Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 135 из 140)

[226] Я опираюсь в своем анализе на данные того же Смита.

[227] См. обсуждение проблемы "доброжелательного садизма" у Фромма в работе 1941 г. "Бегство от свободы" — Прим. перев.

[228] Гиммлер дает прекрасный пример противоречия между образом и сущно­стью многих политических лидеров. Это пример бессовестного садиста и труса, выступающего в обличий доброго, лояльного и мужественного чело­века. Гитлер — "спаситель" Германии, который на словах "любил" свою родину больше жизни, на самом деле беспардонно уничтожал не только своих врагов, но и саму Германию. "Отец народов", Сталин, почти до осно­вания разрушил свою страну и отравил ее нравственно. Еще один заметный исторический пример подобной мимикрии являет собой Муссолини: ведь он играл роль агрессивного и мужественного человека с девизом "Да здрав­ствует опасность!", а на самом деле был феноменально трусливым челове­ком. Анжелика Балабанова, которая была соиздателем "Avanti" в Милане в тот период, когда Муссолини еще был социалистом, сообщила мне, что врач, делавший ему переливание крови, сказал, что в своей жизни не встре­чал человека, который в подобной ситуации проявил бы такую трусость, как Муссолини. Вечером он не шел домой один, ждал, когда Анжелика закончит свои дела. Он шел только вместе с нею и говорил, что "боится каждого дерева и даже тени" (а в ту пору его жизни еще ничего не угрожа­ло). Есть и другие примеры его трусости. Один из них относится к такой ситуации: когда его зять граф Циано был приговорен к смертной казни, Муссолини просто спрятался и в течение 24 часов (пока он сам еще был вправе отменить приговор) его не смогли отыскать.

[229] Греческое слово nekros означает труп, нечто мертвое, неживое и жите­лей загробного мира. В латинском языке nex, necs означает насильственную смерть или убийство. Слово nekros совершенно определенно относится не к смерти, а к мертвому, мертвечине и убиенному (смерть которого, очевидно, отличается от естественной кончины). Слова умирать и смерть имеют дру­гое значение: они относятся не к трупу, а к процессу ухода из жизни. В греческом языке аналогичную роль играет слово thanatos, а в латинском — mors и mori. Английские слова die и death (так же как немецкие Tod и tot) восходят к индоевропейскому корню dheu, dhou. (Я благодарю доктора Ива­на Иллича за обширный материал по этимологии этих понятий, часть кото­рого я здесь процитировал.)

[230] У некоторых народов принято над могилой ставить портрет погребенного.

[231] В одной непроверенной истории о Гитлере также сообщается, что он не мог оторвать взгляда от разлагающегося солдатского трупа.

[232] Во избежание недоразумений я хочу сразу подчеркнуть, что своим описанием развитого "некрофильского характера" я вовсе не подразумеваю, что все люди делятся на некрофилов и не некрофилов. Некрофильская лич­ность — это крайняя форма, это характер, в котором доминирующей чертой является некрофилия. В реальной действительности многие люди представ­ляют собой смесь из некрофильских и биофильских наклонностей, и борьба между ними является источником продуктивного развития личности.

[233] Правда, Рой Медведев утверждает, что Ленин первым употребил поня­тие "некрофилия" (труположество) в психологическом смысле.

[234] После этого выступления Унамуно находился под домашним арестом несколько месяцев, вплоть до своей смерти.

[235] Первое мое сообщение на эту тему было опубликовано в 1964 г.

[236] Я привел здесь ситуации моих бывших пациентов, а также более све­жие примеры, которые я узнал от молодых коллег-психоаналитиков.

[237] Ср. с вышеприведенным примером, когда мужчина сознательно стре­мится "утонуть в гниющих останках своей бабушки".

[238] Богатейший материал о грязи и нечистотах содержится у Бурке.

[239] Сообщено Альбертом Шпеером в личной беседе.

[240] О таких снах я рассказывал и приводил много примеров в работе 1951 г. "Забытый язык".

[241] Такой же факт сообщает и врач Черчилля лорд Моран, из чего следу­ет, что Черчилль делал это не раз.

[242] Для Маркса труд и капитал были не просто экономическими категори­ями. Капитал был для него символом прошлого, овеществленного и накоп­ленного труда, а труд был проявлением жизни, человеческое энергии, на­правленной на процесс изменения природы. Выбор между капитализмом и социализмом (как он его понимал) зависел от того, кто (что) кого победит (что возьмет верх) — мертвое или живое.

[243] Такое же предпочтение к темному цвету у людей в депрессивных состояниях.

[244] В начале 30-х гг. этот вопрос бурно обсуждался в определенных кру­гах, ибо многие считали применение губной помады буржуазным предрас­судком.

[245] Эта анкета очень похожа на ту, которая применялась во Франкфурт­ском институте, ее полный текст опубликован в совместной работе Фромма и Маккоби.

[246] Дальше у Фромма в первом английском тексте шло предложение, которое он затем вычеркнул: "Что касается процента лиц с явной некро­фильской ориентацией, то из имеющихся данных невозможно точно рассчи­тать его, ибо однозначно некрофильские индивиды равномерно распределе­ны среди остального населения".

[247] Об этом Фромм очень подробно рассуждает в своей книге "Иметь или быть". На русском языке книга издана в 1990 г. — Прим. перев

[248] Р. В. Флинт, издатель работ Маринетти, пытается приуменьшить тес­ную связь Маринетти с фашистами, но, с моей точки зрения, его аргументы малоубедительны.

[249] Первый футуристский манифест Ф. Т. Маринетти. Курсив мой. — Э. Ф.

[250] Здесь не место для целенаправленного анализа некоторых явлений модернизма в литературе и искусстве ради выявления в них некрофильских элементов. В области живописи речь вдет о проблеме, которая выходит за рамки моей компетенции; что же касается литературы, то она слишком сложна, чтобы стоило ее анализировать мимоходом. Я планирую посвятить этой теме отдельную книгу. [Это намерение Фромму не удалось реализо­вать. — Прим. перев.]

[251] Битва за Великобританию на первой стадии войны велась еще в старом стиле, англо-германские воздушные бои были поединком индивидов; каждый английский летчик имел один главный мотив — страстное желание спасти свою родину от немецких захватчиков. Исход сражения зависел каждый раз от личных качеств — умения, мужества и решительности пилота; в принци­пе способ боя почти не отличался от образа действий героев Троянской войны.

[252] Льюис Мэмфорд считал, что "механизация труда и механически орга­низованная деструктивность" представляют собой два полюса цивилизации.

[253] Кто считает, что этот "шаг" был слишком короток, чтобы его прини­мать во внимание, пусть вспомнит о тон, что миллионы вроде бы прилич­ных люден не проявляют ни малейшей реакции, когда чудовищные злоде­яния происходят за много шагов от них самих, от юс города или их партии. Когда в начале нашего века бельгийское правительство наживалось за счет чудовищной жестокости в отношении африканских негров, сколько шагов отделяло палачей от жертв? Конечно, один шаг меньше пяти, но это всего лишь количественное различие.

[254] Для подтверждения или опровержения моей гипотезы очень полезно было бы познакомиться с результатами двух исследований таких социальных групп, как менеджеры в США и Мексике.

[255] В условиях современного капитализма этот рынок отнюдь не являет собой полностью "свободный рынок". Рынок труда в значительной мере опре­деляется социально-политическими факторами, а потребительский рынок является объектом невероятного манипулирования.

[256] Ср. "Сон седьмой" — ранее в этой главе.

[257] Заслуживает внимания, что именно выдающиеся творцы науки — Эйн­штейн, Борн, Шредингер, Гейзенберг — относятся к наименее отчужден­ным и "моноцеребральным" личностям. Их научные интересы никогда не имели ничего общего с шизоидными устремлениями большинства. И пока­зательно также, что философские, нравственные и религиозные установки и ценности у каждого из них органично переплетались, образуя устойчивую целостную структуру личности. Они показали, что научные взгляды, кон­цепции сами по себе вовсе не обязательно ведут к отчуждению. Скорее всего дело обстоит так, что превращение научных идей в шизоидные бывает обу­словлено именно социальной атмосферой.

[258] Это явление было описано сначала Л. Каннером, а затем Маргарет Малер и Л. Бендером.

[259] Я выражаю особую благодарность Давиду Шехтеру а Гертруде Гунзи­кер-Фромм за предоставленные мне данные клинических исследований в области детского аутизма. Они были для меня чрезвычайно ценными, ибо сам я никогда не работал с такими детьми.

[260] На основании подобных рассуждений психиатры школы Майера и Лейянг с порога отказываются от употребления этих нозологических наи­менований. Их новый подход в значительной мере связан с новым взгля­дом на душевнобольных. Пока не было возможности психотерапевтическо­го лечения больного, главный интерес состоял в определении диагноза: это было важно для принятия решения о госпитализации. Но с тех пор как мы стали помогать больному с помощью психоаналитически ориентирован­ной терапии, наклеивание ярлыков утратило свой смысл, ибо интерес пси­хиатра отныне направлен на пациента как живого человека и на понима­ние процессов, происходящих в нем. Это новое отношение к психиатриче­ским больным можно считать проявлением радикального гуманизма, кото­рый прокладывает себе дорогу в наши дни, невзирая на господствующие в обществе процессы дегуманизации.