Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 104 из 140)

Страсть Гитлера к разрушению зданий и городов осо­бенно заслуживает внимания, поскольку она связана с его любовью к архитектуре. Можно было бы даже утверж­дать, что его планы по восстановлению городов служили оправданием того, что сначала он их разрушил. Но я все же полагаю, что было бы ошибкой пытаться объяснить его интерес к архитектуре только тем, что это было вы­теснением его страсти к разрушению. Все же интерес к архитектуре, по всей вероятности, был настоящим. Мож­но предположить даже, что это был его единственный ин­терес, если не считать стремления к власти и победе.

Деструктивность Гитлера убедительно подтверждают оккупационные планы в отношении Польши. Поляки подлежали культурной стерилизации, они не имели пра­ва на свою культуру: преподавание в школах должно было ограничиваться небольшим курсом немецкого языка, а также изучением дорожных знаков. Преподавание гео­графии не должно было выходить за рамки того факта, что Берлин — столица Германии. Математика считалась совершенно излишней, так же как ненужным считалось медицинское обслуживание, уровень жизни должен был быть сведен к минимуму. Польское население рассматри­валось исключительно как источник рабочей силы (т. е. как рабы!). Первые человеческие объекты, которые Гитлер прика­зал уничтожить, были "умственно отсталые". Уже в "Майн кампф" Гитлер писал: "Исходя из здравого смысла, сле­дует запретить воспроизводство людей неполноценных... все действия и меры по предотвращению дефектного по­томства следует считать самыми гуманными... Неизлечи­мо больные должны быть изолированы. И хотя это вы­глядит жестоко по отношению к несчастным и стражду­щим, это в то же время является высшим благом для их сограждан и потомков".

Позднее эти идеи были претворены в жизнь, все "не­полноценные" люди были не только изолированы, но и уничтожены. А среди ранних проявлений деструктивнос­ти Гитлера следует назвать вероломное убийство Эрнста Рема (за несколько дней до гибели Рема видели друже­любно беседующим с Гитлером) и других руководителей штурмовых отрядов, продиктованное соображениями по­литической тактики (фашистам надо было успокоить про­мышленников и генералитет, избавившись от деятелей "антикапиталистического" крыла движения).

То, что Гитлер находился в плену постоянных деструк­тивных идей, проявилось в его высказываниях о мерах, которые он собирался предпринять в случае путча в стра­не (как в 1918 г.). Он считал необходимым немедленно уничтожить всех вождей оппозиционных политических движений, включая католических и всех узников концент­рационных лагерей.

Главными жертвами должны были стать евреи, поля­ки и русские. Мы хотим здесь остановиться только на уничтожении евреев. Факты слишком хорошо известны, чтобы нужно было обсуждать их в частности. Однако сле­дует подчеркнуть, что систематическая кровавая распра­ва над евреями началась лишь во время второй мировой войны. У нас нет свидетельств того, что до начала войны Гитлер собирался истребить евреев: политика нацистов была направлена на поддержку еврейской эмиграции из Германии, и правительство даже принимало специальные меры, облегчающие евреям выезд из страны. Но вот 30 ян­варя 1939 г. Гитлер вполне откровенно заявил министру иностранных дел Чехословакии Хвалковскому: "Мы собираемся уничтожить евреев. Они не смогут избежать наказания за то, что они сделали 9 ноября 1918 г. День расплаты настал". В тот же день, выступая в рейхстаге, он сказал по сути то же самое, но в более завуалирован­ной форме: "Если международным банкирам-евреям, на­ходящимся в Европе или за ее пределами, удастся во­влечь народы в новую войну, ее результатом будет не все­мирный большевизм, т. е. не победа иудаизма; это будет конец евреев в Европе"[289].

Слова, сказанные Хвалковскому, особенно интересны с психологической точки зрения. Гитлер выступает здесь без всякого камуфляжа, без попыток к рационализации или оправданию своих намерений (например, тем, что ев­реи представляют опасность для Германии). Он выдает истинный мотив — желание отомстить за "преступление", которое несколько евреев-революционеров совершили двад­цать лет тому назад. Садистский характер его ненависти к евреям сквозит в словах, сказанных в кругу ближай­ших сотрудников по партии после партийного собрания: "Гнать их с работы, в гетто, за решетку, пусть подохнут, они того заслуживают, и немецкий народ будет смотреть на них, как разглядывают диких зверей".

Гитлеру казалось, что евреи отравляют арийскую кровь и арийскую душу. Чтобы понять, как это чувство связано со всем его некрофильским комплексом, обратимся к дру­гой, казалось бы, совершенно не связанной с этим заботе Гитлера — к сифилису. В "Майн кампф" он говорит о сифилисе как об одной из "жизненно важных проблем на­ции". Он пишет:

Наряду с политическим, нравственным и моральным за­ражением, которому люди подвергаются уже много лет, су­ществуют не менее ужасные бедствия, подрывающие здоровье нации. Сифилис, особенно в больших городах, распространя­ется все шире и шире, в то время как туберкулез снимает жатву смерти уже по всей стране.

В действительности это было не так. Ни туберкулез, ни сифилис не представляли угрозы в таких масштабах, которые пытается приписать им Гитлер. Но это типичная фантазия некрофила: боязнь грязи, отравы и любой ин­фекции. Перед нами — выражение некрофильской уста­новки, заставляющей рассматривать внешний мир как ис­точник грязи и заразы. Скорее всего, ненависть Гитлера к евреям имела ту же природу. Инородцы ядовиты и за­разны, как сифилис. Следовательно, их надо искоренять. Дальнейшее развитие этого представления ведет к идее, что они отравляют не только кровь, но и душу.

Чем более сомнительной становилась для Гитлера победа в войне, тем сильнее в нем проявлялись собственные разру­шительные тенденции. Каждый шаг на пути к пораже­нию сопровождался все новыми и новыми кровавыми жертвами. В конце концов настало время истреблять са­мих немцев. Уже 27 января 1942 г., т. е. более чем за год до Сталинграда, Гитлер сказал: "Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть". Когда поражение стало неизбежным, он отдал приказ, приводивший в исполнение эту угро­зу, — приказ о разрушении Германии: ее почвы, зданий, заводов и фабрик, произведений искусства. А когда рус­ские были уже на подступах к бункеру Гитлера, настал момент великого финала разрушения. С ним вместе должна была умереть его собака. Его возлюбленная, Ева Браун, которая приехала в Берлин, нарушив его приказ, чтобы разделить с ним смерть, тоже должна была умереть. Рас­троганный преданностью фрейлейн Браун, Гитлер возна­градил ее, вступив с ней здесь же в законный брак. Готов­ность умереть за него была, пожалуй, единственным дей­ствием, которым женщина могла доказать ему свою лю­бовь. Геббельс тоже остался верен человеку, которому он продал душу. Он приказал своей жене и шестерым мало­летним детям принять смерть вместе с ним. Как всякая нормальная мать, жена Геббельса никогда бы не убила своих детей, тем более под действием дешевых пропаган­дистских аргументов, с помощью которых Геббельс пы­тался ее убедить. Но у нее не было выбора. Когда ее в последний раз пришел навестить Шпеер, Геббельс ни на минуту не оставил их вдвоем. Она только смогла сказать, что счастлива, поскольку там с ними нет ее старшего сына (от предыдущего брака)[290]. Поражение и смерть Гит­лера должны были сопровождаться смертью всех, кто его окружал, смертью всех немцев, а если бы это было в его власти, то и разрушением всего мира. Фоном для его ги­бели могло быть только всеобщее разрушение.

Но вернемся к вопросу, можно ли оправдать действия Гитлера традиционно понимаемыми "государственными интересами", т. е. отличался ли он как человек от множе­ства других государственных мужей и военачальников, которые объявляли войны и тем самым посылали на смерть миллионы людей. В некоторых отношениях Гитлер был совершенно таким же, как и руководители многих других государств, я было бы ханжеством считать его военную политику чем-то из ряда вон выходящим в сравнении с тем, что, как свидетельствует история, делали другие ли­деры других сильных держав. Но в Гитлере поражает не­соответствие между теми разрушениями, которые произ­водились по его прямому приказу, и оправдывавшими их реалистическими целями. Многие его действия, начиная с уничтожения миллионов и миллионов евреев, русских и поляков и кончая распоряжениями, обрекавшими на унич­тожение немцев, нельзя объяснить стратегической целесо­образностью. Это, без сомнения, результаты страсти к раз­рушению, снедавшей некрофила. Этот факт часто затем­няется тем, что при обсуждении действий Гитлера речь идет главным образом об истреблении евреев. Но евреи были не единственным объектом, на который он направ­лял свою страсть к разрушению. Гитлер, несомненно, не­навидел евреев, но мы бы не погрешили против истины, сказав, что одновременно он ненавидел и немцев. Он нена­видел человечество, ненавидел саму жизнь. Чтобы это стало яснее, попробуем взглянуть на другие проявления его не­крофилии.

Давайте прежде всего посмотрим на некоторые спон­танные проявления некрофильской ориентации Гитлера. Вот Шпеер рассказывает о его реакции на финальные кадры кинохроники, посвященной бомбардировкам Вар­шавы: Ханфштевгль рассказывает о разговоре, состоявшемся в середине 20-х гг., в котором он пытался убедить Гит­лера посетить Англию. Перечисляя достопримечательнос­ти, он упомянул Генриха VIII. Гитлер оживился: "Шесть жен — гм, шесть жен — неплохо, и двух из них он от­правил на эшафот. Нам действительно стоит поехать в Англию, чтобы пойти в Тауэр и посмотреть на место, где их казнили. Это стоит посмотреть". И действительно, это место казни интересовало его больше, чем вся остальная Англия.