Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 128 из 140)

[15] Трюк (фр.). Прим. ред.

[16] Ср.: Ливингстон Р. Б. Гл. 10 о структуре мозга.

[17] Разумеется, это положение Гольбаха следует понимать в контексте философского мышления его эпохи. В философии буддизма или у Спинозы мы находим совершенно иные рассуждения о страстях: с их точки зрения, дефиниция Гольбаха имеет отношение к большинству людей, хотя она в действительности диаметрально противоположна тому, что они считают це­лью человеческого развития. И чтобы пояснить эту разницу, я хотел бы проследить разграничения между "иррациональными страстями" (типа жад­ности или тщеславия) и "рациональными страстями" {любовь, заботливое отношение к каждому живому существу). Далее я рассмотрю эти вопросы более подробно. Но здесь важно для обсуждения не столько это различие, сколько идея о том, что жизнь, которая ориентирована, исключительно на свое собственное самосохранение, не является человеческой.

[18] Английское слово "salvation" (благость, спасение) происходит от ла­тинского корня sal — соль (в исп. яз. — salud — здоровье). Это значение возникло оттого, что соль защищает мясо от разложения; salvation — обере­гает человека от падения (сохраняет его здоровье и благополучие). Именно в этом смысле (а вовсе не в теологическом) каждый человек нуждается в спасении.

[19] Особенно рекомендую по истории этой проблемы умную работу Р. Флетчера.

[20] Детальный анализ фрейдовского понятия агрессии дан в Приложении.

[21] Подробный и широко известный (почти классический) анализ и крити­ку теории Лоренца (и Тинбергена) можно найти у Д. С. Лериана; "Так называемое зло" критически анализируется также Л. Берковичем и К. Боулдингом; интерес представляет также полемика Н. Тинбергена с Лорен­цем, а также сборник критических статей под ред. М.-Ф. А. Монтегю и короткая, но острая работа Л. Айзенберга.

[22] Впустую; буквально — "в вакууме" (лат.). — Примеч. ред.

[23] Под влиянием критики различных американских психологов и Н. Тинбегена Лоренц позднее внес поправку в эту свою посылку и признал опреде­ленную роль обучения.

[24] Вопрос об агрессивности у собирателей плодов и охотников подробно рассмотрен в главе VIII.

[25] В этом вопросе я благодарен профессору Курту Хиршгорну за его указания на генетическую сторону проблемы.

[26] Во всяком случае, в тот период, когда Лоренц писал свой труд "Так называемое зло", он еще вообще не читал Фрейда в подлиннике. Он нигде напрямую не ссылается на его работы, а когда упоминает его, то опирается при этом на Фрейда в интерпретации своих друзей-психоаналитиков. К со­жалению, они не во всем и не всегда были правы, или же Лоренц не все у них понял правильно.

[27] Уже в 1940 г. Лоренц обнаружил склонность к сравнению биологиче­ских и социальных феноменов (что в целом совершенно недопустимо). Это проявилось самым ярким образом в его работе, где он доказывал, что в тот Момент, когда принципы естественного отбора перестают служить биологи­ческим потребностям расы, им на смену должны прийти государственные законы.

[28] Этот термин принадлежит Н. Тинбергену.

[29] Возникает один интересный вопрос: почему гражданские войны и впрямь полны жестокостей и почему они будят значительно больше разрушитель­ных импульсов, чем межнациональные войны? Вряд ли стоит пытаться ис­кать причину в том, что, как правило, некто (по крайней мере в современ­ных межнациональных конфликтах) не преследует цель уничтожить врага. Цель таких войн ограниченна: заставить противника принять такие условия мирного договора, которые наносят ему ущерб, но ни в коей мере не угро­жают жизни народов побежденной страны. (Трудно сыскать более убеди­тельную иллюстрацию, чем тот факт, что Германия, потерпев фиаско в двух мировых войнах, после каждого поражения подымалась и расцветала пуще прежнего.) Исключение из правила составляют войны, целью которых яв­ляется физическое уничтожение или порабощение всего населения другой державы (такие войны, мы знаем, можно найти у римлян, но отнюдь не все войны были такими). В гражданской войне противники имеют целью если не физическое, то по меньшей мере экономическое, социальное и полити­ческое уничтожение. Бели такая гипотеза верна, то это означает, что сте­пень деструктивности в целом зависит от серьезности угрозы.

[30] Особенно очевидной становится нелепость лоренцовских идей о пере­ориентации "бойцовского азарта", когда читаешь классическую работу Уиль­яма Джеймса "Моральные эквиваленты войны".

[31] "Религия" социал-дарвинизма — это один из опаснейших элементов в мировоззрении XX столетия. На его волне одерживают победу самые беззастенчивые варианты национализма и расизма. Бели у Гитлера была хоть какая-то вера — так это была вера в законы эволюции, которые оправдывали все его жестокости.

[32] Душа не имеет пола (фр.) Прим. ред.

[33] Поскольку полноценный анализ теории Скиннера увел бы нас в сторо­ну от нашей проблемы, я ограничусь лишь изложением общих принципов и анализом отдельных пунктов, имеющих отношение к нашей теме. А для серьезного изучения системы Скиннера я рекомендую его собственные лек­ции, а также более позднюю его книгу, где обсуждаются общие принципы бихевиоризма, их место и роль в культуре. Критическую оценку системы Скиннера можно найти у Н. Хомского.

[34] Правда, в отличие от многих бихевиорнстов, Скиннер даже допускает, что "факты индивидуальной жизни" нельзя совсем "вынести за скобки на­учного анализа"; он добавляет также, что "проникновение в мир индивида если не полностью исключено, то во всяком случае сильно затруднено". Это суждение Скиннера звучит как уступка, однако уступка столь незначитель­ная, что ее можно расценивать самое большее как реверанс в сторону души как предмета психологии.

[35] Эта идея подробно изложена в моей книге "Революция надежды". Со­вершенно самостоятельно и очень близко к моим взглядам этот принцип формулирует X. Озбекхан в своей работе "Триумф технологии": "могу" озна­чает "должен". Мое внимание к этой проблеме привлек доктор М. Маккоби, который в своих исследованиях в области менеджмента в высокоразвитых индустриальных странах пришел к выводу, что принцип: "могу" значит "должен" — более всего касается стран с сильным военно-промышленным комплексом. Однако я бы сказал, что и в других сферах этот принцип пробил себе дорогу. Яркие примеры тому — космос, а в последние годы — медицина с ее тенденцией к созданию приборов и аппаратов без учета их реальной применимости.

[36] Кому это выгодно? (лат.) Прим. ред.

[37] Исходя из такой логики, отношения между жертвой пыток и ее мучи­телем следует считать "взаимными", ибо жертва, демонстрируя свою боль, стимулирует мучителя к применению всё более действенных методов.

[38] Сходные идеи мы находим у Л. Берковича, он также не отвергает идею мотивированных чувств, хотя и не выходит за рамки бихевиористской теории; он модифицирует теорию агрессии-фрустрации, но не отказывается от нее.

[39] В жизни (лат.). Прим. ред.

[40] В пробирке (лат.). — Прим. ред.

[41] Об этом говорил Роберт Оппенгеймер и многие другие видные ученые-естественники.

[42] Я ставлю оба слова в кавычки, ибо довольно часто их отождествляют с выражениями "социально приспособленный" или "социально неприспособ­ленный".

[43] Я обнаружил, что "интерпретативная" анкета является ценнейшим свидетельством при изучении неосознанных мотиваций в различных груп­пах. Такая анкета анализирует скрытый смысл ответа на открытый вопрос а интерпретирует его с учетом характера личности. Я применил этот метод впервые в 1932 г. в одной из программ Франкфуртского института соци­альных исследований и повторно в 60-е гг. при составлении социального портрета маленькой мексиканской деревни. В первом случае со мной вместе работали Эрнст Шахтель и покойная Анна Шахтель, Поль Лазарсфельд. Я опубликовал только анкету и отдельные ответы. Второе исследование опуб­ликовано полностью. Вместе с Маккоби мы разработали вопросник для вы­яснения факторов, характеризующих некрофильскую личность, а Маккоби позже с успехом опробовал эту анкету при изучении различных социальных групп.

[44] Все последующие цитаты взяты из этой работы Мильгрйма.

[45] Мне их сообщили лично X. Брандт и профессор Г. Симонсон, которые провели много лет в концлагерях как политзаключенные.

[46] Я знаю, что у д-ра Штайнера уже есть готовый материал.

[47] Надзиратель должен был писать письменное объяснение только в том случае, если заключенный умирал от побоев.

[48] Гораздо более подробное описание можно найти в работе Х. Брандта, к которой Фромм наиисал предисловие.

[49] М. Маккоби своим исследованием о значении игровой установки для формирования личности американца привлек мое внимание к динамике "иг­ровой" ситуации.

[50] Невольно приходит на ум главная черта телевизионной рекламы, в которой стирается грань между фантазией и реальностью и тем самым до­стигается суггестивное* воздействие. Зритель "знает", что употребление данного сорта мыла не произведет никаких чудесных перемен в его жизни, но