Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 105 из 140)

Весьма характерной была его реакция в 1923 г. на фильм "Fridericus Rex" ("Король Фридрих"). По сюжету фильма отец Фридриха хочет казнить своего сына и его друга за попытку бежать из страны. Еще в кинотеатре и потом, по пути домой, Гитлер повторял: "Его (сына) тоже надо убить — великолепно. Это значит: долой голову с каждого, кто погрешит против государства, даже если это твой собственный сын!" Затем он развил эту тему, сказав, что такой метод надо применить и к французам (которые в это время оккупировали Рурскую область), и заключил: "Ну так что же, придется сжечь десяток наших городов на Рейне и в Руре и потерять несколько десятков тысяч человек!"

Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской дие­ты, но гостям подавали обычную еду. "Если на столе по­являлся мясной бульон, — вспоминает Шпеер, — я мог быть уверен, что он заведет речь о «трупном чае»; по по­воду раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек". На лице у Гитлера постоянно было выражение брезгли­вости, словно он принюхивался к неприятному запаху. Эта мина хорошо различима на многих его фотографиях. Смех его был неестественным. На фотографиях видна при­нужденная, самодовольная ухмылка. Особенно ярко запе­чатлелась она в кадрах кинохроники, снятых, когда он был на гребне удачи, сразу после капитуляции Франции, в железнодорожном вагоне в Компьене. Выйдя из купе, он пляшет некий "танец", похлопывая себя руками по ляж­кам и по животу, а затем гнусно улыбается, будто только что проглотил Францию[291].

Еще одной чертой, выдающей в нем некрофила, явля­ется скука. Ярким проявлением этой характерной формы безжизненности были его застольные беседы. В Оберзальцберге Гитлер и окружавшие его люди, пообедав, шли в павильон, где им подавали чай, кофе, пирожные и другие лакомства. "Здесь, за чашкой кофе, Гитлер пускался в длиннейшие монологи. То, о чем он говорил, было в ос­новном известно собравшимся, поэтому они почти не слу­шали его, а лишь изображали внимание. Иногда Гитлер сам засыпал посреди своих разглагольствований. Тогда компания продолжала беседовать шепотом в надежде, что он своевременно проснется к ужину". Потом все шли об­ратно в дом, и два часа спустя подавали ужин. После ужина показывали два кинофильма. Затем какое-то вре­мя все обменивались впечатлениями от фильмов, обычно довольно банальными. Примерно к часу ночи некоторые уже не могли сдерживать зевоту, хотя делали над собой усилие, чтобы казаться бодрыми. Но все продолжали об­щаться. В унылой беседе проходил еще час или больше, оставляя ощущение пустоты. Наконец Ева Браун, обме­нявшись с Гитлером несколькими словами, получала раз­решение уйти к себе наверх[292]. Через четверть часа, поже­лав собравшимся доброй ночи, удалялся и Гитлер. Теперь оставшиеся могли расслабиться, и нередко за этими часами общего оцепенения следовала веселая вечеринка с шам­панским и коньяком[293].

Во всех этих чертах отчетливо проявлялась страсть Гитлера к разрушению. Однако ни миллионы немцев, ни политики всего мира не смогли этого увидеть. Наоборот, они считали его патриотом, который действует из любви к родине; немцы видели в нем спасителя, который избавит страну от унижений Версальского договора и от экономи­ческой катастрофы, великого зодчего новой, процветаю­щей Германии. Как же могло случиться, что немцы и дру­гие народы мира не распознали под маской созидателя этого величайшего из разрушителей?

На это было много причин. Гитлер был законченным лжецом и прекрасным актером. Он заявлял о своих миро­любивых намерениях и после каждой победы утверждал, что в конечном счете все делает во имя мира. Он умел убеждать — не только словами, но и интонацией, ибо в совершенстве владел своим голосом. Но таким образом он лишь, вводил в заблуждение своих будущих врагов. Как-то, беседуя с генералами, он заявил: "У человека есть чувство прекрасного. Каким богатым становится мир для того, кто умеет использовать это чувство... Красота долж­на властвовать над людьми... Когда закончится война, я хочу посвятить пять или десять лет размышлениям и ли­тературной работе. Войны приходят и уходят. Остаются только ценности культуры..." Он заявлял о своем жела­нии положить начало новой эре терпимости и одновремен­но обвинял евреев в том, что с помощью христианства они посеяли нетерпимость.

Вытеснение деструктивности

Рассуждая таким образом, Гитлер, пожалуй, на сознатель­ном уровне и не лгал. Он просто входил в свои прежние роли "художника" и "писателя", ибо так никогда и не признал своей несостоятельности в этих областях. Однако такого рода высказывания имели еще одну, более важную функцию, имевшую прямое отношение к "стержневым" свойствам его характера. Функция эта заключалась в вы­теснении мысли о собственной деструктивности. Прежде всего в форме рационализации. Всякое разрушение, кото­рое производилось по его приказу, имело рациональное объяснение: все это делалось во имя спасения, процвета­ния и триумфа немецкого народа и с целью защиты от врагов — евреев, русских, а затем англичан и американ­цев. Он просто повиновался биологическому закону вы­живания. ("Если я и верю в какую-нибудь божественную необходимость, то это необходимость сохранения видов".} Иначе говоря, отдавая разрушительные приказы, Гитлер был убежден, что намерения его благородны и что он про­сто исполняет свой "долг". Но он упорно вытеснял из сво­его сознания собственное стремление к разрушению, избе­гая таким образом необходимости глядеть в лицо подлин­ным мотивам своих действий.

Еще более эффективным способом вытеснения являют­ся определенные реактивные образования. Явление это хорошо известно в клинической практике: человек как бы отрицает какие-то черты своего характера, развивая в себе прямо противоположные качества. Примером реактивного образования было вегетарианство Гитлера. Не всякое ве­гетарианство выступает в такой функции. Но у Гитлера это, по-видимому, было именно так, ибо он перестал есть мясо после самоубийства своей племянницы Гели Раубаль, которая была его любовницей. Как показывает все его поведение в тот период, событие это вызвало у него острое чувство вины. Даже если исключить высказывавшиеся в литературе предположения, что он сам убил ее в припадке ревности к одному еврейскому художнику, — для этой версии нет доказательств, — все равно есть основания винить в этой смерти Гитлера. Он держал ее взаперти, был необычайно ревнив и в то же время с увлечением ухаживал за Евой Браун. После смерти Гели он впал в депрессию и устроил своеобразный поминальный культ: ее комната оставалась нетронутой, пока он жил в Мюнхене, и он посещал ее каждое Рождество. Отказ от мясной пищи был, несомненно, искуплением вины и "доказательством" его неспособности к убийству. Возможно, тем же объясня­ется и его нелюбовь к охоте.

Отчетливые проявления таких реактивных образова­ний можно обнаружить в следующих фактах, которые мы почерпнули в книге В. Мазера. Гитлер не участвовал ни в каких столкновениях с политическими противниками, до того, как захватил власть (за исключением, быть может, одного случая). Он никогда не присутствовал при убийст­вах или казнях. (Рём знал, о чем говорит, когда перед смертью просил, чтобы его застрелил личнофюрер.) После того как некоторые товарищи Гитлера погибли при попыт­ке осуществить переворот в Мюнхене (9 ноября 1923 г.), он всерьез помышлял о самоубийстве и у него стала дер­гаться левая рука — симптом, вновь появившиеся после поражения под Сталинградом. Генералам не удалось убе­дить Гитлера совершить поездку на фронт. "Многие воен­ные, и не только военные, были твердо уверены, что он избегал этой поездки, потому что не мог выносить вида мертвых и раненых солдат"[294]. И дело не в отсутствии му­жества, которое он продемонстрировал еще в первую ми­ровую войну, и не в жалости к немецким солдатам — к ним он испытывал не больше теплых чувств, чем к кому-либо другому[295]. Я считаю, что эта фобия — страх увидеть мертвые тела — была защитной реакцией: на самом деле он боялся осознать собственную страсть к разрушению. Пока он отдавал и подписывал приказы — он просто го­ворил и писал. То есть "он" не проливал кровь, ибо избе­гал видеть настоящие трупы и всячески оберегал свое со­знание от мысли о собственной деструктивности. Эта за­щитная реакция основывается, в сущности, на том же механизме, что и его мания чистоты, о которой говорит Шпеер[296]. Такой симптом как в легкой {у Гитлера была легкая форма), так я в тяжелой форме постоянного на­вязчивого мытья обычно имеет одну и ту же функцию: смыть грязь и кровь, которые символически прилипают к рукам (или ко всему телу). При этом обнаружение крови и грязи вытесняется; осознается только потребность в "чистоте". Нежелание видеть трупы похоже на эту навяз­чивость: то и другое суть формы отрицания деструктив­ности.

В конце жизни, предчувствуя наступление своего по­следнего поражения, Гитлер уже более не мог подавлять страсть к разрушению. Это ярко проявилось в его реакции на зрелище мертвых тел руководителей неудавшегося за­говора генералов в июле 1944 г. Человек, который еще недавно не мог выносить вида трупов, теперь распорядил­ся, чтобы ему показали фильм о пытках и казнях генера­лов, где были засняты их тела в тюремной одежде, вися­щие на крюках с мясокомбината. Фотографию этой сцены он поставил на свой письменный стол[297]. Его угроза в слу­чае поражения разрушить Германию начинала действовать. И совсем не его заслуга, что Германию удалось сохранить.