Смекни!
smekni.com

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание (стр. 47 из 51)

Никаких контактов с бывшими сослуживцами, забыты выставки, музеи. На это просто нет времени. Родители де­тей действительно заняты карьерой, у них есть для этого все возможности. Особенно успешно ее делает невестка, которая становится модным дизайнером, быстро осваива­ет новое жизненное пространство с его презентациями, выставками, участием в рекламе, курортами и т. п. И вот наступает момент, когда невестка сообщает, что она ухо­дит из семьи.

Пожилая женщина, которая уже давно не имела соб­ственной жизни, оказалась в состоянии шока, из которого она выйти не смогла. Когда она об этом узнала, то поняла, что с этого дня она умерла, ее лишили жизни. По сути, это

282

так и было, поскольку собственная жизнь была перечеркну­та еще 7 лет назад.

Зарисовка из жизни

Негативное отношение, изоляция

Пожилая женщина (74 года) имеет двух взрослых сыно­вей. Когда-то она была очень нужна им, так как помогала растить их детей — своих внуков. Если учесть, что один из внуков тяжело болен (диабет), то благодаря усилиям бабуш­ки сын и невестка смогли работать. Сверхзабота о внуках и детях, желание обо всех все узнать и эмоционально отклик­нуться, отсутствие каких-либо других интересов, кроме ин­тереса к жизни в семьях сыновей, привели к тому, что ба­бушку стали считать назойливой, сующей нос не в свои дела. Постепенно стали ограничивать ее в информации о семьях, а потом и вообще поставили диагноз «дура»: не так прожи­ла жизнь, нужно было делать то-то и то-то (с их точки зре­ния). Конечно, пожилая женщина живет в состоянии депрес­сии, которая поддерживается не только ухудшающимся здоровьем, но, главным образом, неуважительным отноше­нием сыновей, а теперь уже и внуков.

10.4. ПОТЕРЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество)

Одна из психологических проблем пожилых людей порож­дается противоречием между потребностью в активном обра­зе жизни и невозможностью реализации этой активности (Кларк М., Эндерсон Б. Г., 1989, с. 453-485). При этом многие пожилые переживают эту проблему только потому, что видят единственный путь продолжения активного образа жизни в сво­ей работе, которую хорошо освоили и любят. Переключиться

283

на проявления активной жизни в других сферах для многих оказывается сложно. Те, кто могут это сделать, данной про­блемы не переживают, а получают удовольствие от жизни, включаясь в реализацию тех планов, которые не могли осу­ществить, когда работали. Таких людей можно встретить в народных университетах (образовательные учреждения для пожилых), где они с удовольствием поют, учатся технике ба­тика, изучают историю города или интересующей страны, ос­ваивают различные техники прикладного искусства и т. п.

В практике психологической помощи пожилым людям уже давно существуют рекомендации по предупреждению данной проблемы. Они сводятся к своевременному планированию сво­ей жизни по выходе на пенсию и увольнении с работы. При этом не только составляются планы (что бы хотелось сделать после выхода на пенсию), но разрабатываются пути реализа­ции этих планов.

Потеря активности в пожилом возрасте часто связана не только с прекращением трудовой деятельности, но и с ухуд­шением здоровья, а часто с необходимостью обращаться за помощью к другим людям, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для жизни. В тех случаях, когда потребности пожи­лых людей в жизнеобеспечении удовлетворяются с помощью близких людей или социальных служб, проблем не возника­ет. Для многих встает проблема зависимости как противоре­чие между потребностью быть самостоятельным, независи­мым и невозможностью этой зависимости избежать. Она обостряется, если люди, от которых пожилой человек зави­сит, оказываются неделикатными, подчеркивают свою зна­чимость и немощность пожилого человека, не оказывают ему психологической поддержки. Иногда острота этой проблемы становится таковой, что пожилые люди прибегают к суици­ду. Основной процент суицида пожилых людей порождается именно неразрешенностью противоречия между невозмож­ностью самостоятельно себя обслуживать и зависимостью от

284

окружающих, которая становится психологически невыно­симой.

Данные исследований

Время и организация жизни пожилого человека

К. А. Абульханова-Славская (1999, с. 128) выделяет стра­тегии приспособления личности к социуму, приводящие к дез­адаптации:

• запаздывание, пассивное распределение времени, когда человек приспосабливается к внешним обстоятельствам;

• активное игнорирование нормативов времени;

• жизненная торопливость.

Оптимальной автор признает стратегию «опережения» ре­ального времени, когда планируются события будущего, ре­зервируется необходимое время, идет преднастройка, подго­товка к предстоящим, планируемым событиям.

Зарисовки из жизни

Категория пожилых людей, наиболее страдающих от одиночества

Именно в среде тех, кто недостаточно приспособился к обществу, — в среде обиженных, но все же продолжаю­щих надеяться людей, — одиночество представляет собой самую серьезную угрозу оберегаемому спокойствию и на­носит удар по самолюбию. Для таких людей одиночество опасно. Трогательный тому пример — мистер Макринос. Это типичный случай самой ничтожной приспособленности человека к обществу. Мистер Макринос, проживающий в убогой гостинице, уже несколько лет тяжело болен. Ему 64 года, но он дряхлый старик, единственное место, где мис­тер Макринос чувствует себя в безопасности, — это при­вычная обстановка гостиницы, в которой он живет почти 15

285

лет. Он редко выходит из дома, редко с кем разговаривает и, кроме дежурного по гостинице, неспособен пойти на­встречу тем, кто мог бы стать его друзьями. «Понимаете, я очень боюсь», — говорит он. Ему просто необходимо при­сутствие других людей — пусть даже чужих, чтобы чувство­вать себя уверенно.

Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лаби­ринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 467.

10.5. УТРАТА СМЫСЛА ЖИЗНИ, СТРАХ СМЕРТИ

За понятием «утрата смысла жизни» стоит несколько пси­хических явлений. Одно из них — необходимость самоопре­делиться в изменившихся условиях своего собственного «Я»: биологических и социальных. За этими изменениями долж­ны последовать и психические изменения. Как и в предшеству­ющие возрастные периоды, пожилой человек должен отвечать на вопрос: «Кто Я?» («сориентироваться на новой местности»).

Согласно типологии Н. С. Пряжникова (1999, с. 66), в со­ответствии с временной ориентацией человека могут быть вы­делены следующие компоненты самоопределения в пожилом возрасте:

1. По отношению к своему прошлому:

• принятие, одобрение своей прошлой жизни;

• непринятие своей прошлой жизни;

• принятие своей прошлой жизни и стремление прожить еще одну новую жизнь.

2. По отношению к своей настоящей жизни (в роли пожи­лого):

• принятие норм пожилых людей, принятых в данном об­ществе;

• частичное принятие норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему;

286

• существенный отход от принятых пожилыми норм жиз­недеятельности .

3. По отношению к предполагаемому будущему:

• подготовка к смерти;

• планирование дальнейшей жизни, насыщенной реаль­ными событиями;

• стремление воплотить себя в других людях (через вос­питательную работу, мемуары, научные труды, произ­ведения искусства).

4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:

• вера в бессмертие души;

• вера в бессмертие своих дел, помыслов и идей;

• бессмертие как воплощение себя через материализацию (самые разные формы).

Другое психическое явление, наполняющее или не напол­няющее жизнь смыслом, связано с жизненными ориентира­ми. Человек ищет опору для продолжения жизни, выбирая для себя в качестве главных те или иные цели, установки, ценнос­ти-ориентиры. Именно они становятся определяющими в вы­боре дел, предпочтений при организации жизни каждого дня, при покупках, встречах, выходах из дома и т. д.

Одним из таких ориентиров становится время. Пока чело­век видит перспективы, для него сохраняется смысл жизни и, значит, он развивается. Пожилые люди, в сознании которых ориентация на будущее представлена достаточно четко, как правило, не страдают от утраты смысла жизни. Конкретным воплощением этой ориентации являются планы, задумки, мечты. Такие люди постоянно имеют цель по реализации сво­его замысла (путешествие, книга, постройка, встреча, ремонт, обучение и т. п.). Проблемы возникают у тех, кто не видит для себя будущего, источник проблемы — в противоречии между способностью видеть, переживать, чувствовать смысл дальней­шей жизни и отсутствием представления о своем месте в буду­щем.

287

По мнению В. Франкла, особую роль в обретении смысла жизни имеют ценности. И если на более ранних этапах онто­генеза доминируют созидательные ценности, ценности пере­живания, то в пожилом возрасте эти ценности могут уйти из жизни. На место им приходят другие, дающие смысл жизни — это ценности отношения. «Именно реакция человека на огра­ничения его возможностей открывает для него принципиаль­но новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существо­вание — существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, — все же оставляет че­ловеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы называ­ем "ценностями отношения". [...] То, как он принимает тяго­ты жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявля­ет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколь­ко он состоялся как человек» (Франкл В., 1990, с. 173—174).