Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 116 из 140)

2. Судьба Фрейдовых теорий инстинкта смерти и Эро­са и их критика.

Приведенное краткое описание новых Фрейдовых тео­рий Эроса и инстинкта смерти наверняка не продемонст­рировало в должной мере, сколь радикальной была заме­на старой теории и что Фрейд так и не уразумел радикаль­ного характера этой замены, в результате чего увяз в мно­гочисленных теоретических непоследовательностях и внут­ренних противоречиях. На следующих страницах я поста­раюсь описать значение этих изменений и проанализиро­вать конфликт между старой и новой теориями.

После первой мировой войны Фрейд располагал двумя новыми точками зрения. Первая состояла в признании силы и интенсивности агрессивно-деструктивных стремле­ний человека, независимых от сексуальности. Назвать этот взгляд новым было бы не совсем корректно. Как я уже показал, не то чтобы Фрейд совершенно не подозревал о существовании агрессивных импульсов, независимых от сексуальности. Но такое понимание выражалось им лишь спорадически и никогда не подменяло собой главной гипо­тезы о базисной полярности сексуальных инстинктов и инстинктов "Я", хотя в дальнейшем с введением понятия нарциссизма эта теория претерпела изменения. В теорети­ческом осмыслении инстинкта смерти человеческая де­структивность получила полное признание и превратилась в один из полюсов существования, составляющих самую сущность жизни, в полюс, находящийся в борьбе с другим полюсом — Эросом. Деструктивность становится первич­ным феноменом жизни.

Вторая позиция, характеризующая новую теорию Фрей­да, не только не имеет корней в предыдущей теории, но и полностью противоречит ей. Это взгляд, согласно которо­му Эрос, наличествующий в каждой клеточке живой суб­станции, имеет своей целью объединение и интеграцию всех клеток и, сверх того, обслуживание культуры, инте­грацию более мелких единиц в единство человечества. Фрейд открывает несексуальную любовь. Он называет инстинкт жизни также и "любовным инстинктом"; любовь тожде­ственна жизни и развитию, она, борясь против инстинкта смерти, детерминирует человеческое существование. В преж­ней теории Фрейда человек рассматривался как изолиро­ванная система, движимая двумя импульсами; к выжива­нию (инстинкт "Я") и к получению удовольствия через преодоление напряжений, в свою очередь произведенных химическим путем внутри тела и локализованных в "эро­генных зонах", одной из которых являются гениталии. В этой картине человек был изначально изолирован и всту­пал в отношения с представителями иного пола, чтобы удовлетворить свое стремление к удовольствию. Отноше­ния между полами уподоблялись тому, как складываются отношения между людьми на рынке. Каждый озабочен только удовлетворением своих потребностей, но как раз ради их удовлетворения он и вынужден вступать в отно­шения с другими людьми, предлагающими то, в чем он нуждается, и нуждающимися в том, что он предлагает.

В теории Эроса все совершенно по-иному. Человек уже рассматривается не как изначально изолированный и эго­истичный, не как "человек-машина", но как изначально соотнесенный с другими людьми, движимый жизненными инстинктами, которые принуждают его к объединению с другими. Жизнь, любовь и развитие — одно и то же, и, кроме того, они представляют собой нечто глубже укоре­ненное и более фундаментальное, чем сексуальность и "удо­вольствие".

Изменение в воззрениях Фрейда ясно видно по его пе­реоценке библейской заповеди "Возлюби ближнего своего, как самого себя". В статье "Почему война?" (1933) он писал: "Все, что устанавливает эмоциональные связи между людьми, должно противостоять войне. Такие связи могут быть двоякого рода. Прежде всего это отношения, подоб­ные отношению к объекту любви — даже при отсутствии сексуальной цели. Психоанализ не нуждается в том, что­бы стыдиться, говоря о любви, — ведь религия говорит то же самое: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Только это легко предписать, но трудно исполнить. Дру­гого рода эмоциональная связь возникает через идентифи­кацию. Все, что представляет собой для людей общезна­чимый интерес, возбуждает подобную общность чувств, идентификацию. На этом в значительной мере покоится здание человеческого общества"[337] (Курсив мой. — Э. Ф.).

Эти строчки написал тот самый человек, который всего тремя годами раньше завершил комментарий той же биб­лейской заповеди словами: "Зачем тогда торжественно выступать с подобным предписанием, коли его исполне­ние невозможно считать разумным?"[338]

Произошла прямо-таки радикальная смена позиции. Фрейд — противник религии, назвавший ее иллюзией,

которая мешает человеку повзрослеть и обрести самостоя­тельность, — теперь цитирует одну из фундаментальней­ших заповедей, которая встречается во всех великих гу­манистических религиях, считая ее опорой для своего пси­хологического допущения. Он подчеркиваем, что "психо­анализ не нуждается в том, чтобы стыдиться, говоря о любви..."[339], но на самом-то деле Фрейду нужно это утвер­ждение, чтобы преодолеть смущение, которое он, должно быть, испытывал, столь резко изменив свои представле­ния о братской любви.

Отдавал ли Фрейд отчет в том, насколько резко из­менился его подход? Осознавал ли он всю глубину и непри­миримость противоречия между старой и новой теориями? Совершенно очевидно, что нет. В "Я и Оно" (1923) он отождествлял Эрос (инстинкт жизни, или любовный ин­стинкт) с сексуальными инстинктами (плюс инстинкт само­сохранения): "Я думаю, что следует различать два вида первичных позывов, из которых один — сексуальные ин­стинкты, или Эрос, — гораздо более заметен и более досту­пен для изучения. Этот вид охватывает не только непо­средственный безудержный сексуальный первичный позыв и исходящие от него целепрегражденные и сублимирован­ные движения первичного позыва, но и инстинкт самосо­хранения, который мы должны приписать «Я». В начале аналитической работы мы, по веским причинам, противо­поставляли этот инстинкт сексуальным первичным позы­вам, направленным на объект"[340] (Курсив мой. — Э. Ф.).

Именно потому, что Фрейд не отдавал себе отчета в наличии противоречия, он и предпринял попытку прими­рить новую теорию со старой таким образом, чтобы они казались продолжением друг друга без резкого разрыва между ними. Подобная попытка не могла не привести к многочисленным внутренним противоречиям и непоследо­вательностям в новой теории, которые Фрейд вновь и вновь старался увязать, сгладить, а то и вовсе отрицать, разу­меется безуспешно. На следующих страницах я попыта­юсь описать превратности новой теории, причина которых в неспособности Фрейда понять, что новое вино — и в данном случае, уверен, лучшее вино — нельзя сливать в старые мехи.

Прежде чем приступить к анализу, надо упомянуть еще одно изменение, которое, оставшись неосмысленным, еще больше усложнило дело. Фрейд построил свою прежнюю теорию по легко различимой научной модели: это механи­стический материализм, бывший идеалом научности для его учителя фон Брюкке и для целого ряда представителей механистического материализма, таких как Гельмгольц, Бюхнер и другие[341]. Они рассматривали человека как маши­ну, движимую химическими процессами; чувства, аффек­ты и эмоции объяснялись как результат особых физиоло­гических процессов, поддающихся познанию. Большин­ство открытий, сделанных в последние десятилетия в об­ласти гормональных систем и нейрофизиологии, были этим людям неизвестны, тем не менее они отважно и изобрета­тельно отстаивали правильность своего подхода. Потреб­ности и интересы, у которых не обнаруживалось телесных источников, просто игнорировались; те же процессы, ко­торые не отрицались, истолковывались в соответствии с принципами механистического мышления. Физиологиче­скую модель фон Брюкке и Фрейдову модель человека мож­но было бы воспроизвести сегодня на специально запрог­раммированном компьютере. В "Оно" возникает опреде­ленное количество напряжения, которое на определенном этапе надо высвободить и понизить, в то время как реали­зация этого процесса контролируется другой частью — "Я", наблюдающим за реальностью и препятствующим высво­бождению, если оно противоречит жизненно важным по­требностям. Этот Фрейдов робот напоминал бы робота из научной фантастики Айзека Азимова, но имел бы другую программу. Его первейшим правилом было бы не причи­нять вреда человеческим существам, а избегать для себя вреда или саморазрушения.

Новая теория уже не следует механистической "физиологизирующей" модели. Она концентрируется вокруг био­логической ориентации, в которой первичными силами, движущими человеком, признаются основополагающие силы жизни (и противостоящие им силы смерти). Теоре­тической основой теории мотивации становится природа клетки, а значит, и всей живой субстанции, а не физиоло­гический процесс, протекающий в определенных органах тела. Новая теория была, пожалуй, ближе к виталистской философии, чем к представлениям немецких матери­алистов-механицистов. Но, как я уже говорил, Фрейд не отдавал себе ясного отчета в этой перемене; поэтому он вновь и вновь пытается применить к новой теории свой физиологизирующий метод и неизбежно терпит провал в своей попытке отыскать квадратуру круга. Однако в од­ном важном аспекте у обеих теорий есть общая посылка, оставшаяся неизменной аксиомой мышления Фрейда: это представление о том, что руководящим законом психиче­ской системы является стремление понизить напряжение (или возбуждение) до постоянного низкого уровня (прин­цип постоянства, на котором покоится принцип удоволь­ствия) или до нулевого уровня (принцип нирваны, на ко­тором базируется инстинкт смерти).