Смекни!
smekni.com

3. Стенография в науке и культуре 7 (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение. 3

1. История стенографии. 5

2. Русская скоропись. 8

3. Стенография в науке и культуре. 10

4. Зарубежная стенография. 17

5. Русская система стенографии. 20

Заключение. 24

Список литературы. 26

Введение

Стеногра́фия (от греч. στηνος — узкий и γραφή — пишу, также тахиграфия — «скоропись» и много других названий) — искусство, с помощью которого можно писать так же быстро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, а слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате даёт экономию времени почти в 75 % сравнительно с обыкновенным письмом.

Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так называемые геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклонённую вправо, как и в обыкновенном письме; это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная стенография стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и лёгкость изучения; стараются обосновать стенографию на более или менее точных статистических и экспериментально-физиологических основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как стенография пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы стенографии с одного языка на другой требуются бо́льшие или меньшие изменения системы.

Заимствованные из стран Западной Европы принципы стенографических сокращений хороши для языков с неизменным положением смыслоразличителей (ударные ядра) в фразах. В русском языке смыслоразличители имеют изменяемое местоположение. Данное обстоятельство привело к тому, что стенография за десятилетия не стала обычной, будничной письменностью. Предложена альтернативная стенография, лишённая порока недоучёта смыслоразличителей.

Альтернативная стенография на сегодняшний день представлена системой Терне-Александровой (ТА). Эти способы быстрой записи устной речи на различных языках народов мира (без использования условных — не связанных со звучанием — письменных сокращений) на основе особых значков, способных образовать фразграф (компакт-знак целого и любого предложения). Двойной алфавит (Паткановой — Александровой) содержащего 40 знаков, позволяет учесть смыслоразличители любой устной речи. Отсутствие условных сокращений позволяет осваивать теорию фразграфии очень быстро. Чтение фразграфов не затруднено надобностью рашифровывать (припоминать, что условились в отношении значка).

Как средство записывать произносимые речи стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передаётся для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу.

1. История стенографии

Стенография - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно успеть записать живую речь или возникшую мысль.
Слово "стенография", имеющееся во многих языках, греческого происхождения ("стенос" - узкий, тесный; "графо"- пишу) и в точном переводе значит "узкопись", "теснопись". Его впервые ввел в употребление англичанин Джон Уиллис.

Устное слово живет несколько секунд. Записанное, оно может просуществовать тысячелетия. Поэтому понятна та роль в развитии культуры, которая принадлежит стенографии как средству закрепления произнесенного слова.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Скорость нашего обычного письма относительно невелика, она достигается усовершенствованием техники письма, но самые буквы- значки остались такими же, какими пользовались наши предки. Поэтому человечество не удовлетворяется и этим письмом и продолжает его совершенствовать и упрощать.

Итак, много веков назад возникла идея создать новое, более упрощенное, стенографическое письмо, позволяющее записывать живую человеческую речь.

Уже древние греки и римляне заметили громадную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма - скорописи, или стенографии.

5 декабря 63 г. до н.э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший[1, C,30].

Люций Эней Сенека, римский философ I в. н.э., в одном из произведений с гордостью перечисляет достижения своего времени и наряду с архитектурой мраморных храмов отмечает "значки слов, при помощи которых можно записать быстрейшую речь и которыми рука может следовать за языком".

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

2. Русская скоропись

В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель и создалось национальное Русское государсгво с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Конечно, говорить о существовании в то время строго разработанной системы стенографии не приходится. При записи стенографы изобретали различные способы краткого письма, заимствуя приемы сокращения из обыкновенной скорописи и церковнославянских книг.

В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке "Графодромия, или искусство скорописи" Модеста Андреевича Корфа, товарища Пушкина по лицею. В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание. Среди них мы встречаем имена Александра Сергеевича Грибоедова, Александра Сергеевича Пушкина, Вильгельма Карловича Кюхельбекера и других замечательных людей того времени.

А через сорок лет, 19 марта 1860 г., в Петербурге состоялся диспут между академиком Погодиным и профессором Костомаровым на тему о происхождении Руси, собравший огромную аудиторию. На этом диспуте, состоявшемся в университетском зале, впервые в России велась публичная стенографическая запись.

Стенографы писали по одной из первых русских стенографических систем Михаила Иванина.

В связи с изменившимися политическими условиями - появлением первого парламента в России (Государственной думы в 1906г.) - роль стенографии заметно возросла. Активизация политической жизни потребовала большого количества специалистов в этой сфере.

3. Стенография в науке и культуре

Известно немало случаев, когда стенография оказывала неоценимую помощь людям разных профессий.

Вот несколько примеров. Вы, наверно, знаете книгу Альфреда Брема "Жизнь животных". Ученый писал свою книгу стенографически во время путешествий. Путешествуя, Брем наблюдал за жизнью животных и стенографически заносил в дневник все, что он видел интересного.
Делалось это в обстановке, исключавшей возможность удобной и длительной записи; в таких условиях оставалось писать только стенографически - например, при езде на лошади или на верблюде, в походной палатке, при свете ночника.

Когда записей в дневнике собиралось достаточно много, Брем отсылал их своей жене в Берлин. Хорошая стенографистка, жена Брема, расшифровывала записи своего мужа и сдавала их в печать.

Вот еще пример.

Лекции великого русского химика Д. И. Менделеева стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда "Основы химии". В этом труде впервые была изложена периодическая система элементов, которая сыграла важную роль в развитии не только химической, но и других областей науки.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

А вот случай помощи стенографии людям искусства. В 1952 г. вышла в свет книга талантливого режиссера Художественного театра, заслуженного деятеля искусств Н. М. Горчакова "Режиссерские уроки
К.С.Станиславского", которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре.

Книга создана Горчаковым на основе стенографических записей, которые он вел в течение своей работы с великим режиссером в Художественном театре.