Отношения между психологией и нейрофизиологией.......... —
Мозг как основа агрессивного поведения.....................122
Защитная функция агрессивности..........................124
Инстинкт "бегства"........................................... 126
Поведение хищников и агрессивность........................127
VI. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ........................131
Агрессивность в неволе......................................... 132
Перенаселенность и агрессивность у людей................... 137
Агрессивность животных в естественных условиях обитания..... 141
Проблема территории и лидерства.......................... 146
Агрессивность других млекопитающих...................... 150
Есть ли у человека инстинкт "Не убивай!"?................ 152
VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ..............................156
Является ли человек особым видом? ........................ —
Является ли человек хищником?...........................157
VIII. АНТРОПОЛОГИЯ...............................161
"Человек-охотник" — это ли Адам антропологии?............ —
Первобытные охотники и агрессивность..................... 169
Можно ли первобытных охотников
считать обществом благоденствия?..........................178
Война у первобытных народов..............................180
Революция эпохи неолита.................................186
Доисторическое общество и природа человека.................197
Революция городов.......................................199
Агрессивность в первобытных культурах ....................205
Анализ тридцати первобытных племен......................206
Система А: жизнеутверждающие общества.................. 207
Система В: недеструктивное,
но все же агрессивное общество................................ 208
Система С: деструктивные общества......................... 208
Иллюстрации к трем системам............................... 209
Симптомы жестокости и деструктивности....................220
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ
IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ................228
Предварительные замечания.......................... —Псевдоагрессия...........................................232
Непреднамеренная агрессия..................................... 232
Игровая агрессия................................................ 232
Агрессия как самоутверждение ................................ 233
Оборонительная агрессия..................................241
Различие между человеком и животным...................... 241
Агрессивность и свобода........................................' 245
Агрессия и нарциссизм.......................................... 248
Агрессивность и сопротивление............................... 253
Агрессия и конформизм......................................... 256
Инструментальная агрессия................................... 257
О причинах войн................................................ 260
Условия снижения оборонительной агрессии................. 268
X. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ... 270
Предварительные замечания ................................—
Природа человека.........................................271
Экзистенциальные потребности человека и различные
укоренившиеся в его характере страсти1.....................286
Ценностные ориентации и объект почитания.............. 286
Исторические корни............................................ 290
Чувство единения............................................... 292
Творческие способности........................................ 294
Возбуждение и стимулирование............................... 297
Хроническая депрессия и скука (тоска)....................... 304
Структура характера.......................................... 316
Предпосылки для формирования страстей,
обусловленных характером ................................320
Нейрофизические предпосылки................................. 321
Социальные условия.'............................................ 326
О рациональности и иррациональности инстинктов
и страстей...................................................... 332
Психологическая функция страстей.......................... 336
XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ............................. 339
Кажущаяся деструктивность............................... —
Спонтанные формы....................................... 342
Исторический обзор ............................................ 342
Деструктивность отмщения.................................. 343
Экстатическая деструктивность............................. 347
Поклонение деструктивности................................ 349
Эрнст фон Саломон и его герой Керн.
Клинический случай поклонения идолу разрушения......... 350
Деструктивный характер: садизм...........................354
Примеры сексуального садизма и мазохизма.................. 357
Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма.. 360
Сущность садизма............................................... 364
Условия, вызывающие садизм................................... 375
Генрих Гиммлер, клинический случай
анально-накопительского садизма...............................378
Выводы........................................................... 405
XII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: НЕКРОФИЛИЯ .... 409
Традиционные представления ...............................—
Некрофильский характер..................................415
Некрофильские сновидения...............;..................... 417
"Непреднамеренные" некрофильские действия............... 423
Некрофильский язык............................................ 428
Обожествление техники и некрофилия...................... 430
Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе.................. 452
Отношение фрейдовской теории влечений
к биофилии и некрофилии................................. 462
Симптоматика "некрофилии"............................... 464
XIII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: АДОЛЬФ ГИТЛЕР — КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕКРОФИЛИИ..................................468
Предварительные замечания ................................—
Родители Гитлера и раннее детство .........................471
Клара Гитлер ................................................... 471
Алоис Гитлер ................................................... 473
Раннее детство Адольфа Гитлера
(до шести лет: 1889-1895)..................................... 475
Детство Гитлера
(с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)................... 480
Отрочество и юность
(с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)............. 482
Вена (1907-1913)................................................ 492
Мюнхен.......................................................... 500
Методологические замечания...............................502
Деструктивность Гитлера..................................504
Вытеснение деструктивности................................ 512
Другие аспекты личности Гитлера..........................515
Отношения с женщинами...................................... 519
Таланты и способности........................................ 524
Маскировка...................................................... 536
Недостаток воли и реализма ...............................541
Эпилог: о двойственности надежды.....................551
Приложение: Фрейдова теория агрессивности
и деструктивности................................557
Примечания........................................607
Указатель имен.....................................614
[1] Круг ученых, работавших с М. ХоркхаЙмером, известен у нас под названием франкфуртской школы. В него входили Л. Левенталь, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Поллок, Витфогель и другие.
[2] Это было первое в Европе социологическое исследование ценностных ориентации в больших и малых группах. Было проанализировано 600 анкет, в каждой по 270 открытых вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.
[3] Программа называлась "Авторитет и семья". По результатам этих исследований Фромм написал книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя в Америке. Позднее эти материалы были использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная личность" (I950).
[4] Первым программным сочинением по этой проблеме считается его работа "Человек для самого себя". Идея о "новом человеке" одухотворяет все послевоенное творчество Фромма, особенно яркое выражение она находит в работах: "Здоровое общество" (1955), "Образ человека у Маркса" (1961), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть" (1976).
[5] Последующий текст до конца абзаца был добавлен Фроммом в немецкое издание.
[6] Названия работ даны в редакции переводчика. — Прим. ред.
[7] Звездочками в тексте обозначаются примечания, помещенные в конце книги. — Прим. ред.
[8] Правда, следует учесть, что у Фрейда была идея о различных формах агрессии. Кроне того, Фрейд рассматривал мотивы, лежащие в основе агрессии, не а духе бихевиоризма; скорее всего, он следовал общераспространенному употреблению этого понятия, выбирая самый широкий его смысл, в рамках которого ему было удобнее всего разместить свои собственные категории, например влечение к смерти.
[9] Quod est demonstrandum — что и требовалось доказать (лат.). — Прим. перев.
[10] Без разделения по принципу пола: "он" или "она". — Прим. перев.
[11] Лоренц назвал исследование поведения животных "этологией", что кажется мне довольно странным; ведь само слово "этология" должно переводиться как "наука о поведении" (от греческого ethos — "поведение", "норма"), и потому вернее было бы назвать эту область звания "этологией животных". Тот факт, что Лоренц не придерживается подобной классификации, свидетельствует о его принципиальной установке, согласно которой человеческое поведение — это всего лить одна из форм поведения животных вообще. Интересен и тот факт, что Джон Стюарт Милль задолго до Лоренца под термином "этология" понимал науку о характере, я если привести к одному знаменателю главную цель моей книги, то я бы сказал, что в ней рассматриваются проблемы этологии, но только в смысле не Лоренца, а Милля.
[12] Лоренц тоже ограничивает понятие "врожденного", допуская, что и фактор обучения имеет определенное значение.
[13] Я пользуюсь здесь пока несколько устаревшим понятием "инстинкт". Позже я заменю его понятием "органические влечения".
[14] Большинство существовавших с древних времен психологических направлений (например, в буддистских текстах, у греков, средневековая и нововременная психология вплоть до Спинозы) считали человеческие страсти важнейшим объектом своих исследований, главным методом при этом было тщательное наблюдение (причем без эксперимента) в соединении с критическим мышлением.