Смекни!
smekni.com

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание (стр. 6 из 51)

• фактор времени: нарушение гетерохронности как законо­мерного проявления разноуровневости различных психи­ческих функций, процессов и свойств; не соответствующие возрасту задержки или ускорения в психическом разви­тии отдельных психических структур приводят к наруше­нию устойчивости соотношений в психическом развитии;

• взаимодействие психического развития и факторов, его обусловливающих (биологических и социальных). При-

27

чинами проблем в развитии могут выступать существен­ные изменения нормальных проявлений того или иного фактора, например: социально-экономический кризис в стране, кризис в семье, социальная депривация, резкое ухудшение здоровья, проявление генетических наруше­ний на определенном возрастном этапе и т. п. Механизмами зарождения кризиса выступают:

• единство устойчивости и изменчивости;

• желание—нежелание перейти в новое состояние. . Существует несколько путей выхода из кризиса:

• адаптация;

• переживание;

• изменение себя (рефлексия).

Следует отметить, что формирование самим человеком за­щитных механизмов свидетельствует о неразрешенности про­блемы и необходимости выработки механизмов избегания ее разрешения (Грановская Р. М., Никольская И. М., 1999; Ту-лупьеваТ. В., 2005).

1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития» и «проблемы развития»

Оба понятия характеризуют динамику процесса развития и обладают рядом схожих черт:

• имеют этап зарождения, кульминации, разрешения;

• для каждого возраста закономерным является опреде­ленный круг проблем, обусловленный как особенностя­ми созревания, так и социальной ситуацией развития.

Вместе с тем между ними имеется и ряд различий.

Прежде всего, в то время как кризис отражает взаимодей­ствие количественных и качественных изменений и относит­ся к механизмам зарождения изменений (то есть, скорее, выс­тупает в роли формы), проблема всегда содержательна — она может не соответствовать механизмам развития кризиса, рав-

28

но как и не всегда заключать в себе все признаки кризиса раз­вития.

Кризис отличается фронтальностью: одновременно возни­кает много возрастных изменений, с которыми человек не справляется известными и доступными ему способами. Про­блема, напротив, может быть локальной и характеризовать возникновение противоречий в каких-то определенных, иног­да единичных сторонах развития.

Проблемы развития сопровождают человека всю жизнь и, можно сказать, имеют хронический характер. Кризиса в раз­витии на том или ином этапе может вообще не быть, хотя пси­хологические проблемы будут иметь место.

1.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

Событие, по оценке человека, — это обстоятельство, встре­ча, человек, прочитанная книга, которые привели к качествен­ным изменениям тех или иных психических явлений (миро­воззрения, ценностей, установок) и способствовали появлению новообразований.

События жизни связаны с социальной ситуацией развития как возрастной характеристикой. Действительно, в каждом воз­расте человек включен в те или иные виды занятий, которые предопределены и социальными институтами, и потребностями самого человека. Поэтому события жизни человека определен­ного возраста могут быть прогнозируемы. Но далеко не всегда одно и то же социальное явление становится событием для раз­ных людей. И в этом смысле возрастная социальная ситуация развития преломляется через призму индивидуальности.

Психологическая готовность к встрече с событием (человек оказался сензитивен к тому обстоятельству, которое стало со­бытием) приводит к появлению нового в человеке без пережи­вания проблем. У других людей это же обстоятельство может

29

не вызвать никаких изменений и не стать событием их жиз­ни. Событие, субъективно оцениваемое человеком как значи­мое и внесшее существенные изменения в его жизнь, связано, как правило, с различными жизненными ситуациями, кото­рые являются источником событий.

В психологии сложилось направление ситуационно-собы­тийного анализа жизненного пути человека, в рамках которо­го даны определения интересующих нас понятий. Под ситуа­цией понимается жизненная ситуация «как фрагмент среды, т. е. внешних объективных обстоятельств жизнедеятельнос­ти, с которыми непосредственно контактирует человек» (Кор-жова Е. Ю., 2002, с. 24).

К сожалению, основные результаты изучения событийно-ситуационной стороны жизни касаются либо проблем социаль­ного взаимодействия, либо вопросов психопатологии. Анализ событийно-ситуационных характеристик жизни в возрастном плане целостно не описан.

Один из вариантов классификации ситуаций жизни предло­жен Л. Ф. Бурлачуком и Е. Ю. Коржовой (Бурлачук Л. Ф., Кор-жова Е. Ю., 1998, с. 50). В данном случае основанием для клас­сификации выступают причины, порождающие тревожность.

Таблица 1 Классификация ситуаций, порождающих тревожность

Активизирующие условия Ожидаемые последствия
Личность Телесно-физические
1. Я(эго) 2. Родители 3. Другие близкие взрослые 4. Сибсы 5. Внесемейные авторитеты 6. Сверстники 7. «Опасные» люди 8. Люди в целом 1. Физическая боль 2. Физическая травма 3. Беспокойство 4. Иллюзии

30

Продолжение табл. 1

Активизирующие условия Ожидаемые последствия
Ситуации Личностно-межличностные
9. Оценивающие 5. Личностное несоответствие
10. Медицинские 6. Потеря самоконтроля
11. Несчастные случаи 7. Смерть
12. Общие фобии 8. Наказание
13. Животные 9. Вина
14. Архаические ситуации 10. Стыд
15. Сверхестественный ужас 11. Отказ
16. Макросоциальные условия 12. Разлука
Глобальные
13. Социальные

Соотнося предложенную классификацию с экологической моделью развития У. Бронфенбреннера, заметим, что основа­ниями для классификации может выступать каждая из под­структур социума, в которой человек живет и взаимодейству­ет: микросистема (семья, детский сад, школа, университет, учреждение, где человек работает); мезосистема — характер взаимосвязи между различными элементами микросистемы; экзосистема (средства массовой информации, расширенная семья, рабочее место, место проживания) и макросистема (цен­ности, традиции, законы, технологии) (Крайг Г., 2000, с. 24).

В возрастной психологии вся палитра событий жизни раз­вивающегося человека рассматривается в контексте социаль­ной ситуации. Но и она ограничена анализом преимуществен­но ведущих видов деятельности как факторов развития.

Ведущая деятельность — это предпочитаемые человеком в определенном возрасте занятия, которые значимы для него, поскольку направлены на удовлетворение соответствующих потребностей.

Признаки ведущей деятельности (Давыдов В. В., 1980):

• от нее зависят основные психические новообразования;

31

• в ней возникают, формируются и перестраиваются но­вые психические процессы;

• в ней возникают и дифференцируются новые виды дея­тельности.

Исследования предпочтений у людей на разных этапах он­тогенеза позволили установить, что в период от рождения до года тип ведущей деятельности — эмоционально-непосред­ственное общение, от 1 года до 3-х лет — орудийно-предметная деятельность, от 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, от 7 до 11 — учебная деятельность, от 11 до 15 — интимно-личностное об­щение со сверстниками, от 15 до 17 — профессионально-учеб­ная деятельность, от 17 и до пожилого возраста — трудовая де­ятельность (Давыдов В. В., 1980; Эльконин Д. Б., 1989).

Ведущая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, складывающихся под влиянием процессов со­зревания, способствует активной позиции человека и приво­дит к изменениям в его социальной жизни. Человек проявля­ет активность в поиске соответствующих дел, круга общения, познавательных задач, эмоциональных переживаний и т. п. Осознание того факта, что на каждом из этапов своей жизни человек предпочитает определенный тип деятельности, позво­лило учитывать его в процессе социализации и создавать ус­ловия, которые ориентированы на ведущую деятельность (предметно-орудийная, общение, обучение, игра, труд и т. д.).

Таким образом, как мы убедились, событие может стать источником проблемы, толчком новому этапу развития.

Зарисовки из жизни

Звоня и стуча в каждую дверь, она (мать. — Р. Л.) проси­ла соседей выйти на лестничную площадку. Обменявшись с ними взаимными оскорблениями — здесь мать всегда одер­живала верх, — она прижала меня к себе и, обращаясь к со­бравшимся, заявила гордо и во всеуслышание — ее голос все еще звучит у меня в ушах:

32

— Грязные буржуазные твари! Вы не знаете, с кем имее­те честь! Мой сын станет французским посланником, кава­лером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д. Аннунцио! Он...

Громкий смех «буржуазных тварей» до сих пор стоит у меня в ушах. Я краснею даже сейчас, вспоминая его, вижу на­смешливые, злобные и презрительные лица — они не вызы­вают у меня отвращения: это обычные лица людей. Может быть . для ясности стоит заметить, что сегодня я Генеральный кон­сул Франции, участник движения Сопротивления, кавалер ор­дена Почетного легиона, и если я не стал ни Ибсеном, ни Д. Аннунцио, то все же не грех было бы попробовать.

Думаю, никакое событие не сыграло такой решающей роли в моей жизни, как этот раскат смеха на лестнице ста­рого виленского дома номер 16 по улице Большая Погулян-ка. Всем, чего я сегодня достиг, я обязан ему как в хорошем, так и в плохом; этот смех стал частицей меня самого.