Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 133 из 140)

[172] Этот подход к дифференциации влечений во многом соответствует клас­сификации К. Маркса. Он говорит о двух типах человеческих потребностей и влечений: первые — это постоянные, устойчивые потребности (как голод и секс), они составляют общую для всех людей компоненту человеческой натуры и почти не зависят от социальных и культурных обстоятельств, и относительные потребности (влечения), которые возникают в связи с опре­деленной социальной структурой и формируются конкретными условиями производства и потребления. Некоторые из этих потребностей Маркс назвал нечеловеческими, неестественными или придуманными.

[173] Материал данного раздела продолжает обсуждение проблем, начатое в моей книге "Здоровое общество"; чтобы не повторяться, я стараюсь быть здесь предельно кратким.

Заслуживает внимания тот факт, что Фромм в этом разделе возвращает­ся к терминологии, от которой он раньше отказался: так, вместо употреб­лявшегося в прежних работах словосочетания "черты характера", которые соответствуют различной направленности личности, он в этой книге обраща­ется к понятию "страсти", которое берет у Спинозы. — Прим. перев

[174] Выражение "объект почитания" Фромм заимствует у Тиллиха и по­зднее в работе "Иметь или быть" дает ему серьезное теоретическое обоснова­ние. — Прим. перев.

[175] Выражение "трансценденция" традиционно употребляется в рамках теологической традиции. В христианском мировоззрении считается само собой разумеющимся, что трансценденция человека предполагает его трансцен­дирование за пределы самого себя, возвышение над самим собой и устрем­ление к Богу. Так теология пытается доказать потребность веры в Бога, указывая на потребность человека в трансценденци. Однако эта аргумента­ция далеко не безупречна, ибо место "не-Я" может занять не только Бог, но и любой другой символический объект почитания. Ведь коль скоро человеку надо преодолеть нарциссическое состояние эгоиста (возвыситься над ним, трансцендировать), то он может перенести свое внимание на другого челове­ка, и уже это откроет ему путь из самоизоляции и адской муки эгоцентриз­ма. Кстати, в религиозных системах типа буддизма постулируется именно такой вид трансценденции, не связанный с именем Бога или с понятием сверхчеловеческой силы. То же самое понимание можно найти и у Майстера Экхарта в самых смелых его формулировках.

[176] Одной из заслуг Фрейда было то, что он открыл огромное значение материнских уз и сделал их центральным пунктом развития индивида (как нормального, так и патологического). Однако, исходя из своих собственных философских установок, он вынужден был дать этим узам сексуальную интерпретацию (Эдипов комплекс) и этим снизил роль своего собственного открытия. Значительно позже, уже в конце жизни, Фрейд догадался о су­ществовании более ранних материнских уз, он признал их как "до-Эдипов комплекс". Но это были лишь заметки на полях, в целом он не отказался от понятия "инцест". Некоторые аналитики после Фрейда много работали над прояснением феномена "материнских уз": это прежде всего Ференци и его ученики, а в 50-60-е гг. также Дж. Боулби. Самые последние эксперимен­ты над приматами {Харлоу, Мак-Гаф и Томпсон) и маленькими детьми (Шпитц и Коблинер) подтвердили чрезвычайно важную роль привязанности к мате­ри. Эмпирические данные показывают, какую роль в жизни нормальной и невротической личности играют несексуальные (неинцестуозные) стремле­ния. И поскольку я на протяжении многих лет настойчиво проводил эту идею через многие мои работы, я не буду снова повторять ее, а лишь со­шлюсь на две последние книги — "Здоровое общество" и "Душа человека". Что касается проблемы симбиоза, то я советую интересующимся посмотреть мои работы, а также работы М. С. Малера.

[177] В данном разделе фактически речь шла об экзистенциальной потребно­сти в привязанности. Классификацию экзистенциальных потребностей Фромм провел в книге "Здоровое общество", В этой работе Фромм называет 5 экзи­стенциальных потребностей: 1) в привязанности, соотнесенности (нем. — Bezogenheit, англ. — Ralatedness), 2) в трансценденции, 3) в обрастании корнями, 4) в чувстве идентификации, 5) в системе координат и объекте почитания. В данной книге изложен несколько иной взгляд на экзистенци­альные потребности. Потребность в привязанности, соотнесенности была изложена в последнем абзаце предыдущего раздела. Потребность в транс­ценденции уже встретилась в сноске на с. 289 и еще раз встретится в разделе "Творческие способности". Потребность в укорененности (обрастании корнями) здесь изложена очень кратко, а потребность в идентификации фактически совпадает с потребностью в единении. Потребность в системе координат и в объекте почитания изложена одинаково в обеих книгах.

Особого внимания заслуживает в этой книге проблема возбуждения (раз­дражения) и стимулирования. Потребность в стимулировании в отличие от других экзистенциальных потребностей не является специфически челове­ческой, а связана с "органическими" или нейрофизиологическими фактора­ми. Поэтому место этой потребности — где-то между биологическими вле­чениями и экзистенциальными потребностями. — Прим. перев.

[178] Во избежание недоразумений я хочу подчеркнуть, что нельзя какой-либо один фактор (например, запрет) рассматривать отдельно, в отрыве от всей совокупности межличностных отношений, частью которых является запрет. Ибо запрет, высказанный без давления, не приводит к таким по­следствиям, которые имеют место, когда вся обстановка жизни направлена на то, чтобы сломать волю ребенка.

[179] Я должен выразить благодарность доктору Хиту с кафедры психиат­рии Тюле не кого университета (Новый Орлеан, штат Луизиана), который показал мне несколько "кататонских" обезьян.

[180] Я благодарен доктору Д. Е. Шехтеру за предоставленную возможность воспользоваться его рукописью.

[181] Так, В. Герон (1957) и А. Бёртон (1967) назвали депрессию "болез­нью нашего общества". Я в "Революции надежды" и в более ранних рабо­тах обращал внимание на то, что скука пронизывает все наше общество и вызывает агрессивность.

[182] Это сновидение и его интерпретация мне стали известны от одного из моих студентов, который рассказывал мне о своей практике.

[183] Доктор Эслер сообщил мне об этом в личной беседе.

[184] Я благодарен доктору Р. Хиту за интереснейшие рассказы о своих пациентах.

[185] См: Блойлер Е., 1969.

[186] Мои дальнейшие рассуждения во многом опираются на не опублико­ванные пока данные д-ра Эслера, которые он сообщил мне в личной беседе.

[187] Внезапные приступы насилия могут быть обусловлены болезнью моз­га, например опухолью. Но уж конечно, подобные случаи не имеют ничего общего с депрессивными состояниями — ипохондрией и др.

[188] Я хотел бы подчеркнуть здесь, что у животных нет характера. Это не значит, что они лишены индивидуальности, это знает каждый. Но при этом следует помнить, что индивидуальность до известной степени связана с тем­пераментом, который обусловлен генами, в то время как многие черты ха­рактера являются благоприобретенными- Кроме того, вопрос о наличии у животных характера влечет за собой продолжение давней дискуссии о на­личии разума у животных. Я думаю, что вполне уместно следующее допу­щение: чем больше в животном представлена инстинктивная детерминация, тем меньше у него характера, и наоборот.

[189] Он добавляет, что млекопитающие и многие другие виды не смогли бы выжить без этого вмонтированного механизма солидарности; в подтвержде­ние этого ссылается на известную книгу П. Кропоткина (1902).

[190] Наличие общего опыта является своеобразной основой любого психоло­гического понимания; если кто-то понимает бессознательное другого чело­века, то это означает, что он имеет доступ к бессознательным пластам своей собственной личности, и потому оказывается возможным обмен опытом.

[191] От теоретиков воспитания отличается К. Маркс. Он представляет ис­ключение из правила, хотя в вульгаризованном марксизме (сталинизме или реформистской версии марксизма) было сделано все, чтобы завуалировать этот факт. Маркс предложил понятие "человеческой природы вообще", от­личающееся от природы человека как она модифицируется в каждую исто­рически данную эпоху. Согласно Марксу, определенные исторические об­стоятельства (как, например, в условиях капитализма) "калечат", "уроду­ют" человека. Социализм же, как его понимал Маркс, должен привести к полной самореализации личности.

[192] См. работу С. Андрески (1972), в которой дается блистательная крити­ка общественных наук.

[193] Это очень важный пункт, в котором Ж. П. Сартр неправильно понял Маркса или попытался искусственно скомбинировать свою в значительной степени волюнтаристскую теорию с исторической теорией Маркса. Великолепную кри­тику Сартра по этому пункту можно найти в книге Раисы Дунаевской (1973).

[194] Хотя такое употребление слова "рациональный" и не соответствует общепринятой философской терминологии, оно все же "имеет в основе за­падную традицию. Для Гераклита logos (соответствующий латинскому ratio) — это основной принцип организации универсума, имеющий отно­шение к таким категориям того времени, как "мера", "соразмерность". У того же Гераклита "следовать логосу" означало "быть бдительным, зор­ким". Аристотель употреблял термин logos в смысле разума в этическом контексте (см.: Ethica Nicomachea), а иногда еще и а словосочетании "пра­вильный разум". Фома Аквинский говорит об appetitus rationalis (о "ра­зумном стремлении"), а также отмечает различие между разумом, кото­рый отвечает за действия и поступки, и разумом, который связан только со знанием. Спиноза говорит о рациональных и иррациональных аффектах, Паскаль — о познании истины не только умом, но и сердцем (raison du coeur). У Канта praktische Vernunft ("практический разум") предназначен для того, чтобы узнать, что человек должен делать, в то время как "чистый разум" позволяет нам узнать то, что существует... Гегель употребляет понятие разумного в отношении чувств. И наконец, я хотел бы привести здесь тезис Уайтхеда, который считал, что "функция разума состоит в том, чтобы служить искусству жить".