Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 117 из 140)

Теперь нам предстоит вернуться к более подробному анализу двух новых воззрений Фрейда: взглядов на ин­стинкт смерти и инстинкт жизни как на первичные детер­минирующие силы человеческого существования[342].

Что побудило Фрейда постулировать инстинкт смерти? Одной из причин, о которой я уже упоминал, было, веро­ятно, воздействие первой мировой войны. Как и многие другие представители его времени и его поколения, он раз­делял оптимистическое видение мира, столь характерное для европейского среднего класса, но неожиданно для себя столкнулся с неистовой ненавистью и разрушением, чему вряд ли поверил бы до 1 августа 1914 г.

Можно было бы поразмышлять о том, что к этому ис­торическому обстоятельству не мешало бы добавить лич­ностный фактор. Как мы знаем из биографии, написанной Эрнстом Джонсом, Фрейд был буквально поглощен мыс­лями о смерти. После сорока лет он ежедневно думал о том, как будет умирать; на него нападал Todesangst (страх смерти), и к словам "до свидания" он нередко прибавлял: "Может быть, вы никогда больше меня не увидите". Мож­но было бы предположить, что тяжелая болезнь Фрейда запечатлелась в его сознании, подкрепив страх смерти, и тем самым внесла свой вклад в формулировку инстинкта смерти. Однако подобное предположение, выраженное в столь упрощенной форме, несостоятельно, поскольку пер­вые признаки болезни дали о себе знать не раньше февра­ля 1923 г., спустя несколько лет после выработки кон­цепции инстинкта смерти. Но, наверное, не так уж проти­воестественно допустить, что его прежняя поглощенность мыслями о смерти обрела еще большую интенсивность после того, как он заболел, и подвела его к представле­нию о том, что в центре человеческого существования на­ходится скорее конфликт между жизнью и смертью, неже­ли конфликт между двумя жизнеутверждающими влече­ниями — половым желанием и влечениями "Я". Допуще­ние, согласно которому человеку приходится умирать по­тому, что смерть — сокровенная цель жизни, можно было бы считать своего рода утешением, предназначенным для того, чтобы облегчить страх смерти.

В то время как исторические и личностные факторы составляют единый набор мотивов для конструирования инстинкта смерти, есть еще один набор факторов, скло­нивший, должно быть, Фрейда к принятию теоретическо­го положения об инстинкте смерти. Фрейд всегда мыслил дуалистически. Он рассматривал противоположные силы в их борьбе друг с другом, а процесс жизни считал исхо­дом этой борьбы. Секс и влечение к самосохранению были первой версией, подходящей для дуалистического толко­вания. Но с введением понятия нарциссизма, включивше­го инстинкты самосохранения в сферу либидо, прежний дуализм оказался под угрозой. Не навязывала ли теория нарциссизма монистического толкования, согласно кото­рому все инстинкты либидозны? И что еще хуже, не под­тверждала ли она одну из главных ересей Юнга, что поня­тие либидо обозначает всю психическую энергию? Дей­ствительно, Фрейду пришлось выпутываться из этой не­выносимой дилеммы, невыносимой потому, что она озна­чала бы согласие с представлением Юнга о либидо. При­шлось ему найти новый инстинкт, противоположный ли­бидо, чтобы заложить основу для обновленного дуалисти­ческого подхода. Инстинкт смерти отвечал этому требова­нию. Вместо старого дуализма был найден новый, суще­ствование вновь можно было рассматривать дуалистиче­ски как арену борьбы противостоящих инстинктов — Эроса и инстинкта смерти.

В случае с новым дуализмом Фрейд следовал образцу мышления, о котором позже еще пойдет речь, а именно: он разработал два широких понятия, в которые следовало втискивать любое явление. Так он поступил с понятием сексуальности, расширив его настолько, что все, что не есть инстинкт "Я", принадлежит сексуальному инстинк­ту. Тем же путем он следовал и в случае с инстинктом смерти. Он настолько расширил его, что в результате лю­бое стремление, не подпадающее под Эрос, оказывалось принадлежащим инстинкту смерти, и наоборот. Таким об­разом, агрессивность, деструктивность, садизм, стремле­ние к контролю и господству, несмотря на качественные различия, стали проявлениями одной и той же силы — инстинкта смерти.

И еще водном аспекте Фрейд следовал тому же образцу мышления, столь сильно повлиявшему на него на более ранней стадии развития его теоретической системы. Об инстинкте смерти он говорит, что тот первоначально пол­ностью находится внутри; затем часть его выпускается наружу и проявляется как агрессивность, в то время как другая часть остается внутри в качестве первичного мазо­хизма. Но если выпущенная наружу часть встретится с препятствиями слишком значительными, чтобы их пре­одолеть, инстинкт смерти возвращается внутрь и прояв­ляется как вторичный мазохизм. Это точно тот же обра­зец рассуждения, что использовался Фрейдом при обсуждении нарциссизма. Сначала все либидо пребывает в "Я" (первичный нарциссизм), потом оно распространяется вовне на объекты (объектное либидо), но частенько оно снова возвращается внутрь и образует так называемый вторич­ный нарциссизм.

"Инстинкт смерти" многократно используется как си­ноним "инстинкта разрушения" и "агрессивных инстинк­тов"[343]. Но в то же время Фрейд находит между этими терминами пять различий. В общем, как указал Джеймс Стрэчи в своем введении к "Цивилизация и недовольные ею", в более поздних работах Фрейда (например, "Циви­лизация и недовольные ею", 1930; "Я и Оно", 1923; "Но­вые вводные лекции", 1933; "Очерк психоанализа", 1938) агрессивный инстинкт — это нечто вторичное, производ­ное от первичного саморазрушения.

В следующем абзаце я привожу несколько примеров соотношения между инстинктом смерти и агрессивностью. В "Цивилизации и недовольных ею" Фрейд говорит о том, что инстинкт смерти "обращается против внешнего мира и заявляет о себе во влечении к агрессии и деструкции"[344]. В "Новых вводных лекциях" он говорит о влечении к са­моразрушению, называя его "выражением влечения к смер­ти, которое не может не оказывать своего влияния в про­цессе жизни"[345] (Курсив мой. — Э. Ф.). В той же работе Фрейд еще больше проясняет эту мысль: "...Получается, что мазохизм старше садизма, садизм же является на­правленным вовне влечением к разрушению, которое, та­ким образом, приобретает агрессивный характер"[346]. Часть разрушительного инстинкта, остающаяся внутри, "соеди­няется с эротическими влечениями в мазохизме или.. .как агрессия направлена против внешнего мира — с большим или меньшим эротическим добавлением"[347]. Но, продолжает Фрейд, если направленная вовне агрессивность встречается со слишком сильными препятствиями, она возвращается и увеличивает количество саморазрушительной энергии, господствующей внутри. Это теоретическое и в известной мере противоречивое изложение завершается в последних двух статьях Фрейда. В "Очерке психоанализа" он гово­рит о том, что внутри «Оно» действуют органические ин­стинкты, состоящие из сплавов двух первичных сил (Эроса и Разрушительности) в разнообразных пропорциях..." (Кур­сив мой. — Э. Ф.) В "Анализе временном и вечном" Фрейд также говорит об инстинкте смерти и Эросе как о двух "первичных инстинктах".

Изумляет и поражает упорство, с каким Фрейд при­держивался своего понятия инстинкта смерти, несмотря на огромные теоретические трудности, которые он настой­чиво — и, на мой взгляд, тщетно — пытался разрешить.

Главная трудность заключалась, пожалуй, в предполо­жении о тождестве двух тенденций, а именно телесной тенденции к возврату в изначальное неорганическое состо­яние (как следствие принципа навязчивого повторения) и влечения к разрушению как себя, так и других. Для обо­значения первой тенденции может подойти термин Танатос (впервые использованный П. Федерном применитель­но к смерти) или даже выражение "принцип нирваны", указывающий на тенденцию понижать напряжение энер­гии вплоть до прекращения любых энергетических стрем­лений[348]. И это медленное угасание жизненной силы и есть то же самое, что и разрушительность? Конечно, логически можно было бы обосновать — и Фрейд подспудно так и делает, — что, если тенденция к умиранию присуща орга­низму, должна быть активная сила, направленная на раз­рушение. (Воистину это тот самый способ мышления, ко­торый мы находим у инстинктивистов, постулирующих особый инстинкт в качестве основания для каждого вида поведения.) Но если обойтись без околичностей, есть ли какое-нибудь свидетельство или хотя бы довод в пользу тождественности тенденции к прекращению всякого воз­буждения и импульса к разрушению? Вряд ли. Если вслед за рассуждениями Фрейда, исходившего из принципа на­вязчивого повторения, мы допустим, что жизнь имеет врож­денную тенденцию замирать и в конце концов умереть, такая биологическая внутренняя тенденция совершенно отличалась бы от активного импульса к разрушению. Если же мы прибавим, что эта самая тенденция умирать пред­положительно является также источником жажды власти и инстинкта господства, а в смеси с сексуальностью ис­точником садизма[349] и мазохизма, то теоретический tour de force[350] непременно закончится провалом. "Принцип нирва­ны" и страсть к разрушению — две несопоставимые сущ­ности, которые нельзя подводить под одну и ту же катего­рию инстинкта(ов) смерти.

Следующая трудность заключается в том, что инстинкт смерти не соответствует общему представлению Фрейда об инстинктах. Прежде всего, в отличие от инстинктов в более ранней теории Фрейда, в теле нет специальной зоны, из которой он проистекает; это биологическая сила, внутрен­не присущая всей живой субстанции. Это положение убе­дительно доказал Отто Фенихель: "Диссимиляция в клет­ках... — т. е., так сказать, объективное разрушение — не может быть источником разрушительного инстинкта в том же смысле, в каком химически детерминированная чувст­вительность центрального органа является благодаря сти­муляции эрогенных зон источником сексуального инстин­кта. По определению, инстинкт направлен на устранение соматического изменения, что мы и называем источником инстинкта; но инстинкт смерти не преследует цели устра­нить диссимиляцию. По этой причине мне не представля­ется возможным вводить «инстинкт смерти» как отдель­ный вид инстинкта по сравнению с другими видами".