Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 110 из 140)

Впечатление, что Гитлеру недоставало оригинальнос­ти, еще усиливается, если взглянуть на более чем сотню его эскизов, которые хранятся у Шпеера. Я не эксперт в вопросах искусства, но думаю, что всякий тонко чувству­ющий человек отметил бы педантизм и безжизненность этих набросков. Например, одна небольшая деталь в эскизах театрального интерьера повторяется многократно и по сути без изменений. Такие же повторы есть в серии эскизов обелиска. Иногда в карандашных штрихах чув­ствуется агрессия. В других случаях поражает отсутствие какой-либо выразительности, личного отношения. Было очень любопытно обнаружить среди этих рисунков (вы­полненных между 1925 и 1940 гг.) безыскусные изобра­жения подводных лодок, танков и другого военного сна­ряжения[308].

То обстоятельство, что Гитлер не проявлял интереса к живописи, не означает, что его интерес к архитектуре не был подлинным и искренним. Это очень важно для пони­мания личности Гитлера, ибо, по всей видимости, архи­тектура была единственной сферой, которая его по-насто­ящему интересовала в жизни. Дело в том, что интерес этот не вытекал из его нарциссизма, не был проявлением его деструктивности и не являлся блефом. Конечно, труд­но судить о подлинности интересов человека, в такой сте­пени привыкшего выдавать себя не за того, кто он есть. Тем не менее я считаю, что у нас есть свидетельства, не­опровержимо доказывающие неподдельность его интереса к архитектуре. Самым знаменательным в этом отношении фактом является его готовность, о которой говорит Шпеер, без конца обсуждать архитектурные проекты. Очевид­но, что при этом он был движим реальной заинтересован­ностью в чем-то, что лежало за пределами его персоны. И он не менторствовал, а задавал вопросы и по-настоящему принимал участие в дискуссии. Я убежден, что только в такие моменты этот властолюбивый, бесчувственный раз­рушитель начинал участвовать в жизни, хотя общение с ним все равно оставляло Шпеера без сил, ибо он имел дело с его личностью в целом. Я не утверждаю, что, гово­ря об архитектуре, Гитлер в корне менялся, но это была ситуация, в которой "чудовище" больше всего станови­лось похоже на человека.

Это не означает, что Гитлер был прав, когда утверж­дал, что внешние обстоятельства не позволили ему стать архитектором. Как мы видели, ему надо было сделать совсем немного, чтобы достичь этой цели, но он этого не сделал, потому что стремление к власти и разрушению оказалось в нем более сильным, чем любовь к архитекту­ре. Вместе с тем гипотеза о подлинности его интереса к архитектуре не отрицает того факта, что у него была ги­гантомания и дурной вкус. Как отмечает Шпеер, Гитлер предпочитал стиль нового барокко 80-90-х гг., особенно в той декадентской форме его выражения, которую люби­ли приветствовал сам кайзер Вильгельм П. Не следует удивляться, что в архитектуре вкусы Гитлера были таки­ми же примитивными, как и в других областях, ведь вкус неотделим от характера. Гитлер был грубой, примитив­ной, бесчувственной натурой, он был слеп ко всему, что не касалось его лично, и потому вряд ли мог обладать изысканным вкусом. И все же, я думаю, важно было от­метить подлинность его интереса к архитектуре, посколь­ку это был единственный конструктивный элемент в его характере и, быть может, единственный мостик, который связывал его с жизнью.

Маскировка

Анализ характера Гитлера будет неполным, если мы упус­тим из виду, что этот терзаемый страстями человек был дружелюбным, вежливым, сдержанным и почти застенчи­вым. Он был особенно обходительным с женщинами и никогда не забывал послать им цветы по случаю какого-нибудь торжества. Он ухаживал за ними за столом, пред­лагал пирожные и чай. Он стоял, пока не садились его секретарши. В предисловии к "Застольным беседам" Шрамм пишет, какое впечатление производил он на окружавших его людей. "В кругу приближенных к нему людей бытова­ло убеждение, что шеф проявляет заботу об их благополу­чии, разделяет их радости и печали, что он, например, заранее думает о том, какой подарок человеку будет при­ятно получить на день рождения..." Д-р X. Пикер, моло­дой человек, который, до того как попал в окружение Гитлера, "видел его только издали, в роли «государствен­ного мужа»", был чрезвычайно поражен той гуманной ат­мосферой, которую Гитлер создавал в своем узком кругу, покровительством, которое он выказывал к подчиненным, его готовностью смеяться вместе со всеми... Да, в этом кружке Гитлер, одинокий человек, не имевший семьи и друзей, был хорошим "товарищем", а что такое товарище­ство, он узнал во время первой мировой войны и принес это знание в мирную жизнь. Люди, окружавшие Гитлера, знали, как нравятся ему красивые и хорошо одетые жен­щины, знали о его любви к детям, видели, как он был привязан к своим собакам и как он наслаждался, наблю­дая поведение этих животных.

Эту роль дружелюбного, доброго, чуткого человека Гит­лер умел играть очень хорошо. И не только потому, что он был великолепным актером, но и по той причине, что ему нравилась сама роль. Для него было важно обманы­вать свое ближайшее окружение, скрывая всю глубину своей страсти к разрушению, и прежде всего обманывать самого себя[309].

Кто взялся бы утверждать, что в поведении Гитлера не было ни одного доброго элемента, что в нем вовсе отсут­ствовала благонамеренность? Мы должны допустить, что такие элементы в нем были, ибо. наверное, не бывает лю­дей, в которых нет ни крупицы любви и добра. Вместе с тем то, что было в нем доброго, могло иметь отношение только к внешней оболочке его личности. Так, забота Гит­лера о подарках к дням рождения своих сотрудников кон­трастирует с его поведением по отношению к Еве Браун, на которую он не собирался производить впечатление сво­ей обходительностью. Что касается смеха Гитлера, то здесь Пикер оказался недостаточно проницательным, чтобы пра­вильно оценить природу этого смеха. Чтобы понять, чего стоит пресловутое чувство товарищества у Гитлера, при­обретенное, по словам Пикера, на войне, процитируем вслед за Ханфштенглем рапорт офицера, командира Гитлера, где он пишет, что, хотя тот является примерным и дисципли­нированным солдатом, "он был исключен из списков на присвоение очередного звания из-за высокомерного отно­шения к товарищам и раболепства перед начальством". Любовь к детям — замечательная черта, которую слишком часто эксплуатируют политики: в личной беседе Шпеер выразил серьезные сомнения в том, что у Гитлера воис­тину была такая любовь.

Столь же сомнительной оказывается и его любовь к собакам. Шрамм пишет, что Гитлер приказал соорудить в своей штаб-квартире полосу препятствий вроде тех, на которых тренируют пехотинцев. Здесь она использовалась для испытания смелости и сообразительности собак. Офи­цер, который был приставлен к собакам, показал Шрамму, с какой быстротой они могут реагировать на команды "стоять" и "лежать". В связи с этим Шрамм замечает: "У меня возникло впечатление, что передо мной машина, а не собака. И мелькнула мысль, что, дрессируя псов, Гит­лер даже их стремится лишить воли".

Шрамм пишет, что у Гитлера было два лица — друже­любное и внушающее ужас — и что оба были настоящими. Когда говорят, что в каком-то человеке сидят два челове­ка, сменяющие друг друга, как Джекиль и Хайд[310], предпо­лагается, что оба являются подлинными. Однако уже со времен Фрейда такое представление не может считаться со­стоятельным с точки зрения психологии. Существует раз­личие между бессознательным ядром и ролью, которую че­ловек играет: эта роль включает рационализации, компен­сации и другие формы защиты, скрывающие настоящую глубинную реальность. Даже если не апеллировать к фрей­дизму, теория двойственной личности поразительно и опас­но наивна. Кто не встречал людей, которые обманывают не только словами, но всем своим поведением, манерой дер­жаться, интонацией, жестами? Многие люди умеют искус­но изображать персонаж, которым они хотят казаться. Они так мастерски играют роль, что нередко вводят в заблужде­ние людей проницательных и психологически искушенных. Не имея никакого внутреннего стержня, никаких подлин­ных принципов, ценностей или убеждений, Гитлер мог "иг­рать" доброжелательного джентльмена и сам не сознавать того, что всего лишь играет роль.

Гитлеру нравилась эта роль не только потому, что он хотел кого-то обмануть. Она была ему навязана ситуацией, в которой он рос. Я даже не имею в виду, что его отец был незаконнорожденным ребенком, а мать не имела образова­ния. Социальная ситуация этой семьи была особенной и по другим причинам. Отчасти из-за работы отца, отчасти по другим соображениям семья жила в разное время в пяти разных городах. Кроме того, будучи имперским таможен­ным чиновником, отец держался несколько особняком в местном обществе, принадлежавшем к среднему классу, хотя с точки зрения доходов он вполне мог в него вписаться. Но где бы они ни жили, семья Гитлеров никогда не была пол­ностью интегрирована в местную социальную ситуацию. И хотя они вполне сводили концы с концами, в культурном отношении они принадлежали к низшему слою буржуазии. Отец происходил из низов и интересовался лишь полити­кой и пчелами. Свободное время он проводил обычно в таверне. Мать была необразованной и занималась только семьей. Будучи тщеславным юношей, Гитлер должен был ощущать социальную незащищенность и стремиться к при­знанию в более обеспеченных слоях среднего класса. Уже в Линце он почувствовал вкус к элегантной одежде: он выхо­дил прогуляться в костюме с иголочки и с тростью. Мазер пишет, что в Мюнхене у Гитлера имелась фрачная пара и что его одежда всегда была чистой, выглаженной и никогда не была потрепанной. Затем проблему одежды решила во­енная форма, но его манеры остались манерами хорошо воспитанного буржуа. Цветы, внимание к интерьеру своего дома, поведение — все это указывало на несколько назой­ливое желание продемонстрировать, что он "принят" в хо­рошем обществе. Он был настоящим Bourgeois-Gentilhomme, нуворишем, стремящимся доказать, что он джентльмен[311].