Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 134 из 140)

[195] Этот вопрос был очень сильно запутан сторонниками фрейдовской схе­мы Es — Ich — Uberich. Такое деление заставляет психоаналитиков причис­лять к "Я" все то, что не принадлежит к сфере "Оно" или "Сверх-Я", и этот прием упрощения напрочь "заблокировал" исследование проблемы рацио­нальности.

[196] Человек никогда не бывает детерминирован настолько, чтобы в какой-то период его жизни совершенно исключалась возможность кардинального изменения, вызванного рядом событий или переживаний. Его жизнеутвер­ждающий потенциал никогда полностью не утрачивается, и никогда нельзя предсказать заранее, проявится он или не проявится. Вот почему может иметь место подлинное обращение (покаяние). Доказательство этого тезиса потребовало бы самостоятельной книги. Сошлюсь здесь только на обширный материал о глубоких изменениях, которые могут происходить в процессе психоаналитического лечения, и о многочисленных "радикальных" преоб­ражениях, происходящих "спонтанно". Наиболее впечатляющее доказатель­ство того, что окружающая среда лишь склоняет к чему-то, но не детерми­нирует, предлагают исторические свидетельства. Даже в самых отврати­тельных обществах всегда находятся выдающиеся личности, воплощающие наивысшую форму человеческого существования. Некоторые из них стали глашатаями человечности, "спасителями", без которых человек, пожалуй, утратил бы перспективу; другие же остались неизвестными. Они были теми самыми людьми, о которых еврейская легенда упоминает как о 36 правед­никах в каждом поколении, чье существование гарантирует выживание че­ловечества.

[197] Даже в отношения животных эту ситуацию следует считать недости­жимой, ибо у них тоже имеются некоторые потребности, выходящие за рамки чисто физиологических, например, потребность в игре.

[198] Разумеется, звереныши также нуждаются в "любви". И в этом они очень похожи на детей. Отличие состоит в том, что человеческая любовь может быть не только нарциссической (именно об этой разновидности мы ведем речь).

[199] Слово "heilig" ("духовный = святой", "высший") употребляется здесь не в традиционном значении слова, а охватывает все то, что выходит за пределы "прагматической пользы". С этих позиций убийство ради "мести" будет в той же мере "heilig", как и любовь. Ибо оба эти чувства (как и соответствующие им действия) выходят за пределы сферы полезного и ба­нального. Кроме того, надо помнить, что человек нередко называет возвы­шенным, святым то, что таковым вовсе не является. Например, сегодня все понятия и символы христианства считаются святыми, высшими, хотя у большинства прихожан они уже давно не вызывают чувства глубокой при­вязанности; с другой стороны, стремление к власти, славе, деньгам, к поко­рению природы — все это подлинные страсти, хотя объекты таких страстей не принято характеризовать словом "святой", ибо они не входят в арсенал религиозной идеологии. Лишь в виде" исключения в современном языке встре­чаются словоупотребления "святой эгоизм" (в смысле национального инте­реса), "святая месть" или "священная война".

[200] Сколько бы ни ссылались на огромный возраст этой традиции, соглас­но Талмуду, одной из сени этических норм, известных уже Ною (а с ним и всему человечеству), был запрет на поедание мяса живых зверей.

[201] Сообщение об индейцах Северо-Западной Канады на конгрессе в Нью­касле 1889 г. в "Записках Британской научной ассоциации". Цит. по: Бурке.

[202] Я пользуюсь словом "деструктивность" и для описания собственно де­структивного поведения ("некрофилии"), и для характеристики садизма. Разницу я объясню несколько позднее.

[203] Ср.: Шекспир У. Венецианский купец. Акт 3. Сцена 1. Шейлок переда­ет это пронзительное ощущение всеобщего равенства.

[204] См. сравнительный анализ культурных систем типа А и типа С в главе VIII данной книги.

[205] Эти танцы имеют большую эстетическую ценность, выходящую за рамки данной функции.

[206] Этот город называется Каланда (Calanda).

[207] Я видел этот ритуал, заснятый на кинопленку, и эта оргия ненависти произвела на меня незабываемое впечатление.

[208] Я не знаю, произошли ли в дальнейшем какие-либо изменения в его личности. Я опираюсь в своем анализе исключительно на то, что он сам рассказывает о себе и своих друзьях той поры, и предполагаю, что роман автобиографичен.

[209] См. Де Ривер (DeRiver J. Р., 1956: The Sexual Criminal). Книга содер­жит огромный набор интересных криминальных случаев садизма, но, к сожалению, они приводятся без всякой классификации.

[210] См.: Гилл Д. Жестокость к детям; Хельфнер и Кемпе. См. также: Рэд хил, Стал и Поллок — статьи в издании Чикагского университета за 1968 г. под редакцией Хельфнера и Кемпе.

[211] В Талмуде сказано, что унижение при свидетеле равносильно убийству.

[212] Медведев утверждает, что ее пытали, добиваясь, чтобы она подписала бумаги, компрометирующие ее мужа.

[213] Медведев утверждает, что Сталин совершенно точно знал, что Кавта­радзе никогда не вынашивал намерений убить его.

[214] "Авторитарный характер" впервые стал предметом изучения в немец­ком экспериментальном исследовании 1936 г. Исследование показало, что 78% респондентов не обладали ни авторитарным, ни антиавторитарным ха­рактером и потому в случае победы Гитлера они не должны были стать ни убежденными нацистами, ни антифашистами. Только 12% опрошенных име­ли антиаяторитарный характер и были убежденными противниками нацизма, а 10% были авторитарно настроены и могли стать ярыми нацистами. В пер­вом приближении этот результат соответствует той ситуации, которая сложи­лась в реальности после 1933 г. Позднее Адорно подробно изучал проблему авторитарности, но с бихевиористских, а не психоаналитических позиций.

[215] Если поразмышлять немного, то можно выдвинуть еще один аргумент: "неравнодушие" к экскрементам и запахам имеет некоторые основания еще в биологической эволюции — на животной стадии развития психики обоня­ние, как известно, играет более важную роль, чем зрение.

[216] В "Бегстве от свободы" я доказываю это на примере немецких мелких буржуа.

[217] Когда я говорю о бюрократе, я имею в виду классический старомодный тип холодного равнодушного чиновника, которых всегда было в избытке в школах, больницах, тюрьмах, на транспорте и на почте. Крупная промышлен­ность, представляющая собой также весьма бюрократический организм, созда­ла, однако, совершенно иной тип бюрократа — улыбчивого, доброжелательного и "понимающего" (изучившего курс human relations, "человеческих отноше­ний"). Причины этих перемен кроются в самой сути современного индустри­ального мира: в необходимости наемного труда, в желании избегать любых осложнений и создавать благоприятный психологический климат на работе и т. д. Это не значит вовсе, что новый бюрократ скрывает под доброжелательной маской свое садистское нутро. Просто он сам чувствует себя вещью и других людей воспринимает как неодушевленные предметы. Он просто ничего не чувствует, и потому его даже нельзя обвинить в лицемерии, он для этого слишком поверхностен. Этот тип хорошо описан М. Маккоби и Милланом.

[218] Сообщено X. Брандтом в личной беседе.

[219] Сообщено д-ром Моше Будмором в личной беседе.

[220] В моем анализе я опирался прежде всего на данные Смита, который использовал все доступные материалы, включая шесть дневников Гиммле­ра, обнаруженных в 1957 г. (а написаны они были в 1910-1924 гг.), его переписку между 1918 и 1926 гг., списки прочитанной литературы, а так­же массу личных воспоминаний, семейных и официальных документов. Кроме того, я использовал исследование Й. Акермана, которое содержит массу отрывков из дневников Гиммлера.

[221] Гебхард Гиммлер. Из неопубликованных заметок о Генрихе Гиммлере.

[222] Это лишний раз доказывает, что отец вовсе не был зверем, каким его нередко изображают.

[223] Такое место занимал Керстен, когда Гиммлер был у власти. Доктор Керстея играл в жизни Генриха роль эрзац-матери и потому имел на него определенное влияние.

[224] См.: Г. В. Ф. Халлгартен.

[225] Его поведение типично для педантичного характера. Он учит язык, не имея ни малейшего представления о практических возможностях достиже­ния цели, для которой изучается язык. Но в конечном счете знание языка никогда не мешает, и он всегда может сделать вид, что работает ради дале­ко идущих планов, хотя на самом деле просто плывет по течению и делает что попало.