Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 136 из 140)

[261] Такой эксперимент проделал Лейинг в Лондоне.

[262] В первом издании книги в этом месте был большой абзац, который поясняет данную мысль. "Общее впечатление таково, что легкий процесс шизофрении, который мы встречаем в форме социальной патологии совре­менного общества, не ведет к явной деструктивности у всех тех, кто приспо­соблен к существующей общественной системе. Чаще всего она проявляется в тех признаках, которые мы называли выше: в индифферентном отноше­нии к жизни и любви ко всем машинам и механизмам, С другой стороны, деструктивность чаще проявляется у тех людей (особенно у молодежи), которые еще не до конца подчинены системе, не полностью вписались в социальный процесс и не утратили механизма сопротивления. Так, в удуш­ливой атмосфере многих современных семей встречаются дети, которые не настолько больны, чтобы им можно было поставить диагноз «аутизм», одна­ко достаточно нездоровы, чтобы у них развилась ранняя и весьма глубокая деструктивная тенденция. Если мы хотим правильно оценить эту возмож­ность и ее роль, то нельзя забывать, что аутистские (шизоидные) и неаутист-ские (нешизоидные) процессы не представляют собой две раздельные кате­гории, что их надо рассматривать как два полюса одного и того же контину­ума. Внутри него размещается масса промежуточных форм, а сами понятия «аутистский» и «шизоидный» — это две крайние, полярные, искусствен­ные формы на этой прямой, которые, по сути дела, в чистом виде почти не встречаются, а выступают в формах, уже обусловленных социальными вли­яниями. Общество с легкой формой хронической шизофрении может суще­ствовать и функционировать потому, что члены этого общества адаптирова­лась к характеру социальное системы, приспособили к ней свои потребнос­ти и приняли предложенные способы их удовлетворения".

[263] Это у взрослых. А у детей, страдающих аутизмом, картина еще более суровая. Складывается впечатление, что у них чаще встречается деструктив­ная тенденция, чем у взрослых. Причина в том, что у шизофреника разорваны все связи с социальной реальностью, и он не чувствует угрозы и не склонен к агрессии, если его не трогать. А ребенка с синдромом аутизма никогда не оставляют в покое. Родители пытаются создать видимость нормальной жиз­ни и постоянно "суют свой нос" в его "личную жизнь"... Большую роль играет возраст. Ребенок не может еще полностью оторваться, уехать и вы­нужден сохранять родственные связи. Такая ситуация способна вызвать (и вызывает) настоящую ненависть и агрессию и может в большей степени способствовать распространению склонности к насилию у таких детей, чем у взрослых шизофреников, которых никто не трогает. Разумеется, эти рас­суждения в известной мере спекулятивны и гипотетичны и нуждаются в доказательстве или опровержении специалистов в этой узкой области науки..

[264] Пример с маленьким Гансом.

[265] Здесь в первоначальной тексте был еще один абзац: "На самом деле материнские узы для ребенка — это не только условие развития. Разумеет­ся, ребенок сильно зависит от матери (по биологическим причинам — это симбиозные узы). Но даже взрослый, с физической точки зрения совершен­но самостоятельный человек нередко ощущает свою полную беспомощность, причины которой носят экзистенциальный характер. Огромную силу любви к матери можно разгадать до конца, только если понять, что она уходит корнями не в ощущение зависимости детского возраста, а в специфику «че­ловеческой ситуации» в целом".

[266] На самом деле привязанность к матери имеет отношение не только к развитию индивида, она является основой для самых главных потребностей любого человека — это потребность в целостности и гармонии, а также потребность в безграничной и беззаветной любви {которую не надо "заслу­живать" хорошим поведением и которую невозможно утратить). Потреб­ность дарить такую любовь является источником мессианства (в религиоз­ном варианте его выразителями стали пророки, а в секуляризованном вари­анте мы находим его у Маркса в его видении социализма). У свободного, независимого человека образ любящей матери нередко оказывается заме­ненным образом "человеческого братства, солидарности". У Фрейда такое понимание отсутствует ввиду его узкосексуальной интерпретации инцесту­озных желаний.

[267] Ритуал инициации как раз и выполняет необходимую здесь функцию: он должен обозначить границу взрослости и разорвать младенческие узы, связывающие ребенка с матерью.

[268] Фрейд из уважения к буржуазным традициям постоянно оправдывал родителей своих маленьких пациентов, считая, что они не могут приносить вред своим детям. И потому все влечения ребенка, включая инцестуозные, он считал результатом свободной фантазии ребенка. В основу этой публикации положена дискуссия, состоявшаяся в Мексиканском институте психоанали­за, в которой наряду с автором приняли участие д-р Нарвайе Манцано, Виктор Сааведра Манцера, Сантарелли Кармело, Сильва Гарсиа и Заюр Дип.

[269] Ср. факты в следующих публикациях: Блейлер; Салливан; Малер и Гослинер; Бендер; Грин и Шехтер.

[270] Я изучил во время психоаналитических сеансов целый ряд людей такого инцестуозного типа, которые мечтали утонуть в море. Море часто символизирует материнское начало.

[271] При этом, конечно, очень важно понимать, что данная проблема не допускает упрощенного подхода, она для этого слишком глубока.

[272] В приведенной выше литературе мы упоминали целый ряд весьма цен­ных гипотез о причинах детского аутизма н ранней шизофрении, все они особо "напирают" на оборонительную функцию аутизма, ограждающую ре­бенка от постоянного вмешательства матери. К сожалению, недостаток места не позволяет нам более подробно рассмотреть эти "остроумные" гипотезы.

[273] По этому поводу я намерен опубликовать отдельно более развернутую и более обоснованную документально версию того, что в данной работе я обозначил лишь схематично. (К сожалению, это намерение автору не уда­лось реализовать. — Прим. перев.)

[274] В первом английском издании еще отсутствовало это противопоставле­ние, слова "биофилия" просто не было.

[275] Понятие "живые структуры" — это дословный перевод с английского выражения "living structures", которым Фромм в свое время пользовался при переводе выступления Г. фон Гентига о некрофилии, которую тот определял как страсть к "насильственному разъединению, разрыву жи­вых связей".

[276] Это главный тезис Альберта Швейцера, одного из главных пропаганди­стов "любви к жизни" — к человеку, доказавшего ее и словом, и делом.

[277] Я в начале книги подробно говорил о том, что психоаналитическая теория агрессии претерпела радикальные изменения, когда Фрейд вместо категории либидо ввел новую дихотомическую пару влечений: эрос и вле­чение к смерти. В прежней версии сексуальность была категорией из об­ласти физиологии. Речь шла о механизмах (возбуждение эрогенных зон, напряжение, удовлетворение и спад; напряжение — разрядка). Инстинкт жизни или смерти, напротив, не связан ни с телесными зонами, ни с механизмами напряжения — разрядки; здесь речь идет о категории ви­тальности как таковой, т. е. о биологическом понятии жизни. И Фрейд никогда не пытался перекинуть мост между двумя концепциями, а се­мантическое единство он сохранил благодаря отождествлению понятий: жизнь — эрос (любовь) — сексуальность (либидо). В предложенной мною гипотезе я попытался соединить обе версии теории Фрейда (раннюю и позднюю). Для этого я выдвинул предположение, что некрофилия пред­ставляет собой злокачественную форму анального характера, в то время как биофилия — это полностью развитая форма "генитального" характера. При этом, разумеется, следует помнить, что я, пользуясь понятием "аналь­ный" (производительный, продуктивный) характер, сохраняю клиниче­скую терминологию Фрейда, но не разделяю его идею о физиологических корнях этих страстей.

[278] Весьма успешно этот тест для диагностики некрофилии применил М. Маккоби.

[279] В этом описании я опираюсь на две важнейшие работы — Б. Смита и В. Мазера. Кроме того, я использовал данные Кубичека и самого А. Гитлера. Но книга Гитлера писалась в пропагандистских целях, и потому в ней много лжи. А к Кубичеку тоже надо относиться с большой осторожностью, ибо он был другом юности Гитлера, обожал его и восхищался им, когда тот уже был у власти. Мазер не очень точен в использовании источников. Зато Смита можно считать весьма объективным и надежным источником данных о юно­сти Гитлера.

[280] Некоторые исследователи проблемы детского аутизма (заостренность своем "Я") установили, что вмешательство извне обусловливает развитие аутизма.

[281] Как известно, психоаналитики не раз пытались найти объяснение же­стокости Гитлера. Во-первых, существует ортодоксальный анализ В. Лангера, который первоначально создавался как секретный отчет для Службы стратегической разведки. Во-вторых, известно исследование Ж. Бросса.