В п. 1 ст. 1122 применительно к завещанию закреплена особенность действия принципа равенства долей в наследстве: если в самом завещании не указаны ни доли каждого из наследников, ни конкретное имущество, предназначенное одному или каждому из наследников, наследники по завещанию наследуют в равных долях все завещанное имущество.
Эта норма корреспондирует ст. 245 ГК об общей долевой собственности.
Соответствующей нормы в ГК 1964г. не было, но на практике принцип равенства долей строго соблюдался.
Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 1122, новая. Она устанавливает правовые последствия в случае, если нескольким наследникам завещаны в натуре части неделимой вещи.
Неделимой считается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения (ст. 133 ГК).
В результате наследственного правопреемства возникает долевая собственность, при этом каждому из наследников принадлежит доля в праве собственности на неделимую вещь.
На практике возникали трудности в определении размера долей, принадлежащих участникам общей собственности (сособственникам) на неделимую вещь, если такая вещь была завещана по частям (например, комнаты в квартире, которую невозможно реально разделить).
Пункт 2 ст. 1122 устанавливает порядок определения размера таких долей: размер доли каждого наследника соответствует стоимости завещанной ему части неделимой вещи.
Завещание в натуре частей неделимой вещи связывает наследников в определении порядка пользования ею: каждому из наследников принадлежит право пользования завещанной ему частью неделимой вещи. При желании наследников в свидетельстве о праве на наследство указывается не только доля наследников, но и порядок пользования ею. При регистрации права на недвижимое имущество на основании свидетельства о праве на наследство (ст. 17 Закона о регистрации прав на недвижимость) подлежит регистрации и порядок пользования имуществом.
Пункт 2 ст. 1122 является специальной нормой, устанавливающей дополнительно к ст. 247 ГК способ определения порядка пользования неделимой вещью: в соответствии с распоряжением завещателя. Вместе с тем это распоряжение для установления порядка пользования не бесспорно. В случае возникновения между наследниками спора по поводу размера долей в праве собственности на неделимую вещь и (или) порядка пользования неделимой вещью такой спор разрешается судом[12].
Характерной особенностью наследования исключительного права является то, что наследники могут осуществлять его только совместно (сообща). При наличии нескольких наследников, которым завещано исключительное право, любые действия по использованию соответствующего объекта права или по распоряжению самим правом (его отчуждению или передаче по лицензионному договору) возможны только с их общего согласия. В случае отказа одного из наследников дать согласие на тот или иной вид использования произведения (например, на переиздание или экранизацию литературного произведения) либо на отчуждение права (например, на продажу патента) спор должен рассматриваться в суде.
Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими исключительного права (например, осуществление права будет поручено одному из них или будет решено передать право в доверительное управление какому-то третьему лицу).
Денежные средства (доходы), полученные в результате осуществления соответствующего исключительного права, наследники могут делить, как и любое другое имущество, в равных долях (или в другом порядке, который предусмотрен завещанием или соглашением наследников), в соответствии с п. 2 ст. 1122[13].
Однако ошибочно будет считать, что распределение наследственного имущества зависит полностью от волеизъявления завещателя, поскольку несовершеннолетние и нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг, родители и иждивенцы также имеют право на обязательную долю в наследстве. Право на обязательную долю является ограничением принципа свободы завещания, предусмотренного статьей 1119 ГК. Это ограничение направлено на защиту интересов субъектов, которые в силу возраста либо состояния здоровья не могут самостоятельно обеспечить себя в полном объеме средствами к существованию. Не могут претендовать на обязательную долю согласно пункту 4 статьи 1117 ГК недостойные наследники. Право на обязательную долю означает, что независимо от содержания завещания наследник имеет возможность получить определенную часть наследственного имущества.
Таким образом, право на обязательную долю, во-первых, не допускает исключения управомоченного лица из числа наследников на основании завещания, во-вторых, не допускает снижения размера доли данного наследника ниже установленного минимума. Обязательная доля должна составлять не менее половины доли, которая причиталась бы наследнику при наследовании по закону[14].
Большое значение для охраны интересов наследодателя имеет сохранение тайны завещания, которую регулирует специальная статья Кодекса (1123), обязывающая нотариуса, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчика, исполнителя завещания, свидетелей , а также гражданина, подписывающего завещание вместо завещателя, не разглашать до открытия наследства сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. При этом устанавливается , что «в случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав», предусмотренными ГК[15].
В ГК 1964г. специальной нормы о тайне завещания не было. В ст. 5 Основ законодательства о нотариате, озаглавленной "Гарантии нотариальной деятельности", содержится общий запрет, обращенный к нотариусам и лицам, работающим в нотариальной конторе, разглашать сведения и оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.
Статья 1123, во-первых, специально посвящена соблюдению тайны такого нотариального действия, как удостоверение завещания; во-вторых, ею расширен круг лиц, которые обязаны соблюдать тайну завещания; в-третьих, установлен период, на протяжении которого несоблюдение тайны завещания является противоправным действием: до открытия наследства, т.е. на протяжении периода, когда завещание еще не порождает юридических последствий; в-четвертых, обязательность соблюдения тайны завещания распространяется как на сам факт совершения завещания, так и на его содержание, изменение, отмену.
В статье 1123 не только провозглашена тайна завещания, но и установлены последствия несоблюдения этой обязанности[16].
2. Форма и порядок совершения завещания
Статья 1124 «Общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания», во-первых, воспроизводит правила, закрепленные ранее действовавшим законодательством, во-вторых, конкретизирует эти правила и, в-третьих, устанавливает новые.
В виде общего правила ст. 1124 предусматривает, как это было установлено и ранее, что завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. В случаях, предусмотренных законом, допускается удостоверение завещания другими лицами. Перечень таких случаев исчерпывающий: речь идет об удостоверении завещания должностными лицами органов исполнительной власти (см. ст. 1 Основ законодательства о нотариате), а также должностными лицами консульских учреждений (п. 7 ст. 1125), должностными лицами учреждений, перечень которых и условия, при которых могут быть удостоверены завещания, предусмотрены законом (ст. 1127), а также служащими банка (п. 2 ст. 1128).
Из абзаца 2 п. 1 ст. 1124 следует, что установленная письменная форма завещания и его удостоверение являются существенными условиями его действительности (ст. 163 ГК), несоблюдение этих условий делает завещание недействительным в силу его ничтожности, т.е. независимо от признания его недействительности судом (ст. 166 ГК).
Абзац 3 п. 1 ст. 1124 содержит новую норму, согласно которой при определенных условиях допускается совершение завещания в простой письменной форме. Речь идет о совершении завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 1129 ГК) и о закрытом завещании (ст. 1126).
Пунктом 2 ст. 1124 впервые в наследственном праве учрежден институт свидетелей, которые могут или обязаны присутствовать при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу. Присутствие свидетелей допускается по желанию завещателя (п. 4 ст. 1125), а в обязательном порядке - при передаче нотариусу закрытого завещания (ст. 1126 ГК) либо при совершении завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 1129), а также при совершении завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным (ст. 1127).
В пункте 2 ст. 1124 содержится перечень лиц, которые при совершении завещания не могут привлекаться в качестве свидетелей, а также в качестве рукоприкладчиков (лиц, подписывающих завещание вместо завещателя, - п. 3 ст. 1125).
Среди названных в этом перечне лиц следует обратить внимание на то, что:
- "к гражданам, не обладающим полной дееспособностью", относятся малолетние и несовершеннолетние (за исключением тех, кто до достижения 18 лет приобрел полную дееспособность), а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- к "неграмотным" следует отнести лиц, которые являются таковыми с их собственных слов;
- к "гражданам с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего", прежде всего нужно отнести слепых, глухих. Вместе с тем наличие "физических недостатков" следует толковать достаточно широко. Это может быть любое состояние гражданина, которое явно не позволяет ему в полной мере осознавать существо происходящего: психическое расстройство, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта;