Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 131 из 140)

[115] В этом разделе я опираюсь главным образом на работы Чайлда, Клар­ка, Коула, Мелларта иСмоллы. Противоположные идеи принадлежат Сойеру. И очень много информации я почерпнул у Мэмфорда.

[116] Это не означает, что все охотники были кочевниками, а все крестьяне оседлыми. Чайлд приводит ряд исключений из этого правила.

Чайлда упрекали в том, что он недостаточно полно учел сложность раз­вития эпохи неолита, когда ввел понятие "неолитическая революция". И эта критика в какой-то мере справедлива, но в то же время необходимо учиты­вать, что произошел такой радикальный переворот в способе производства, что слово "революция" кажется здесь вполне оправданным. Так и Мэмфорд датирует гигантский прогресс в земледелии не одним этапом между 9 тыс. и 7 тыс. до н. э., а утверждает, что это был более длительный процесс, который можно разделить на 5 стадий. При этом он цитирует О. Амеса и Андерсона. Поэтому всем, кто интересуется тонкостями эпохи неолита, я рекомендую прочесть самого Мэмфорда.

[117] Чайлд дает интересный комментарий к этой теме: "Куски глины были совершенно пластичны, человек мог придать им любую форму... Когда че­ловек раньше делал какие-то инструменты из кости или камня, он был ограничен размерами и формой материала. А деятельность горшечницы не имеет таких границ, она может придать сосуду любую форму и любой раз­мер, добавить что-то по своему усмотрению... И когда думаешь о творче­стве, то сразу представляешь себе свободный труд гончара, создающего совершенно новую форму из бесформенной массы. Иллюстрации к этому мы находим даже в Библии".

[118] Самое подробное описание города Чатал-Хююк дается ведущим архео­логом этой экспедиции Меллартом.При раскопках были обнаружены предметы роскоши: зер­кала из обсидиана, декоративные церемониальные кинжалы и украшения из ценных металлов, явно принадлежавшие из­бранным. Медь и свинец были расплавлены, и из них дела­лись трубки и металлические украшения. Таким образом, начало обработки металлов относится к седьмому тысячеле­тию до н. э. Многообразные сосуды из дерева были также очень красивы, а изделия из местного камня, обсидиана, были подлинными произведениями искусства.

[119] В дальнейшем я буду употреблять слово "матрицентрнзм" вместо "мат­риархат", ибо первый термин включает имплицитно фактор господства жен­щин над мужчинами. Действительно, в некоторых случаях такое господство имело место (например, по свидетельству Мелларта, в Хакиларе). Но в Ча­тал-Хююке женщина-мать хотя и играла ведущую роль, тем не менее, ско­рее всего, не была госпожой.

[120] Так, Мэмфорд подчеркивает, что в женских фигурах эротический эле­мент играет очень важную роль. И он, конечно, прав. Отсутствие этого элемента в анатолийской культуре неолита представляет явное исключение из правила. Один вопрос остается открытым: как квалифицировать подчерк­нуто эротический характер остальных культур эпохи неолита — как под­тверждение матрицентристскои ориентации всей культуры неолита или как ее опровержение.

[121] Матриархальные системы чаще изучались советскими исследователя­ми, чем западными. Это, вероятно, связано с тем, что Энгельс находился □од сильным влиянием Бахофена и Моргана. Так, Абрамова исследовала двойную роль матери-богини как покровительницы домашнего очага, жи­вотных и зверей. См. также А. П..Окладникова, который обращает внимание на связь между матриархатом и культом смерти. Интересные данные мож­но найти также у А. Маршака, который устанавливает связь богинь эпохи палеолита с лунным календарем.

[122] См. об этом у Фромма работу "Социально-психологическое значение теории о материнском праве".

[123] Попутно хотелось бы напомнить, что во многих высокоразвитых обще­ствах (например, в феодальном средневековье) члены одной и той же про­фессиональной группы (например, ремесленники) хотели только удержать­ся на общем уровне жизни группы, а вовсе не стремились к прибыли, даже если и сознавали, что вышестоящие классы живут в большей роскоши. Им нравилась их жизнь, она их удовлетворяла, и они не ставили цели увели­чить свое потребление. То же самое можно сказать и о крестьянах. Причи­ной крестьянских восстаний XVI в. было не то, что крестьяне стремились к увеличению потребления, а то, что они хотели жить в условиях, не унижа­ющих их человеческое достоинство.

[124] Термин "городская революция" принадлежит Чайлду, а затем к нему обращается также и Мэмфорд, который его критикует.

[125] Курсив сделан Фроммом только в немецком издании. — Прим. ред

[126] Чайлд считает, что когда возникла потребность в расширении земель, то завоеватели либо сгоняли аборигенов с насиженных мест, либо подчиня­ли их и заставляли работать на себя. Отсюда делается предположение, что в какой-то форме война имела место еще до городской революции. Чайлд признает, что эта гипотеза не имеет археологических доказательств. И все же Чайлд относит войну к эпохе, предшествующей городской революция (после 6 тыс. до н. э.), но считает, что тогда их масштаб был незначитель­ным, по сравнению с кровавыми захватническими войнами эпохи городов-государств.

[127] Здесь я должен высказать слова благодарности в адрес покойного Ральфа Линтона, который в личных беседах и научных дискуссиях многому меня научил. В 1948—1949 гг. в Йельском университете проходил научный семи­нар по проблеме структуры личности в первобытных обществах. В нем при­нимал участие также Джордж Мердок, которому я также благодарен за идеи, хотя наши взгляды во многом диаметрально противоположны.

[128] Племена: зунн, добу и квакиутлы.

[129] Племена: арапеши, гренландские эскимосы, бачиги, квакиутлы, манусы, ирокезы, самоанцы, зуни, батонго, дакота и маори.

[130] Племена: самоанцы, семанги, тоды, аины, хаиды, гописы, инки, вито-ты, тасманцы, ганды, ацтеки, аранды, ирокезы.

[131] Племя: мбуту.

[132] Так, зуни и квакиутлы изучали не только Рут Бенедикт, но и Марга­рет Мид; ирокезов и самоа описывали и Мид, и Мердок; я беру каждый раз какое-нибудь одно описание.

Из первобытных охотников, описанных Сервисом, я взял только семан-гов, эскимосов и австралийских аборигенов. Семанги и эскимосы подпадают под систему типа А, а австралийские аборигены — это тип В. Гописов я не включал в анализ, ибо их социальная структура представляется мне крайне противоречивой и не поддается классификации (ср. Эгган).

[133] Сексуальную одержимость у людей малоэмоциональных и угрюмых можно наблюдать и в современном западном обществе, например у "свинге­ров", которые занимаются групповым сексом, а во всем остальном являют пример тоски и скуки. Для них секс представляет единственное разнообра­зие в их несчастной жизни и одиночестве. И вероятно, они мало чем отлича­ются от той части общества потребления, для которой не существует огра­ничений в сексуальном потреблении, ибо для них секс (как наркотик) — это единственное разнообразие в их мрачном настроении и почти постоянной депрессии.

[134] С. Пальмер, занимаясь изучением агрессивности примитивных наро­дов, отслеживал статистику убийств и самоубийств у сорока народов, ли­шенных письменности. Он включает убийства и самоубийства в категори­альный ряд "деструктивных действий" и сравнивает частотность этих собы­тий в сорока обществах. Среди обследованных групп одна показала низший индекс деструктивности (от 0 до 5); в нее входят 8 культур. Следующую группу составляют 14 социальных систем со средним индексом деструктив­ности (от 6 до 15). И третья группа, обнаружившая самый высокий индекс деструктивности (16—42), включает 18 культур. Если первые две группы объединить, то получится, что 22 культурам с низким и средним уровнем агрессивности противостоят 18 обществ с очень сильной агрессивностью. Анализ Пальмера подтверждает ту самую тенденцию, которую я сам обна­ружил при исследовании 30 примитивных культур (хотя мои данные не показали такого высокого процента агрессивности).

[135] М. Р. Дэви приводит богатейший материал об агрессивности у них. (Ср. К. Райт о ведении войн в цивилизованных обществах.)

[136] Бланк обращает внимание на дионисийские мистерии древних греков.

[137] Это точка зрения братьев Рассел — двух известных ученых, исследо­вавших проблему насилия.

[138] Л. фон Берталанфи в принципе разделяет нашу точку зрения. Он пи­шет: "В человеческой психике, без сомнения, есть некоторые деструктив­ные тенденции, которые похожи на биологические задатки. Однако самые угрожающие формы агрессивности далеко выходят за рамки проблемы са­мосохранения и саморазрушения. Они коренятся в собственно человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловле­на способностью к абстрактному мышлению, к созданию особого символи­ческого мира мысли, речи и общения".

[139] Из личной беседы с ныне покойным д-ром Д. Т. Судзуки.

[140] См. инструктивную книжечку Херригела "Дзэн в искусстве стрельбы из лука".

[141] См. исследование Ф. Бича о крысах.

[142] Эти цифры небезупречны, так как процент носителей формулы XYY у обычного населения колеблется от 0,5 до 3,5.

[143] См. исследования Монтегю и Нильсена.