Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 109 из 140)

Здесь мы подходим к важному вопросу об эрудиции и знаниях Гитлера, вопросу, который приобретает особое звучание сегодня, когда участились попытки вновь под­нять на щит образ Гитлера и воскресить атмосферу восхи­щения "величием" этого человека. Эта тенденция отчетли­во прослеживается в широко публикуемых воспоминани­ях бывших нацистов[305].

Мазер занимает в этом вопросе довольно противоречи­вую позицию. Он предупреждает читателя, что не следует доверять суждениям Гитлера о своей -собственной эруди­ции, ибо они сомнительны и не подтверждены объектив­ными данными. (Гитлер, например, утверждал, что каж­дую ночь он прочитывал одну серьезную книгу и таким образом, начиная с двадцатидвухлетнего возраста, успел серьезно изучить всемирную историю, историю искусств, культуры, архитектуры и политических наук.) Затем, иг­норируя свое собственное предостережение, Мазер пишет, не ссылаясь при этом на источники, что, по словам "хоро­шо осведомленных" свидетелей, Гитлер начал еще в школьные годы изучать серьезные труды по науке и искусству, но более всего продвинулся в тех областях истории, в которых он и сам считал себя специалистом. Приведем лишь один яркий пример, показывающий, сколь уязвима некритичная позиция, занимаемая Мазером в оценке эру­диции Гитлера. Мазер пишет, что замечания Гитлера, при­веденные в "Застольных беседах", подтверждают "то, что до этого и так неоднократно доказывал Гитлер — в пуб­личных выступлениях и в частных беседах, — его глубо­кое знание Библии и Талмуда". Талмуд — большая и слож­ная книга. И чтобы добиться ее "глубокого знания", нуж­ны годы. Между тем здесь нет никакой загадки: в антисе­митской литературе, с которой Гитлер был прекрасно зна­ком, разбросано множество цитат из Талмуда, часто иска­женных или вырванных из контекста, чтобы доказать по­рочность евреев. Гитлер запоминал эти фразы и блефовал, внушая своим слушателям, что он "глубоко изучил" Тал­муд. То, что ему верили его слушатели, в общем понятно. Гораздо печальнее, что тридцать лет спустя на ту же удоч­ку попался профессиональный историк.

Гитлер действительно мог бойко рассуждать с видом компетентного человека буквально обо всем на свете, и всякий, кто прочтет "Застольные беседы", может легко себя в этом убедить. Он без труда вдавался в проблемы палеонтологии, антропологии, любых областей истории, философии, религии, женской психологии и биологии. Но что показывает критический анализ эрудиции и знаний Гитлера?

В школе он был не в состоянии напрячься для серьез­ного чтения даже по истории, которая его интересовала. В венский период он в основном проводил время гуляя по улицам, разглядывая здания, делая зарисовки и беседуя. Способность к упорной учебе и серьезному, глубокому чте­нию могла появиться у него после войны, но, кроме заяв­лений самого Гитлера, у нас нет об этом никаких свиде­тельств. (Считается, что он пронес с собой через всю вой­ну том Шопенгауэра. Неизвестно, однако, много ли он из него прочитал.) С другой стороны, как показывает внима­тельною изучение "Застольных бесед", речей Гитлера и "Майн кампф", он был жадным читателем и обладают спо­собностью отыскивать и запоминать факты, чтобы затем

использовать их при любой возможности, подкрепляя свои идеологические посылки.

Если попытаться объективно взглянуть на "Майн кампф", мы ли сможем квалифицировать его как труд, написан­ный действительно эрудированным человеком. Это скорее умно — и очень недобросовестно — состряпанный пропа­гандистский памфлет. Что же касается его речей, то, не­смотря на их потрясающую эффективность, они были про­изведениями уличного демагога, но не образованного че­ловека. "Застольные беседы" демонстрируют его талант в искусстве вести разговор. Но и в них он предстает перед нами как одаренный, но очень поверхностно образован­ный человек, не знавший ничего досконально. Это был человек, который, перескакивая из одной области знаний в другую, ухитрялся, благодаря своей удивительной па­мяти, выстраивать более или менее связные цепочки фак­тов, специально выуженных из различных книг. Порой он допускают грубейшие ошибки, свидетельствующие о недостатке фундаментальных знаний. Но время от време­ни ему удавалось удивлять своих слушателей, хотя, по-видимому, и не всех.

Пытаясь определить впечатление, которое производи­ли "застольные беседы" на гостей Гитлера, следует по­мнить, что, хотя среди его слушателей были в основном образованные и интеллигентные люди, многие из них были загипнотизированы его личностью и потому готовы были не замечать существенных пробелов в его знаниях. Кроме того, их, безусловно, поражала широта его кругозора и уверенность, с которой он судил обо всем. Будучи воспи­танными в традициях интеллектуальной честности, они просто не могли допустить мысли, что человек, сидящий перед ними, блефует.

Как свидетельствуют различные источники, Гитлер, за небольшим исключением, не читал ничего, что противоре­чило его идеологическим установкам или требовало кри­тического и объективного размышления. Такова была структура его личности: основным мотивом для чтения было не приобретение знаний, а добывание все новых средств для убеждения и себя, и других. Он хотел, чтобы все, что он читает, его волновало, и во всем искал и находил только то, что подтверждало его идеи, и это приносило ему огромное эмоциональное удовлетворение. Так как он не интересовался музыкой Баха или Моцарта, а слушал только оперы Вагнера, он не читал книг, которые требо­вали внимания и раздумий, в которых совпадали истина и красота. Он буквально пожирал печатные страницы, но с очень прагматической установкой. Подобным образом невозможно читать сколько-нибудь серьезные книги. Для этого скорее годились политические памфлеты и научно-популярные сочинения, например книги Гобино или Чемберлена по расовым проблемам или популярные брошюры по дарвинизму, где Гитлер мог вычитывать как раз то, что ему было нужно. Возможно, он читал литературу по вопро­сам, которые его действительно интересовали, т. е. по архи­тектуре и военной истории, но насколько серьезно — этого мы не знаем. В общем, чтение Гитлера сводилось, по-види­мому, лишь к популярной литературе (включая памфле­ты), где он отыскивал цитаты из более серьезных источни­ков, запоминал их и воспроизводил в нужный момент, создавая впечатление, что ему известны первоисточники. Действительная проблема заключается вовсе не в том, сколько книг прочитал Гитлер, а в том, приобрел ли он фундаментальное качество образованного человека — спо­собность объективного и осмысленного усвоения знаний. Можно часто услышать, что Гитлер всего достиг путем самообразования. Я бы сказал иначе: Гитлер был не самоуч­кой, а недоучкой, и та часть образования, которую он недо­получил, как раз и содержала знание о том, что такое знание. Необразованность Гитлера проявлялась не только в этом. У него, безусловно, была возможность приглашать немец­ких ученых, работающих в любой из областей наук, что­бы с их помощью расширять и углублять свои знания. Но, по свидетельству Шрамма, равно как и Шпеера, он тщательно избегал таких ситуаций[306]. Он неловко себя чув­ствовал в присутствии людей, стоявших с ним наравне или выше его, чего бы то ни касалось. Это типичное про­явление нарциссического и авторитарного характера. Он должен был всегда находиться в положении, где он мог чувствовать себя неуязвимым. Если это было не так, общение (так же как и серьезная книга) представляло угро­зу всему стройному зданию его дилетантизма.

Гитлер избегал специалистов. Единственное исключе­ние он делал для архитекторов, в особенности для профес­сора П. Л. Трооста. Троост не раболепствовал перед Гит­лером. Когда Гитлер приходил к нему на квартиру, Тро­ост никогда не встречал его у входа и не провожал до дверей, когда тот уходил. Тем не менее Гитлер был в вос­хищении от Трооста. С ним он не был ни высокомерным, ни многословным, не вел себя как студент. Даже на фото­графии, опубликованной в книге Шпеера, можно видеть, что Гитлер испытывает чувство смущения перед профессо­ром. Я думаю, что Гитлер так вел себя по отношению к Троосту потому, что, как я уже отмечал, интерес его к архитектуре был совершенно искренним.

В музыке и живописи, так же как в истории и филосо­фии, вкусы Гитлера определялись почти исключительно его страстями. Каждый вечер после ужина в Оберзальцберге он смотрел два кинофильма. Больше всего он любил оперетты и мюзиклы. И не терпел фильмов о путешестви­ях, о природе или учебных фильмов. Как я уже упоми­нал, его приводили в восторг фильмы типа "Fridericus Rex" ("Король Фридрих"). В музыке ему были интересны толь­ко оперетты и Вагнер, который был для него своего рода эмоциональным допингом. Ханфштенгль часто играл для него Вагнера, особенно когда он был в подавленном на­строении, и это действовало на него как лекарство.

Мы не знаем, интересовался ли этот "бывший худож­ни" живописью. Он предпочитал осматривать музеи сна­ружи, оценивал их архитектуру, но редко заходил внутрь, чтобы познакомиться с картинами. Вот как описывает Ханфштенгль их посещение Музея кайзера Фридриха в Берлине в начале 20-х гг. Первым полотном, перед кото­рым остановился Гитлер, был "Человек с золотым шле­мом" Рембрандта. "Посмотри, — сказал он, обращаясь к юному отпрыску члена партии, которого взял с собой в музей. — Это же потрясающе! Какой героизм во взгляде солдата! Какая воинственность, решимость! Вот тут-то и видно, что Рембрандт все-таки был арийцем и германцем, хотя он иногда и выбирал модели в еврейском квартале Амстердама". Гитлер-"художник" в основном копировал открытки и старые гравюры. Главным образом это были фасады зда­ний ("архитектурная графика")» но также и пейзажи, пор­треты и иллюстрации для рекламы. Он руководствовался принципом спроса и, как мы знаем, повторял некоторые сюжеты, если они хорошо продавались. Качество его жи­вописи и рисунков в общем соответствовало тому, что мож­но было бы ожидать от художника его уровня. Его произ­ведения имели опрятный вид, но были безжизненны и не слишком выразительны. Лучше всего ему удавались архи­тектурные эскизы. Но даже когда он не копировал их (например, во время войны), они все равно отличались точностью, педантизмом и сухостью. В них никогда не было ничего личного, хотя они были "неплохо исполне­ны". Даже сам Гитлер признал впоследствии, что он рисо­вал только для того, чтобы заработать себе на жизнь, и был "маленьким художником". В 1944 г. он сказал свое­му закадычному другу фотографу Хоффману: "Я не хочу быть художником. Я рисовал, только чтобы жить и учить­ся". Отсюда можно заключить, что он был коммерческим художником, копиистом-рисовальщиком и не имел насто­ящего таланта к живописи[307].