Осознание неизбежности смерти также подрывает осмысленность бытия (зачем что-то делать: лечиться, ходить, узнавать, все равно скоро конец). Речь идет даже не столько об осознании — оно приходит и раньше — сколько об «ощущении близости смерти». Особенно часто оно обостряется при уходе ровесников, при болезнях.
Работая с процессом умирания, А. Минделл увидел возможность преодоления страха смерти. «Именно потому, что я столь много раз видел, как люди умирают, жизнь и смерть приобрели для меня новый смысл. Это относительные понятия. Смерть нас пугает только до тех пор, пока мы отождествляемся с тем, кем мы были в этой жизни. Вот почему я рекомендую людям, которых беспокоят мысли о смерти, пройти через подробные смертельные фантазии. Фантазии, касающиеся умирания, часто выражают потребность отказаться от жизненной позиции или самоотождествления, которые себя изжили. Когда
288
люди представляют себе, что они умирают, они часто закрывают глаза, на какое-то время воздерживаются от привычного самоотождествления и вступают в новую фазу жизни» (Мин-деллА.,2000, с. 36).
К аналогичной мысли приходит и отечественный психолог В. Н. Карандашев: «Страх смерти— это иллюзия самовлюбленного сознания, наивно полагающего свою жизнь своею собственностью. Только отказавшись от этого чувства собственности, преодолев эгоцентричность, отдав свою жизнь за что-то, что представляет гораздо большую ценность, можно избавиться от страха смерти, достичь бессмертия» (Карандашев В. Н., 1995, с. 252).
Зарисовки из жизни
Из ответов на вопрос: Кто я?
В день 70-летия родственники В. И. решили заснять ее на видеокамеру. Когда ее попросили сказать что-нибудь в камеру, она подумала и говорит: «Я дура. Правда, такой меня считают сейчас мои сыновья и невестки. А вообще-то меня ценили на работе и до сих пор уважительно относятся. А сейчас я дура. Вот мои юбилейные слова».
Рассуждения о близости смерти
Не нынче — завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся — раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать? Как может человек не видеть этого и жить — вот что удивительно! Можно жить только, покуда пьян жизнью, а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это — только обман, и глупый обман.
Толстой Л. Н. Исповедь // Семейное счастье: повести и рассказы. СПб., 1996. С. 316.
289
Кризис ценностей
Хорошо известно, что в жизни Л. Н. Толстого именно в пожилом возрасте произошел кризис, связанный с переоценкой ценностей. Он относится к 1880-м годам, когда Л. Н. Толстому шел шестой десяток.
«До перелома в своем мировоззрении отец не только не отрицал собственности, но стремился к обогащению. Мой дядя в своих воспоминаниях приводит его мнение о том, что настоящий аристократ должен быть обеспечен. Но, как известно, в начале 80-х годов он перешел к обратному убеждению: истинный христианин должен быть нищим, даже бродягой».
Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1975. С. 221.
Начиная с 80-х годов, он во многом изменил свой образ жизни, продолжая жить в Ясной Поляне. Он сам убирал свою комнату, работал в поле, был строгим вегетарианцем и, кроме верховой езды, не позволял себе никаких развлечений, требующих труда других людей. Конечно, он мог бы уехать из Ясной Поляны, обойтись совсем без прислуги и вполне отдаться физическому труду, но в его возрасте и с его неудержимой потребностью духовного творчества это было трудно, и тогда он едва ли мог бы писать.
Там же. С. 205.
Данные исследований
Жизненные ориентации людей пожилого возраста
В исследовании Г. С. Сухобской и Н. М. Божко (1999, с. 61-62) при опросе 190 человек были установлены основные жизненные ориентиры людей пожилого возраста (55-70 лет), проживающих в С.-Петербурге в 90-е годы XX века.
290
Таблица 15 Основные жизненные ориентиры людей пожилого возраста,
проживающих в С.-Петербурге (Сухобская Г. С, Божко Н. М., 1999)
Вид ориентации | Кол-во | |
ответов, в % | ||
1. | На познание и духовную культуру как главную | 72,2 |
ценность жизни | ||
2. | На опеку детей и внуков | ' 71,4 |
3. | На продолжение жизни в любых формах | 61,9 |
приложения сил | ||
4. | На продолжение профессиональной жизни | 58,1 |
в прежней сфере | ||
5. | На прикладную деятельность | 47,1 |
6. | На погружение в прошлое | 42,7 |
7. | Накопительская ориентация | 41,7 |
8. | На социальную активность | 26,0 |
9. | Уход в религию | 19,7 |
10. | Уход в болезнь | 17,5 |
11. | На активный отдых и получение радости от жизни | 14,2 |
12. | Жизнь сегодняшним днем | 14,2 |
Диссертационные исследования
Александрова Н. X. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2000.
Литература
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1999.
Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 35-36.
291
Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб., 2000.
Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психологического бессмертия. Вологда, 1995.
Кемпер И. Легко ли стареть? М., 1996.
Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989.
Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М., 2002.
Краснова О. В., Лидере А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003.
Лидере А. Г. Кризис пожилого возраста — гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6-11.
Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. М., 2000.
Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом. / Под ред Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001.
Снетков В. М. Модель онтогенетического развития человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. СПб., 2001.
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
Сухобская Г. С, Божко Н. М. Пожилой человек в современном мире: Пособие для социальных педагогов. СПб., 1999.
Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. № 2. С. 104-115.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999.
292
Задания для самоконтроля
Задание 1
Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для пожилого возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы.
Задание 2
Проанализировать выделенную проблему по следующему плану:
1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;
2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;
3) описание проблемной ситуации;
4) формулирование проблемы;
5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;
6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);
7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;
8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;
9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;
10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий.
Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе.
293
Задание 3
Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану:
1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)?
2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития?
3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?
4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?
Примеры выполнения самостоятельной работы
Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.)
1. Проблемная ситуация:
Женщина (75 лет). Страдает от того, что ее сын, как ей кажется, потерянный человек, пьяница, что его супруга — стерва и мерзкая женщина.
Живет одна, в коммунальной квартире. Единственный сын, которого она чрезмерно опекала и держала под неусыпным контролем, женился без ее согласия. Женщине казалось, что «сволочь»-невестка приворожила ее сына, «затащила в постель, с намерением женить его на себе». Все время пыталась вмешаться в семейную жизнь сына, что вызывало негодование. От постоянных конфликтов сын стал много выпивать.
Когда родились внуки, бабушка активно взялась за их воспитание, снова проявляла властность, настраивала их против матери. Внуки выросли и дали отпор бабушке, не желая боль-
294
ше подчиняться ее требованиям. Та восприняла отдаление внуков как проявление «черной» неблагодарности и негативного влияния отца и «мамаши».