Смекни!
smekni.com

Изучение власти в политической антропологии. История и (стр. 4 из 5)

Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность. Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. Причем одна вполне может переходить в другую.

Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее “эмпирическую” узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. Из сказанного можно сделать следующий вывод: власть может быть легальной и легитимной – тогда это крепкая власть; власть может быть легальной, но нелегитимной – тогда это шаткая власть. Всякая уважающая себя власть стремится стать и быть и легальной, и легитимной. Легальность и легитимность – качественно разные ресурсы власти, обладающие разным потенциалом функционирования.

Типы легитимности власти. Макс Вебер различал три главных типа легитимности власти как ее “внутренних оправданий”[19].

1. Традиционная легитимность. Она покоится на авторитете нравов и обычаев, привычки ориентироваться на их соблюдение. Обычаи и традиции выполняют не только регулирующую роль в обществе, они обеспечивают преемственность поколений, непрерывность исторического процесса. Иногда думают, что монархия – это власть, которая сыграла свою роль, и сейчас ее можно отправить в музей древностей. Это не совсем так. Например, в современной Испании монархия обеспечила относительно плавный переход от диктаторского режима генерала Франко к демократии. Эсбер вообще считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха.

2. Харизматическая легитимность. Харизма (от греч. charisma – милость, благодать, божий дар) – особая, исключительная одаренность, наделенность государственного деятеля, политического лидера такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политических “верхов”.

Воспользовавшись понятием charisma, М.Вебер расширяет его этимологию до определения способности этой личности взять на себя ответственность объявить “прорыв” законным с моральной точки зрения, выступить посредником в процессе обращения к высшему (более рационализированному и системному) этапу исторического развития.

Общество реагирует на деятельность харизматического лидера посредством этическое подражание его поведению, когда лидер служит высшим образцом, воплощая в себе абсолютную добродетель, выступает (и что немаловажно, самоопределяет себя) лишь как инструмент божественной воли, стремясь к тому, чтобы его власть над умами (ее М.Вебер называет харизмой власти) создала для проявления этой воли максимально благоприятные условия[20].

Харизматическая власть – это власть, основанная на слепой преданности лидеру, которому приписывают некие высшие качества и почти мистические свойства. Если традиционная легитимность и соответствующая ей власть отличаются большой прочностью, то харизматическая власть живет, как правило, столько, сколько живет носитель харизмы.

3. Рационально-правовая легитимность, согласно Веберу, характерна для власти демократической. Ее отличает понимание обязательности выполнения своих обязанностей всеми “государственными служащими” – от рядовых до носителей власти. Граждане доверяют не отдельной личности или группе лиц, находящихся у власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Вебер называет эти типы легитимности “идеальными типами”, прекрасно понимая, что в реальной политической жизни они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации идеальных типов, переходы от одного к другому.

5. Лидерство и харизма.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры[21]. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за этим лидером, но и желают идти за ним.

Существует такой тип лидера, который призывает своих подчиненных переступить через их собственные, личные интересы и действовать исключительно во благо организации. Такой лидер способен оказывать на подчиненных необычайное по своей силе воздействие. Их обычно называют трансформационными лидерами (transformational leader).

Франклин Д. Рузвельт, Маргарет Тэтчер, Джесси Джексон, Билл Клинтон, Мэри Кей Эш (основательница косметической компании Mary Kay Cosmetics), Стив Джобс (один из основателей Apple Computer) и бывший мэр Нью Йорка Руди Джулиани относятся к числу трансформационных лидеров. Пользуясь своими выдающимися личными способностями, они оказывают воздействие на подчиненных, вселяя в них ощущение важности и ценности выполняемых ими задач. “Я пошел бы в огонь, если бы меня попросил об этом мой начальник”, – именно так говорят о харизматических лидерах их подчиненные.

Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также зависит от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние – целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей[22]:

1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей; 2) внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится; 3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других; 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению; 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие; 6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Что такое харизматическое лидерство? Согласно теории харизматического лидерства (charismatic leadership theory), подчиненные, наблюдая определенные поведенческие модели, приписывают своим лидерам героические или необычайные лидерские способности. Авторы ряда исследований пытались выявить особые черты личности, присущие харизматическим лидерам, однако самое большее, что им удалось сделать, – это выявить пять следующих характеристик[23]:

· у харизматических лидеров есть определенная перспектива, т.е. представление о том, к чему следует стремиться;

· они готовы идти на риск, чтобы достигнуть своей стратегической цели;

· они чувствительны к ограничениям внешнего окружения;

· они чувствительны к потребностям своих подчиненных;

· они демонстрируют поведенческие модели, не вписывающиеся в привычные рамки (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики харизматических лидеров

Каким образом харизматические лидеры оказывают столь сильное влияние на других людей? Результаты исследований позволяют говорить об особом процессе, состоящем из четырех этапов. На первом этапе лидер формулирует некую привлекательную стратегическую цель, которая создает у других людей чувство последовательной смены событий, связывая настоящее с лучшим будущим.

На втором этапе лидер излагает свои ожидания, связанные с улучшением, и выражает уверенность в том, что подчиненные смогут их оправдать. Это укрепляет чувство собственного достоинства и уверенность подчиненных в собственных силах. На третьем этапе лидер доводит до сведения своих подчиненных – посредством слов и собственных действий – новую совокупность ценностей и на личном примере демонстрирует образцы поведения, которым они должны следовать.