Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 23 из 140)

Сам Фрейд никогда не претендовал на научную доказа­тельность теории либидо. Он обозначил ее словами "наша мифология" и позднее заменил теорией Эроса и "влечени­ем" к смерти. Большое значение имеет также тот факт, что основополагающими категориями психоанализа Фрейд считал вытеснение и сублимацию, а вовсе не либидо.

Но еще важнее для нас не высказывания Фрейда, а то, в чем мы видим сегодня уникальное историческое значение его открытий, — и это, конечно, не его учение об инстинк­тах, как таковое. Действительно, начиная с XIX в. это учение получило довольно широкое распространение. Ко­гда он назвал сексуальное влечение (наряду с инстинктом самосохранения) источником всех страстей, это звучало нео­жиданно и революционно, ибо то была все еще эпоха гос­подства викторианской буржуазной морали. Но дело даже не в этой новой концепции влечений, не она произвела такое неизгладимое впечатление на современников и по­томков. По-моему, подлинно историческое значение сделан­ного Фрейдом состоит в открытии бессознательного, и при­том не на философском или спекулятивном уровне, а на уровне эмпирического исследования — так, как он изложил это в отдельных лекциях и особенно в своем фунда­ментальном труде "Толкование сновидений". Так, напри­мер, если вы желаете показать, что некий, на сознатель­ном уровне миролюбивый и совестливый человек одержим тайным желанием убивать, то вопрос об истоках этого им­пульса — явно не первостепенный. Вряд ли так уж важно выяснять — лежит ли в его основе "Эдипов комплекс"* ненависти к отцу, или нарциссизм, или это проявление инстинкта смерти. Революция Фрейда состояла в том, что он помог нам обнаружить бессознательный аспект человече­ского мышления и ту энергию, которая необходима челове­ку для того, чтобы не допустить осознания нежелательных влечений. Он показал, что добрые намерения не имеют ни­какого значения, если они прикрывают неосознанные же­лания. Он разоблачил "честную" бесчестность, показав, что недостаточно иметь "благие порывы" и действовать "из доб­рых побуждений" на сознательном уровне. Он был первый ученый, который проник в преисподнюю человеческой души, и потому его идеи имели такой колоссальный успех у ху­дожников и писателей тогда, когда психиатры еще не при­нимали его всерьез.

Но это еще не все, Фрейд пошел дальше. Он не только показал, что в человеке действуют силы, которых он не сознает, и путем рационализации защищает себя от их осознания; он объяснил, что эти неосознанные силы ин­тегрируются в единую систему по имени "характер" (в но­вом, фрейдовском динамическом* смысле этого слова[61]). Фрейд начал развивать свою концепцию еще в первой работе об "анальном характере"*. Он заметил, что такие черты, как самолюбие, пунктуальность и бережливость, соединенные в одной личности, часто выступают как ха­рактерологический синдром. В добавление к этому синдрому были подмечены такие моменты, которые связаны с формированием у ребенка понятия личной гигиены (воз­держание при позывах к освобождению прямой кишки и т. д.). Так впервые Фрейд сделал шаг к установлению связи между типом поведения вообще и поведением ребен­ка при необходимости освободить желудок (или его реак­цией на осознание этого). Следующий блистательный шаг состоял в том, что он сопоставил обе группы моделей по­ведения и теоретически обосновал их взаимосвязь, опира­ясь на более раннюю свою гипотезу о развитии либидо.

Согласно этой гипотезе, ребенок в раннем детстве про­ходит через различные фазы своего развития, когда снача­ла главным органом удовлетворения желаний является рот, а затем анус, который становится важной эрогенной зоной*, и большинство либидозных желаний связано с процессом воздержания или освобождения от экскремен­тов. И Фрейд сделал вывод, что способ поведения можно квалифицировать либо как синдром сублимации сексуаль­ного удовлетворения анального желания, либо как отри­цательную реакцию на невозможность такого удовлетво­рения.

Тогда самолюбие и бережливость можно рассматривать как сублимацию первоначального желания "удержать стул"; а чрезмерную аккуратность считать отрицательной уста­новкой на детское "недержание". Фрейд показал, что эти три первоначальных признака, которые раньше считались совершенно независимыми, являются частями единой сис­темы (или единой структуры), ибо все они уходят корня­ми в анальную сексуальность, а либидо находит выраже­ние в данных чертах характера (преимущественно в форме психологической установки или же в виде сублимации). Так Фрейд объяснил, почему перечисленные черты лично­сти имеют такой мощный заряд, что почти не поддаются трансформации извне[62].

Одним из важнейших элементов теории стало понятие "орально-садистского"* типа личности, который я обозна­чаю как эксплуататорскую личность. Есть и другие обозначения личностных типов, соответствующие тому, ка­кой из аспектов стараются подчеркнуть: например, авто­ритарный[63] (садо-мазохистский), бунтарский и революци­онный, нарциссический и инцестуозный. Последние на­звания большей частью не относятся к классической пси­хоаналитической терминологии, эти характеристики очень близки друг к другу, нередко перекрещиваются, а их ком­бинации позволяют создавать более подробный психоло­гический портрет конкретной личности.

Теоретическая концепция структуры личности у Фрей­да была построена на основе того, что либидо (в ораль­ной, анальной или генитальной форме) является источни­ком, питающим энергией различные черты личности. Но даже если отвлечься от теории либидо, открытие Фрейда не утрачивает своего значения для практики клинических наблюдений; и факт остается фактом, что характерологи­ческие синдромы питаются из одного и того же источника энергии.

Я попытался показать, что синдром характера коре­нится в определенных формах ориентации индивида, де­монстрирующих его отношение к внешнему миру и к себе самому, и является главным источником, питающим лич­ность. Далее, я пытался показать, что социальный тип личности формируется под влиянием одинаковых соци­ально-экономических условий жизни всех членов группы[64].

Понятие характера играет чрезвычайно большую роль в нашей теории, поскольку оно устраняет прежнее проти­вопоставление между внешним миром и влечением. Сексу­альное влечение в системе Фрейда занимает важное место как фактор формирования личности, но при этом воздей­ствие данного фактора осуществляется большей частью через призму внешнего мира. Так возникло предположе­ние, что личность является продуктом взаимодействия влечений и внешнего мира. Это стало возможно потому, что Фрейд все влечения привел в систему и подчинил од­ному (сексуальному, наряду с инстинктом самосохране­ния). Прежде исследователи инстинктов имели обыкнове­ние жестко разграничивать мотивы поведения, приписы­вая каждому из них какой-нибудь врожденный инстинкт. Фрейд же все различия между мотивами объяснял, исходя из влияния внешнего мира на сексуальную сферу челове­ка. Парадокс состоял в том, что как раз расширение по­нятия сексуальности дало Фрейду возможность распах­нуть двери для такого фактора формирования личности, как внешний мир (что было совершенно невозможно в дофрейдовских теориях влечений и инстинктов). Отныне любовь, нежность, садизм, мазохизм, тщеславие, зависть, страх, ревность и многие другие страсти больше не за­креплялись каждая за своим единственным врожденным инстинктов, а все рассматривались под углом зрения воз­действия окружающей среды на сексуальную сферу (осо­бенно со стороны значимых фигур раннего детства). Сам Фрейд считал, что он никогда не менял своего мировоззре­ния, но на самом деле он перерос инстинктивистский уро­вень мышления, что проявилось в его гипотезе о супер­влечении. И все же развитию его идей очень сильно мешали ограничения, связанные с теорией сексуальности, и тогда настало время окончательно освободиться от этого груза с помощью теории влечений. Однако здесь я хочу особо обра­тить внимание на тот факт, что Фрейдово "учение о стра­стях" резко отличается от традиционных исследований этой проблемы.

До сих пор мы говорили о том, что "характер определя­ет поведение", что та или иная черта характера (напри­мер, любвеобильность или деструктивность) заставляет человека вести себя так, а не иначе, и что человек чувст­вует удовлетворение, когда ведет себя в соответствии с характерной чертой своей натуры. Даже более того, мы можем по одной какой-то черте характера предсказать наи­более вероятное поведение человека: точнее, мы можем сказать, как он захочет себя повести, если ему предста­вится возможность.

Что означает это ограничение: "если представится воз­можность"?Здесь нам приходится вернуться к одному из самых существенных понятий Фрейда, каким является "прин­цип реальности"*, который опирается на инстинкт само­сохранения (в противовес "принципу удовольствия", кото­рый связан с инстинктом сексуальности). Все черты ха­рактера имеют свои корни либо в сексуальных, либо в несексуальных аффектах, но, независимо от того, какие страсти преобладают у конкретного индивида, всегда су­ществует противоречие между тем, что мы хотели бы де­лать, и тем, что нам положено делать (даже если это огра­ничение проистекает из наших собственных интересов). Мы не можем всегда поступать так, как нам диктуют наши страсти, ибо вынуждены, чтобы сохранить себе жизнь, до известной степени модифицировать свое поведение. Обыч­ный человек всегда идет на компромисс между тем, как он хотел бы поступить "от души" (в соответствии со своим характером), и тем, как он вынужден себя вести, чтобы его поведение по меньшей мере не повлекло за собой отри­цательных последствий для него самого. Конечно, есть разные степени приверженности инстинкту самосохране­ния (эго-интерес). Пример такой крайности представляет поведение фанатичного убийцы, у которого показатель "эго-интереса" равен нулю. А другую крайность составляет тип "приспособленца", для которого "эго-интерес" охватывает все, что может принести ему любовь, богатство или жиз­ненные удобства. Между этими двумя полюсами можно расположить всех людей, которые являются носителями смешанных характеров с разным процентным соотноше­нием страстей.