Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 132 из 140)

[144] Новейшие данные по этой проблеме приводят к выводу, что связь между агрессией и хромосомным рядом XYY пока остается недоказанной. "...Кажется, кое-кто поспешил с выводами, объявив носителей генной фор­мулы XYY чрезмерно агрессивными по сравнению с остальными заключен­ными".

[145] Копуляция* животных и в самом деле производит такое впечатление, будто самец ведет себя весьма агрессивно. Однако наблюдения опытных специалистов показали, что это впечатление обманчиво. Во всяком случае у млекопитающих самец никогда не причиняет вреда самке.

[146] См. подробнее о садизме в главе II.

[147] Для этого явления характерно, что греческое слово этос, которое буквально означает "поведение", восприняло значение слова "этический" так же точно, как слово "норма" (которое первоначально обозначало инстру­мент маляра-строителя) стало употребляться в двух значениях "нормаль­ный" и "нормативный".

[148] Я обязан выразить благодарность д-ру X. де Диас Эрнандесу за его интереснейшие соображения из области нейрофизиологии. Я не смогу по­дробнее рассмотреть здесь эти идеи, ибо это потребовало бы специального профессионального обсуждения.

[149] Социальные революции, имевшие место в истории, не могут отменить того факта, что даже дети совершают революции, хотя и на свой манер. Они борются за свою свободу своими индивидуальными методами: от дурного поведения, отказа принимать пищу и соблюдать чистоту до различных про­явлений дерзости и неподчинения, включая симуляцию умственной отста­лости. Взрослые при этом ведут себя свысока, как и положено элитной группе, наделенной властью. Ради самоутверждения они применяют физи­ческую силу, нередко используя сочетание "кнута и пряника". В результа­те большинство детей сдаются, предпочитая капитуляцию бесконечным мучениям.

Эта борьба бывает безжалостной и беспощадной, а жертвы ее сплошь и рядом оказываются на больничной койке. Однако нельзя не отметить один весьма характерный факт, что все человеческие существа (дети властвую­щих родителей и людей, лишенных власти) имеют нечто общее: их объеди­няет то, что когда-то они были немощными и боролись за свою свободу. То есть можно предположить, что независимо от врожденных задатков каж­дый человек в детстве приобретает некоторый революционный потенциал, который тихо тлеет, но при определенных условиях может вспыхнуть и привести к мобилизации всех сил.

[150] Это относится не только к человеку. Мы уже упоминали о вредных последствиях жизни в зоопарке, и эти факты не в состоянии опровергнуть даже самые авторитетные специалисты, как, например, Гедигер.

[151] Цвет кожи производит такое впечатление лишь в сочетании с беспо­мощностью и отсутствием власти. Когда к началу века японцы преврати­лись в мощную нацию, они сразу стали личностями. Здесь критерием чело­веческого начала стало обладание прогрессивными технологиями.

[152] Подробнее проблемы нарциссизма рассмотрены в книге Фромма "Душа человека".

[153] Фрейд 3. Понятие нарциссизма.

[154] В последние годы многие аналитики высказали сомнение по поводу "первичного нарциссизма" в раннем детстве и сделали предположение о более раннем, чем полагал Фрейд, возникновении "объектного либидо". Кроме того, большинство психоаналитиков отказалось от представлений об исклю­чительно нарциссистском характере психозов.

[155] Дальше я остановлюсь лишь на одной форме нарциссизма, которая проявляется в чувстве собственного совершенства. А есть еще одна форма, внешне как бы противоположная первой. Это негативный нарциссизм, при котором человек находится в постоянной тревоге за свое здоровье вплоть до ипохондрии*. Эта форма нарциссизма в нашем контексте не играет роли. Хотя надо помнить, что обе формы могут выступать в смешанном виде, — примером тому служит ипохондрический синдром у Гиммлера.

[156] На самом деле проблема соотношения нарциссизма в творчества гораз­до сложнее и нуждается в более детальном обсуждении, чем мы это можем себе здесь позволить.

[157] Это не значит, что он обязательно блефует, хотя и это достаточно часто случается. Вудро Вильсон, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль в очень большой мере были нарциссическими личностями, яо у них были реальные политические достижения. Правда, эти заслуги не были столь велики, что­бы обеспечить чувство надежности и самооправдания. Впрочем, и нарцис­сизм не был у них такого масштаба, как, например, у Гитлера. Этим объяс­няется то, что Черчилль довольно спокойно перенес поражение на выборах 1948 г., и так же, я думаю, повел бы себя и Рузвельт, если бы он потерпел провал. Другое дело Гитлер и Сталин. Гитлеру было легче умереть, чем смириться с поражением. У Сталина в первые недели войны 1941 г. явно начался психический кризис, а в последние годы жизни, когда он распло­дил вокруг себя врагов и, вероятно, больше не чувствовал себя "отцом наро­дов", у него проявился явный параноидальный синдром.

[158] Что и требовалось доказать (лат.). Прим. ред

[159] Зато некоторые исследователи, напротив, очень ловко доказывают, что в человеческих отношениях мирное сотрудничество является столь же есте­ственной и фундаментальной тенденцией, как и борьба, а войну рассматри­вают в основном как психологическую проблему.

[160] Когда я закончил эту часть рукописи, я получил материалы 27-го Кон­гресса международного психоаналитического общества, проходившего в Вене (1971), где я обнаружил новые подходы к проблеме войн. Д-р Мичерлих сказал, что история "выбросит на помойку все ваши теории", если психоана­лиз не сумеет повернуться в сторону социальных проблем. "Я боюсь, — сказал он далее, — что никто не станет принимать нас всерьез, если мы будем по-прежнему утверждать, будто война — это убийство сыновей и начинается она из-за того, что отцы ненавидят своих сыновей и желают их смерти. Мы должны создать теорию, объясняющую групповое поведение; теорию, которая сумеет связать это поведение с социальными конфликтами, которые активизиру­ют стремление индивидов. На самом деле психоаналитики предпринимали попытки такого рода еще в 30-е гг., что и приводило время от времени к их исключению из психоаналитического общества (под разными предлогами)". В заключение конгресса Анна Фрейд официально признала, что эти новые "подходы" имеют право на существование; при этом она осторожно заметила: "Нам следует подождать с формулировкой теории агрессии, пока мы не нако­пили достаточно много клинических данных о происхождении агрессивности". (Обе цитаты из парижского издания "Геральд Трибюн" от 29 и 31 июля 1971 г.)

[161] О войне 1914–1918 гг. написано так много, что даже сокращенная библиография заняла бы несколько страниц. Самыми основательными ис­следованиями причин первой мировой войны я считаю работы двух вид­ных историков: Г. Халлгартева и Ф. Фишера.

[162] Не стоит преувеличивать значение этого фактора. Пример Швейцарии, Бельгии, Голландии и Скандинавских стран показывает, что жажда при­ключений вовсе не является толчком, основанием для начала войны, если только стране не угрожает нападение извне, а правительство не видит при­чин для объявления войны.

[163] См. также раздел "Война у первобытных народов" в восьмой главе данной книги.

[164] Некоторые из этих проблем уже обсуждалась на страницах моих работ "Здоровое общество" и "Революция надежды".

[165] Исключение составляли стоики Греции, которые ратовали за равенство всех людей, а также гуманисты Ренессанса, такие как Эразм, Томас Мор и Хуан Луис Вивес.

[166] Рихард М. Буке был канадским психиатром, другом Эмерсона и от­важным, изобретательным человеком. В свое время он был известнейшим психиатром в Северной Америке. Сегодня среди профессионалов он полнос­тью забыт, хотя его книга "Космическое сознание", переизданная в 1946 г., на протяжении ста лет была самой популярной среди непрофессионалов.

[167] Здесь приведены .идеи Дарвина в обобщенном виде, как они сформули­рованы у Симпсона.

[168] См. обсуждение этого вопроса у Пилбима, Монтегю и Смоллы.

[169] Представление Маркса о человеке рассматривается в соответствующих работах Э. Фромма. — Прим. перев

[170] Я здесь ради упрощения использую слово "инстинкт" в довольно широком смысле. Не в современном привычном понимании "инстинктив­ности" как противоположности "обучаемости", а в смысле "естественного влечения".

[171] Джудзон Херрих попытался дать вам некоторое представление о фан­тастических возможностях нервных связей: "Можно с уверенностью ска­зать, что большинство нейронов коры прямо или косвенно связаны с каждой зоной мозга. Это и есть физиологическая основа для всех ассоциативных процессов, происходящих в мозгу. Ассоциативные связи образуют анатоми­ческий механизм, который в момент отдельной мыслительной цепочки вклю­чает параллельно огромное число комбинаций, а они, подключая дополни­тельные нейронные связи, делают ассоциативный ряд практически безгра­ничным... Если миллион нервных клеток группами по два нейрона вклю­чить во все возможные комбинации друг с другом, то число сочетаний (из миллиона по два) составит 102783000 (единица с 2 783 000 нулями)..."

Из того, что нам известно о коре больших полушарий, можно сделать вывод, что число нейронов, готовых к одновременному вступлению в связи, составляет 102783000... Для сравнения интересно привести добавление Ливинг-стона: "Следует помнить, что число атомов в Универсуме оценивается в целом как 1066".