавая их, принимая или не принимая, корректируя и сохраняя таким образом гармоничность Я-концепции, структуры личности. Но опыт динамического самоотношения предшествующих возрастов не всегда срабатывает в пожилом возрасте. Если раньше эти изменения носили преимущественно эволюционный характер, то теперь налицо инволюционные изменения. Они более очевидны, чем те позитивные приобретения, которые обнаруживаются с приходом старости.