Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 106 из 140)

Другие аспекты личности Гитлера

Невозможно понять личность Гитлера, как и любого друго­го человека, сосредоточившись лишь на одной из его стра­стей, пусть даже она представляется самой главной. Чтобы ответить на вопрос, как этот человек, движимый страс­тью к разрушению, сумел стать самой влиятельной фигурой в Европе, вызывавшей восхищение множества немцев (и изрядного числа жителей других стран), надо попытаться представить структуру его характера в целом, проанали­зировать его способности и таланты и вникнуть в особен­ности социальной ситуации, в которой он жил и действо­вал. В дополнение к некрофилии Гитлер может служить также примером садистского типа личности, хотя черты садиста затмевает в нем всепоглощающая, неприкрытая страсть к разрушению. Поскольку я уже анализировал садо-мазохистский авторитарный тип личности Гитлера, я ограничусь здесь лишь краткими выводами. Все, что писал и говорил Гитлер, выдает его стремление властво­вать над слабыми. Вот, например, как он объясняет преимущества проведения массовых митингов в вечернее время:

По утрам и даже в течение дня человеческая воля гораздо сильнее сопротивляется попыткам подчинить ее другой воле и чужим мнениям. Между тем вечером люди легче поддаются воздействию, которое оказывает на них более сильная воля. В самом деле, каждый митинг — это борьба двух противопо­ложных сил. Ораторский дар, которым обладает более силь­ная, апостольская натура, в это время дня сможет гораздо легче захватить волю других людей, испытывающих естествен­ный спад своих способностей к сопротивлению, чем это уда­лось бы сделать в другое время с людьми, еще сохраняющими полный контроль над энергией своего разума и воли.

Вместе с тем, со свойственной ему махозистской по­корностью, он считал, что действует, подчиняясь высшей силе, будь то провидение или биологические законы. Как-то в одной фразе он выразил и свой садизм, и свою некро­филию: "Все, чего они (массы) хотят, это чтобы победил сильный, а слабый был уничтожен или безжалостно по­давлен". Садист сказал бы просто: "подавлен". Только некрофил мог потребовать "уничтожения". Союз "или" в этой фразе указывает на связку садизма и некрофилии как разных сторон личности Гитлера. Однако у нас есть убедительные свидетельства, что страсть к уничтожению была в нем сильнее, чем страсть к подавлению.

Тремя другими чертами его характера, тесно связанны­ми между собой, были его нарциссизм, уход от реальности и абсолютное отсутствие способности любить, дарить теп­ло и сопереживать.

Нагляднее всего в этой картине проявляется нарцис­сизм[298]. Все типичные симптомы нарциссической личности были у Гитлера налицо. Он интересовался только собой, своими желаниями, своими мыслями. Он мог до бесконеч­ности рассуждать о своих идеях, своем прошлом, своих планах. Мир был для него реальным лишь в той мере, в какой он являлся объектом его теорий и замыслов. Люди что-нибудь для него значили, только если служили ему или их можно было использовать. Он всегда знал все луч­ше других. Такая уверенность в собственных идеях и по­строениях — типичная примета нарциссизма в его закон­ченном виде.

В своих суждениях Гитлер опирался в основном на эмоции, а не на анализ и знание. Вместо политических, экономических и социальных фактов для него существо­вала идеология. Он верил в идеологию, поскольку она удовлетворяла его эмоционально, а потому верил и в фак­ты, которые в системе этой идеологии считались верны­ми. Это не означает, что он вообще игнорировал факты. В каком-то смысле он был очень наблюдательным и неко­торые факты мог оценивать лучше, чем многие люди, сво­бодные от нарциссизма. Но эта способность, которую мы еще обсудим, не исключала того, что многие его фунда­ментальные представления имели абсолютно нарциссическую основу.

Ханфштенгль описывает ситуацию, в которой весь нар­циссизм Гитлера раскрывается как на ладони. Геббельс велел сделать для себя звукозапись некоторых речей Гит­лера, и каждый раз, когда Гитлер к нему приходил, про­игрывал ему эти речи. Гитлер "падал в огромное мягкое кресло и наслаждался звуками собственного голоса, пре­бывая как бы в состоянии транса. Он был, как тот трагически влюбленный в себя самого греческий юноша, кото­рый нашел свою смерть в воде, с восхищением вглядыва­ясь в собственное отражение на ее гладкой поверхности". Обсуждая "культ Я" Гитлера, Шрамм приводит слова ге­нерала Альфреда Йодля о его "почти мистической уверен­ности в собственной непогрешимости как вождя нации и военачальника". Шпеер показывает, как в строительных планах Гитлера проявлялась его "мания величия". Его дворец в Берлине должен был стать самой большой из когда-либо существовавших резиденций — в сто пятьде­сят раз больше, чем резиденция канцлера, выстроенная во времена Бисмарка.

С нарциссизмом у Гитлера было тесно связано полное отсутствие интереса ко всему, что лично ему не могло быть полезным, а также позиция холодного отдаления. С людьми он всегда был холоден и соблюдал дистанцию. Его абсолютному нарциссизму соответствовало полное от­сутствие любви, нежности или способности сопережива­ния. На протяжении всей жизни рядом с ним не было никого, кого он мог бы назвать своим другом. Кубичек и Шпеер приблизились к нему больше других, но все же и их нельзя считать "друзьями". Кубичек был ровесником Гитлера, но Гитлер никогда не был с ним откровенен. Со Шпеером отношения складывались по-другому. В нем Гит­лер, судя по всему, видел самого себя в роли архитектора.

Через посредство Шпеера он, Гитлер, должен был стать великим зодчим. Он, кажется, был даже по-своему привя­зан к Шпееру. Это — единственная привязанность, которую можно отыскать во всей его биографии, за исключением, быть может, привязанности к Кубичеку. И я допускаю, что одной из причин этого удивительного явления было то, что архитектура была единственной областью, к кото­рой Гитлер испытывал неподдельный интерес, единствен­ная сфера за пределами его собственной личности, где он мог по-настоящему жить. Тем не менее Шпеер тоже не был его другом. Шпеер сам хорошо сказал об этом на Нюрнбергском процессе: "Если бы у Гитлера вообще были друзья, я был бы его другом". Но у Гитлера друзей не было. Он всегда был скрытным одиночкой — и в те време­на, когда рисовал открытки в Вене, и тогда, когда стал фюрером рейха. Шпеер говорит о его "неспособности к че­ловеческим контактам". Но Гитлер и сам сознавал свое полное одиночество. Как вспоминает Шпеер, Гитлер од­нажды сказал ему, что если он (Гитлер) однажды отойдет от дел, его вскоре забудут.

Люди повернутся к тому, кто придет на его место, как только поймут, что власть у него в руках... Все его оставят. Играя с этой мыслью и преисполнившись жалости к себе, он продолжал: "Возможно, иногда меня посетит кто-нибудь из тех, кто шел со мной рука об руку. Но я на это не рассчиты­ваю. Кроме фрейлейн Браун, я никого с собой не возьму. Только фрейлейн Браун и собаку. Я буду одинок. Почему в самом деле кто-нибудь захочет добровольно проводить со мной вре­мя? Меня просто не будут больше замечать. Все они побегут за моим преемником. Быть может, раз в год они соберутся на мой день рождения".

Из этих слов видно, что Гитлер не только отдавал себе отчет, что его никто по-человечески не любит, но и был убежден, что единственное, что притягивает к нему лю­дей, это его власть. Его друзьями были собака и женщи­на, которых он никогда не любил и не уважал, но держал у себя в подчинении.

Гитлер был холоден, сострадание было ему незнакомо. Шпеер, как и Геббельс, неоднократно пытался убедить его посетить из соображений пропаганды города, которые подверглись бомбардировке. "Но Гитлер всякий раз отме­тал эти предложения. Теперь во время поездок от Штеттинского вокзала в резиденцию канцлера или в свою квар­тиру на Принцрегентенштрассе в Мюнхене он велел шо­феру ехать короткой дорогой, хотя прежде предпочитал маршруты длиннее. Поскольку я сопровождал его в не­скольких таких поездках, я заметил, с каким безразли­чием он глядел на новые разрушения, мимо которых про­езжала машина". Единственным живым существом, "вы­зывавшим в нем проблески человеческого чувства", была его собака.

Другие люди, не столь тонкие, как Шпеер, часто в этом отношении обманывались. То, что казалось им теплотой, было в действительности возбуждением, возникавшим, когда Гитлер касался своих излюбленных тем или лелеял планы мести к разрушения. Во всей литературе о Гитлере я ни разу не нашел хотя бы намека на то, что в какой-то ситуации он проникся сочувствием к кому-нибудь, ну если не к врагам, то по крайней мере к солдатам или к гражда­нам Германии. Никогда, принимая во время войны такти­ческие решения, отдавая приказы не отступать (напри­мер, во время сражения под Сталинградом), он не брал в расчет число приносимых в жертву солдат. Они были для него только определенным "количеством стволов".

Предоставим подвести итог Шпееру: "Благородные че­ловеческие чувства у Гитлера отсутствовали. Нежность, любовь, поэзия были чужды его натуре. На поверхности он был вежлив, обаятелен, спокоен, корректен, дружелю­бен, сдержан. Роль этой весьма тонкой оболочки состояла в том, чтобы скрывать его подлинные черты". (Послесло­вие Шпеера к книге Ж. Бросса.)

Отношения с женщинами

В отношениях с женщинами Гитлер обнаруживал такое же отсутствие любви, нежности или сострадания, как и в отношениях с мужчинами. Это утверждение как будто про­тиворечит факту привязанности Гитлера к матери. Одна­ко, если предположить, что привязанность эта была зло­качественной по своему типу, т. е. холодной и безличной, для нас не будет неожиданностью, что и в дальнейшем его отношения с женщинами носили такой же характер. Женщин, к которым Гитлер проявлял интерес, можно разделить на две категории, различающиеся главным об­разом по их социальному статусу: во-первых, "респекта­бельные" женщины, т. е. богатые, занимавшие высокое положение в обществе, или известные актрисы; во-вто­рых, женщины, стоявшие ниже него на социальной лест­нице, например его племянница Гели Раубаль или Ева Браун — его многолетняя возлюбленная. Его поведение и чувства, которые он испытывал по отношению к предста­вительницам этих групп, были совершенно различными.