Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, близких родственников независимо от совместного проживания, органов опеки и попечительства, а также психоневрологического или психиатрического учреждения. Судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Если гражданин признан недееспособным, это является основанием для назначения опекуна, если ограниченно дееспособным — попечителя.
Кроме того, недействительным считают завещание, составленное несовершеннолетним или совершеннолетним под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения. Документ может быть признан таковым и в случае несоблюдения требований закона, связанных с его составлением:
- о письменной форме завещания;
- об удостоверении завещания нотариусом или иными лицами, обладающими соответствующим правом;
- о собственноручном подписании завещания завещателем;
- о собственноручном написании и подписании закрытого завещания;
- об указании на завещании места и даты его удостоверения;
- об обязательном присутствии свидетелей при составлении и подписании и нотариальном удостоверении завещания;
- о требованиях к лицам, имеющим право присутствовать в качестве свидетелей при составлении завещания.
Необходимо помнить, что описки и другие незначительные нарушения порядка составления, подписания или удостоверения завещания не могут служить основанием его недействительности, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя. Факт недействительности завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, документа.Последствия недействительного завещания такие же, как и последствия недействительной сделки. Например, в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возместить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить его в натуре возместить стоимость в деньгах. В связи с тем, что завещание является односторонней сделкой, обязанность возместить неосновательно полученное лежит на наследнике.
Таким образом, при нарушении положений Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Общие последствия признания недействительным завещания установлены в ст. 167 Кодекса. Очевидно, что недействительное завещание не влечет никаких юридических последствий с момента его совершения. Естественно, не наступают юридические последствия по недействительному завещанию и после открытия наследства по любому из оснований. Исполнение недействительного завещания невозможно. Следует согласиться с точкой зрения, согласно которой Кодексом не предусмотрены специальные последствия недействительности завещания, а лишь уточняющие. Так, нельзя признать исключением из общего правила положение о том, что недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания. Завещание может быть признано недействительным как все в целом, так отдельными частями. Могут быть признаны недействительными отдельные содержащиеся в завещании завещательные распоряжения, но их недействительность не затрагивает остальной части завещания только в том случае, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и без недействительных частей завещания. Это правило также носит уточняющий характер по отношению к завещанию, если сравнить его с общим положением, содержащимся в ст. 180 Кодекса. Специальным последствием недействительности завещания является то, что в случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием (п. 3 ст. 1130 Кодекса). Эта норма, безусловно, является исключением из общего правила о последствиях недействительности сделок. Ибо законом не предусмотрено признание действующей сделки, действие которой прекращено заключением последующей сделки, в случае признания последней сделки недействительной.
Глава 3. Особенности наследования по завещанию
3.1 Завещательный отказ
Институт завещательного отказа своими корнями уходит в римское право. В юридической литературе завещательный отказ именуют также "легат" от латинского термина "legatum" - предназначение по завещанию. Возможность включения в завещание завещательного отказа допускалась и ГК 1964 года, но действующее законодательство закрепило и новые положения.
Согласно ч. 1 ст. 1137 ГК РФ завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности. Завещательный отказ создает для наследника-отказодателя обязанность по исполнению отказа. Однако эта обязанность возникает не в силу завещания, а в силу факта принятия наследства.
В римском праве легат считался основанием для возникновения сингулярного правопреемства: "Сингулярное правопреемство состоит в том, что лицо получает какое-либо отдельное право из имущества умершего, причем за долги его это лицо по общему правилу не отвечает... Такое сингулярное преемство наступает в случае особого распоряжения наследодателя, именуемого легатом или отказом; лицо, управомоченное на получение отказа, называлось легатарием (legatarius)". К. Анненков подчеркивал, что Саксонское уложение вслед за римским правом различает в наследовании преемство общее, когда одно лицо или несколько лиц принимают наследство как единое целое, и преемство полное, когда лицо в силу завещания приобретает какие-либо отдельные имущественные права умершего. Причем наследниками умершего признаются только первые из обозначенных лиц, вторые же считаются отказополучателями.
Среди отечественных ученых данный институт породил немало дискуссий. Так, В.И. Серебровский пришел к выводу о том, что "по советскому праву наследование возможно как в форме универсального преемства, так и в форме преемства сингулярного". Точка зрения о возникновении в силу завещательного отказа сингулярного преемства высказана А.И. Барышевым. П.С. Никитюк также указывает на сингулярный характер преемства отказополучателя. Получение имущества по завещательному отказу данный автор рассматривает как "особый вид наследственного преемства". По мнению П.С. Никитюка, эта особенность заключается в том, что отказополучатель, во-первых, становится преемником в отдельном праве наследодателя; во-вторых, предоставление получает от наследника, а не непосредственно из наследственной массы. Но с таким подходом к характеру правопреемства многие цивилисты не согласны. В частности, Б.С. Антимонов и К.С. Граве писали: "Отказополучатель - не наследник: он не приобретает непосредственно из наследства каких-либо прав. Все, что причитается отказополучателю в силу завещания, он вправе потребовать от наследника, выступая как кредитор наследника".
Представляет интерес точка зрения О.Г. Ломидзе, которая обоснованно указывает: "Приобретение легатарием права на основе завещательного отказа либо вообще не может расцениваться как случай правопреемства, в том числе наследственного, либо является правопреемством от наследника к легатарию". Действительно, в случае предоставления легатарию наследником в соответствии с завещательным отказом права пользования определенным имуществом, перешедшим к наследнику, отсутствует отчуждение наследником права, а следовательно, и правопреемство. В том же случае, если в соответствии с завещательным отказом вещь передается наследнику в собственность, отчуждателем выступает наследник. Соответствующие вещи переходят к наследнику, а на него возлагается обязанность передать их тому лицу, в пользу которого сделан отказ. Причем отчуждение для наследника обязательно в силу распоряжения наследодателя.
Предметом завещательного отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное.
В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью (п. 2 ст. 1137 ГК).
Таким образом, институт завещательного отказа в настоящее время урегулирован более подробно по сравнению с ранее действующим законодательством, но вместе с тем остаются дискуссионные вопросы, ответ на которые еще предстоит найти.
Завещательное возложение представляет собой обязательство одного или нескольких наследников (по завещанию или по закону) совершить в соответствии с волей завещателя какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (ст. 1139 ГК РФ). Такая же обязанность может быть возложена на исполнителя завещания при условии выделения в завещании части наследственного имущества для исполнения завещательного возложения.