Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 125 из 140)

Динамический подход — изучение характера под углом зрения интенсивности протекания психических процессов, их кон­фликтности, большей или меньшей напряженности импульсов.

Анальный характер — характер, сложившийся в ре­зультате фиксации либидо, т. е. задержки или приостановки его развития, в анальной фазе (см. примеч. к "Либидо").

Эрогенная зона — см. примеч. к "Либидо".

Орально-садистский тип личности — личность, сло­жившаяся под влиянием либидо в оральной стадии, когда рот является доминирующей эрогенной зоной. С точки зрения Фрей­да, сосание младенцем материнской груди или откусывание пищи — это проявление нормального (непатологического) садизма.

Принцип реальности — термин Фрейда, означаю­щий, что при удовлетворении влечений человек руководствует­ся требованиями внешнего мира, особенно социального, и вы­тесняет асоциальные желания.

Свободные ассоциации — основной метод психоана­лиза, состоящий в том, что пациент говорит все, что ему прихо­дит в голову, не ограничивая себя ничем — ни определенной темой, ни моральными запретами и пр., а психоаналитик истол­ковывает услышанное, выявляя связь последнего с бессознатель­ными влечениями и помогая осознать эти влечения.

Оно — наиболее архаичная, безличная часть психи­ки, содержащая бессознательные влечения, которые коренятся в телесной организации и стремятся к удовлетворению.

Шизофреник — человек, страдающий серьезным на­рушением психики, что выражается в расщеплении личности в разрыве между мыслью и чувством, а также в отрыве психики от внешнего мира.

Я, Оно, Сверх-Я — части психики с точки зрения структурного подхода в психоанализе.

Функции Я заключаются в обеспечении связи психики с вне­шним миром и выработке представлений человека о самом себе. Содержит преимущественно осознанные побуждения, но вклю­чает в себя и бессознательные механизмы защиты, и инстинкты самосохранения (инстинкты Я).

Сверх-Я — часть психики, выступающая своего рода мо­ральным цензором в процессе осознания бессознательных вле­чений. Функционирует отчасти сознательно (совесть), отчас­ти бессознательно (система ценностей и установок). Формиру­ется в результате усвоения предписаний родителей и других авторитетов. Фрейд считал Сверх-Я порождением Эдипова ком­плекса.

Гипоталамус — отдел головного мозга, в функции которого входит регулирование обменом веществ, деятельнос­тью сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной си­стем и некоторые другие.

Латеральный — расположенный сбоку, в отличие от медиального — расположенного ближе к середине.

Метаболический — связанный с обменом веществ.

Эгалитарное общество — общество, основанное на равенстве его членов.

Социальный характер — термин, введенный Фром­мом для обозначения системы черт личности, наиболее жела­тельных для данного общества и потому поощряемых им. Буду­чи социально-психологическим образованием, социальный ха­рактер выполняет двоякую функцию: во-первых, он оказывается связующим звеном между экономическим базисом и идеологи­ческой надстройкой; во-вторых, он представляет собой социаль­но-психологический механизм включения индивида в общество и превращения его в агента этого общества. Носителями соци­ального характера выступают родители ребенка, через которых общество воздействует на него. Концепция социального харак­тера основательно проработана Фроммом в книге "Здоровое об­щество", но встречается и в других его сочинениях и является вкладом Фромма в социальную психологию.

Дзэн-буддизм (китайское название "чань-буддизм") — одно из течений в буддизме, возникшее в Китае в VI в. в резуль­тате слияния положений буддизма и даосизма и получившее распространение в Японии. Требует от человека умения сосре­доточиваться на своем внутреннем состоянии.

Копуляция — соединение двух особей при половом акте.

Психозы — серьезные нарушения психики, свя­занные с утратой человеком способности адекватно восприни­мать внешний мир. Внутриличностный конфликт (разорван­ность собственной психики) воспринимается человеком как конфликт между ним и внешним миром. Различаются орга­нические психозы, связанные с мозговой патологией, и функ­циональные, к числу которых относятся меланхолия, паранойя и шизофрения.

Ипохондрия — невротическое состояние, связанное с необоснованным беспокойством за свое здоровье. Может колебать­ся от мнительности до устойчивого бреда.

Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исклю­чительных качествах его личности — мудрости, героизме, "свя­тости".

Эта тема подробно рассмотрена Фроммом в книге "Ре­волюция надежды". Там же описаны возможные пути реоргани­зации всей общественной системы США.

Даосизм — одно из основных течений китайской фи­лософии. В основе его лежит учение о Дао — вечном, естествен­ном и всеобщем законе природы и человека. Задача человека — следовать истинному пути, то есть Дао, благодаря чему дейст­вия человека согласуются со всей природой, и он обретает сво­боду и счастье.

Нистагматическая реакция — непроизвольные дви­жения глаз из стороны в сторону или сверху вниз.

Патология нормальности — термин, введенный Фроммом в работе "Здоровое общество". Им обозначается соци­ально-психологическое явление, когда человек старается быть таким, как все, и в этом смысле "нормальным", т. е. соответ­ствующим общепринятым нормам, но сами нормы — патоло­гичны, ибо мешают самореализации человека.

Промискуитет — предполагаемая стадия ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и семьи.

Меланхолия — психоз, характеризующийся болез­ненно подавленным состоянием и сопровождающийся потерей интереса к внешнему миру.

Хтонические боги — боги, связанные с идеей умира­ния и воскресения.

Танатос — термин, обозначающий в психоаналити­ческой литературе влечение к смерти в противовес Эросу — вле­чению к жизни. Подробнее см. Приложение.

Экстравертный — обращенный вовне,

Интровертный — обращенный внутрь.

Ксенофобия — патологический страх перед всем не­знакомым.

Неофобия — боязнь всего нового.

Бхагавад-Гита — одна из частей древнеиндийского эпоса "Махабхарата", философская основа индуизма.

Карма — одно из основных понятий ряда школ древ­неиндийской философии и религии, означающее зависимость каждого нового перевоплощения от совершенных данным суще­ством поступков.

Некрофагия — поедание трупов (падали).

Молох — божество, требующее человеческих жерт­воприношений .

Аутизм — стремление замкнуться в себе, отгоро­дившись от внешнего мира.

Эскапизм — стремление человека избавиться от действительных проблем, уйдя в мир иллюзий.

Амбивалентный — двойственный; в психоанализе этим термином обозначается особенность чувственного пережи­вания, когда один и тот же объект одновременно вызывает про­тивоположные чувства любви и ненависти.

Нирвана — в буддизме высшее состояние человека, при котором он полностью отрешен от внешнего мира; Фромм считал применение этого термина в данном случае неудачным (см. его пояснения в тексте).

Протисты — одноклеточные организмы.

Брихадараньяка-Упанишада — одна из Упанишад — древнеиндийских религиозно-философских произведений.

Идиосинкразия — повышенная чувствительность к определенным веществам или воздействиям.

Составление Т. В. Панфиловой


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

(поиск с помощью сочетания клавиш: Ctrl F)

Абрамова 3. А. — 194

Абрахам К. — 370

Авель (библ.) — 346

Авраам (библ.) — 3, 77, 221 256

Адам (библ.) —3,159,161

Адорво Т. — 5, 270

Азимов А. — 509

Айзенберг Л. — 36

Акерман Й. — 379

Акерт К. — 123

Аксманн А. — 541

Акулов И. А. — 361

Альтман Дж. — 326

Альтман С. — 141

Амес О. —188

Аммахер П. — 119, 569

Андерсон —138

Авдрески С. — 185, 329

Аполлинер Г. — 435

АрдриР. - 17f 146, 159

Аристотель —272, 333

Артемида (мифол.) — 192

Астрай М. — 415

Афина (мифол.) — 193

Афродита (мифол.) — 192, 597

Балабанова А. — 406

Валинт М. — 116

Балеток Т. — 119

Варнет С. — 151

Басе А. - 67, 68, 71, 95

Бах И. С. - 532

Бахофен И. — 4, 194-196,

БегМ. — 134, 141

Бек И. - 543

Бендер Л. — 445, 457

Бенедикт Р. — 185, 186, 206, 211, 216,217

Бергер Г. — 541 Берд Г. — 234 Бергунио Ф. — 285 Берия Л. П. — 363 Беркович Л. — 36, 68, 95, 136 Бернард Л. — 103 Бернфилд С. — 604 Берталанфи Л. — 108, 230 Бёртон А. — 306 Бетман-Хольвег Т. — 261 Беттельхайм Б. — 89, 90, 91 Биман — 234 Бннгхэм — 141 Бинсвангер Л. — 116 Бисмарк О. — 517 Бнч Ф. — 100, 234

Бланк А. - 223, 224, 341

Блейлер Э. — 316, 443, 446, 457

Блох Э. — 534

Блюм Л. — 545

Блюхер В. К. — 361

Боресман В. — 11

Борн М. — 444

Боулби Дж. — 599, 290

Боулдинг К. — 36

Брамс Ж. — 10

Брандт К. — 541

Брандт X. — 11, 88, 91, 374

Браун Е. — 508, 511, 513, 518-522, 524, 537, 540

Брентано Л. — 259

Бросс Ж. - 474, 475, 519, 521, 547

Брук А. — 423

Брюкке фон — 569, 597

Будда — 270, 574 Будмор М. — 378

Буке Р. — 272

Бунцель Р. — 209

Бурке Й. — 340, 419

Буркхардт К. — 379, 387, 547