Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию (стр. 14 из 17)

Остается непонятным, куда следует подавать заявление об отмене завещания лицу, которым завещание было составлено в больнице. При длительном лечении завещатель, находясь в том же лечебном учреждении, через некоторое время может пожелать отменить составленное здесь же завещание.

Во-первых, приведённая выше позиция основана на законе.

Во-вторых, введение такого правила означало бы ограничение свободы завещательных распоряжений, так как любое завещательное распоряжение может быть сделано на всей территории РФ, а не только там, где сделано предыдущее завещательное распоряжение.

В-третьих, такое правило было бы нелогичным в силу следующих обстоятельств. По своему правовому значению (определение порядка наследования) и юридической силе заявления об отмене завещания и новое завещание друг от друга не отличаются. Почему первое распоряжение может быть сделано в строго определённом месте, а второе – в любом соответствующем органе? Помимо этого, завещание может быть удостоверено гражданином во время нахождения в командировке, как на территории РФ, так и за границей, во время отпуска, наконец, в любом населённом пункте, где на момент отмены завещания завещатель уже не проживает. В этих приведённых в качестве примера случаях подача заявления об отмене завещания тому же органу, который удостоверил завещание, может вызвать много неоправданных сложностей, а порою просто быть невозможным.

Поскольку завещание является односторонней сделкой, в соответствии со ст. 1130 части третьей ГК РФ завещатель вправе в любое время изменить или отменить сделанное им завещание, т.е. при жизни наследодателя завещание не создает никаких прав для наследников. Изменить завещание можно путем составления нового завещания, в котором завещатель отменяет или изменяет отдельные распоряжения первого завещания. Позднее составленное завещание может, не отменяя, не изменяя ранее составленное, лишь дополнить его. В том случае, если последующее завещание охватывает все имущественные распоряжения первого завещания, ранее составленное завещание оказывается отмененным последним завещанием. Отмена завещания путем составления нового завещания является окончательной и бесповоротной. Однако отмена завещания может быть произведена не только составлением нового завещания, но и путем подачи нотариусу заявления об отмене завещания, а в местностях, где нет нотариуса, указанное явление подается должностному лицу органа исполнительной власти. Нотариус или уполномоченное должностное лицо, удостоверившее новое завещание или принявшее заявление об отмене завещания, направляет его нотариусу или должностному лицу, удостоверившему отмененное завещание. Получив заявление об отмене завещания либо новое завещание, нотариус (должностное лицо) должен сделать об этом отметку на экземпляре завещания, хранящемся у него (в делах государственной нотариальной конторы), в реестре для регистрации нотариальных действий и в алфавитной книге учета завещаний. Если при этом сам завещатель представит имеющийся у него экземпляр завещания, то отметка о его отмене должна быть сделана и на этом экземпляре, который, в свою очередь, должен быть приобщен к экземпляру завещания, хранящемуся у нотариуса (в делах нотариальной конторы).

Отмена завещания представляет собой разновидность завещательного распоряжения, поэтому она может осуществляться во всех формах, которые допускаются для завещательных распоряжений. Исправления и дописки, сделанные завещателем на остающемся у него экземпляре завещания, не имеют юридической силы.

Завещание как односторонняя сделка может быть признано (статья 1131):

- ничтожной (абсолютно недействительной) сделкой;

- оспоримой (относительно недействительной) сделкой. Ничтожная сделка является недействительной независимо от решения суда в силу факта ее совершения с момента ее совершения.

Завещание является ничтожной сделкой, если оно:

- совершено недееспособным лицом (ст. 171 ГК РФ);

- является подложным или совершено через представителя;

- совершено с нарушением формы, требуемой законом;

- совершено с нарушением требований о государственной регистрации завещаний.

Завещание может быть признано оспоримой сделкой, если оно совершено:

- ограниченно дееспособным гражданином (злоупотребляющим алкоголем или наркотическими веществами);

- дееспособным гражданином, который в момент составления завещания не мог понимать значения своих действий и руководить ими (бредовое состояние при болезни) (ст. 177 ГК РФ);

- под влиянием обмана, насилия, угроз, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).

Основаниями для признания завещания недействительным являются:

- пороки содержания: завещание противоречит нормам действующего законодательства;

- пороки формы: несоблюдение требований государственной регистрации, нарушение нотариальной формы;

- пороки субъективного состава: неспособность гражданина к совершению сделки, недееспособность, ограниченная дееспособность, неспособность понимать значение и последствия своих действий;

- пороки воли: несоответствие воли и волеизъявления, когда завещание заключено под влиянием обмана, заблуждения (неправильно сформулированная воля) или угрозы, насилия (отсутствие воли). Завещание может быть недействительным только в какой-либо своей части (например, в части, нарушающей права необходимых наследников).

Согласно ст. 427 ГК приведение в исполнение воли наследодателя, выраженной им в завещании, возлагается на самих наследников; при отсутствии в завещании иных распоряжений все наследники в равной мере являются призванными к выполнению завещательных распоряжений.

Но ст. 427 ГК предоставляет завещателю право поручить в завещании выполнение завещания особому лицу - исполнителю завещания. Надобность в этом может возникнуть по различным причинам: тут могут иметь значение соображения о наилучшем обеспечении интересов несовершеннолетних наследников, об облегчении распределения завещанного имущества между многочисленными наследниками и др.

Значение института исполнителя завещания в буржуазном обществе и в СССР совершенно различно. В условиях буржуазного общества переход имущества по наследству является весьма сложной операцией. В составе наследства нередко имеются самые разнообразные имущественные объекты - земли, дома, промышленные и торговые предприятия, акции и другие ценные бумаги, патенты, различного рода права требования. Имущество может быть обременено ипотеками и другими долговыми обязательствами. Прежде чем осуществить раздел наследства между наследниками и произвести из наследства указанные завещателем выдачи, необходимо внести полную ясность в актив и пассив наследства; иногда для этого необходимо провести не один судебный процесс. Поэтому исполнение завещания является не простым делом и требует затраты времени и труда, а также известных навыков и уменья. Как это ясно само собой, институт исполнителя завещания в буржуазном обществе рассчитан на обеспечение класса капиталистов. Для миллионов трудящихся капиталистических стран институт исполнителя завещания не имеет никакого значения, так как им вообще нечего передавать по наследству.

В СССР, как мы знаем, по наследству может переходить только личная собственность, обладающая чисто потребительским характером. Имущество, принадлежавшее советскому гражданину и переходящее после его смерти к его наследникам, состоит из тех объектов, которые перечислены в ст. 10 Конституции Союза ССР; это - трудовые сбережения, предметы домашней обстановки, жилой дом и т. д. Реализация воли завещателя, как правило, не вызывает особых трудностей, а потому и не требует привлечения особого лица - исполнителя завещания. Поэтому на практике завещания с назначением исполнителя завещания встречаются не столь уж часто. Обычно распоряжения завещателя выполняются самими наследниками.

Известный интерес представляет вопрос о юридической природе исполнителя завещания. В буржуазной юридической литературе этому вопросу, в соответствии с той ролью, которую в капиталистических государствах играет институт исполнителя завещания, уделяется много внимания. Подробная сводка различных взглядов буржуазных юристов по этому вопросу и их критика даны в докторской диссертации В. А. Рясенцева "Представительство в советском гражданском праве". Здесь могут быть указаны только основные взгляды буржуазных юристов. Согласно наиболее распространенному направлению буржуазной юриспруденции, в основу юридической квалификации исполнителя завещания (или, как его называли в русской дореволюционной литературе, душеприказчика) кладется идея представительства. Но затем начинаются расхождения. Одни авторы считают исполнителя завещания представителем завещателя (в русской дореволюционной литературе - А. Гордон, Анненков, Гольмстен), другие - представителем наследников (Гуляев), третьи - представителем наследства как юридического лица (Шершеневич).

Все эти "теории" имеют только одно назначение - так или иначе обосновать наилучшее выполнение воли частного собственника, выраженной им в завещании.

Иначе должен трактоваться вопрос о юридической природе института исполнителя завещания в СССР. Институт исполнителя завещания в СССР - особый институт, установленный в советском праве для облегчения выполнения воли завещателя, но вместе с тем и для наилучшего обеспечения интересов наследников, кредиторов наследодателя и других лиц, в пользу которых завещателем были сделаны соответствующие завещательные распоряжения. Таким образом, исполнитель завещания действует в общественном интересе. Этот момент имеет существенное значение для понимания природы института исполнителя завещания в СССР.