Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 41 из 140)

Для отрицания теории Бахофена было, вероятно, две причины. Первая состояла в том, что для антропологов, живущих в патриархальном обществе, было почти немыс­лимо преодолеть социальный и психологический стереотип и представить, что первенство мужчины не является "есте­ственным" и не всегда в истории господствовать и повеле­вать было исключительной привилегией мужчин (Фрейд по той же самой причине даже додумался до своей концепции женщины как кастрированного мужчины). Во-вторых, ан­тропологи так привыкли доверять только вещественным доказательствам (скелеты, орудия труда, оружие и т. д.),что их невозможно было убедить, что мифы и сказания имеют не меньшую достоверность, чем артефакты. Эта по­зиция и привела к тому, что силу и глубину теоретического мышления Бахофена попросту не оценили по заслугам. При­веду отрывок, который дает представление о том, как Бахофен понимал дух матриархата:

Чудо материнства — это такое состояние, когда женщину заполняет чувство причастности ко всему человечеству, когда точкой отсчета становится развитие всех добродетелей и фор­мирование благородной стороны бытия, когда посреди мира насилия и бед начинает действовать божественный принцип любви, мира и единения. В заботе о своем еще не родившемся ребенке женщина (раньше, чем мужчина) научается направ­лять свою любовь и заботу на другое существо (за пределами собственного Я), а все свои способности и разум обращать на сохранение и украшение чужого бытия. Отсюда берут свое начало все радости, все блага жизни, вся преданность и теп­лота и всякое попечение и жалость... Но материнская лю­бовь не ограничивается своим внутренним объектом, она ста­новится всеобщей и охватывает все более широкий круг... Отцовскому принципу ограничения противостоит материнский принцип всеобщности; материнское чувство не знает границ, как не знает их сама природа. В материнстве берет свои исто­ки и чувство братства всех людей, сознание и признание ко­торого исчезли с образованием патриархата.

Семья, построенная на принципах отцовского права, ори­ентируется на индивидуальный организм. В семье же, опи­рающейся на материнское право, превалируют общие инте­ресы, сопереживание, все то, что отличает духовную жизнь от материальной и без чего невозможно никакое развитие. Мать земли Деметра предназначает каждой женщине вечно рожать детей — родных братьев и сестер, чтобы родина все­гда была страной братьев и сестер, — и так до тех пор, пока с образованием патриархата не разложится единство людей и нерасчлененное будет преодолено принципом членения.

В государствах с материнским "правлением" принцип все­общности проявляется весьма многогранно. На него опира­ется принцип всеобщего равенства и свободы (который стал основой законотворчества многих народов); на нем строятся правила филоксении (гостеприимства) и решительный отказ от стесняющих рамок любого рода...; этот же принцип фор­мирует традицию вербального выражения симпатий (хвалеб­ные песни родичей, одобрение и поощрение), которая, не зная границ, равномерно охватывает не только родственников, но и весь народ. В государствах с "женской" властью, как правило, нет места раздвоению личности, в них однозначно проявляется стремление к миру, отрицательное отношение к конфликтам... Не менее характерно, что нанесение теле­сного ущерба соплеменнику, любому животному жестоко каралось... Нет сомнения, что черты мягкой человечности, которые мы видим на лицах египетских статуй, глубоко проникли во все обычаи и нормы жизни матриократического мира[122].

Доисторическое общество и природа человека

Описание образа жизни первобытных охотников и земле­дельцев (их способа производства, социальной организа­ции и т. д.) представляет интерес в плане понимания пси­хологии людей. Существует целый ряд психологических характеристик, которые занимают важное место в челове­ческой натуре и которые, по общему мнению, уходят кор­нями в доисторическую эпоху.

Итак, у первобытных охотников и земледельцев не было ни малейшей нужды накапливать имущество и завидо­вать тем, кто "имеет больше добра", ибо они не знали частной собственности, а имущественные различия были столь незначительными, что вряд ли могли способство­вать формированию чувства зависти. Зато потребность в сотрудничестве, мирном совместном труде диктовалась са­мими условиями жизни. Не было ни малейшей основы, на которой могло бы развиться желание использовать чу­жой труд. Абсурдной кажется самая мысль, что в обще­стве, где отсутствует экономическая и социальная почва для эксплуатации, кто-то может стремиться использовать в своих целях физические и духовные силы другого чело­века.

Сомнительно, чтобы в таком обществе могла развить­ся потребность в господстве. Одной из главных черт, фун­даментально отличающих первобытные племенные союзы (и, вероятно, также доисторических охотников, отстоя­щих от нас на 50 тысяч лет) от цивилизованных обществ, является как раз то, что там жизнь людей не определя­лась отношениями власти (господства и подчинения). Че­ловеческие связи возникали на основе взаимодействия. И если бы там появился человек, обуреваемый жаждой по­велевать, он не добился бы никакого успеха в социаль­ной жизни. Даже для развития чувства жадности в ту эпоху не было никаких оснований: ведь производство и потребление оставались всегда на определенном уровне[123]. Можно ли сказать, что факты о жизни первобытных охотников и земледельцев бесспорно доказывают, что в те времена еще полностью отсутствовали такие страсти, как жадность и зависть? Что желание нажиться за чужой счет — это исключительный продукт цивилизации? Я счи­таю, что для такого обобщенного вывода у нас нет доста­точно доказательных эмпирических данных. Да и на уровне теоретических рассуждений вряд ли такое заключение было бы корректным, ибо даже самые благоприятные условия социальной жизни не исключают полностью возможность проявления вышеназванных дурных черт характера на индивидуальном уровне. Однако существует очень боль­шая разница между культурами: в одних системах обще­ственные структуры сами по себе способствуют формиро­ванию в людях зависти, жадности и желания жить за чужой счет, а в других эти черты встречают осуждение. В первых системах эти черты становятся частью структуры "социального характера*", это типичный синдром, встре­чающийся у большинства населения, а в другом типе об­щества речь идет об индивидуальных отклонениях от нор­мы, которые вряд ли имеют шанс на влияние. Вероят­ность этой гипотезы возрастает в результате анализа по­следней стадии истории человечества, период развития го­родов дает возможность иллюстрировать возникновение таких человеческих страстей, которые вряд ли можно встретить в цивилизациях нового времени, и потому мно­гие делают вывод о том, что эти страсти являются свой­ством человеческой натуры.

Революция городов[124]

Новый тип общества сложился в 3-4 тысячелетии до н. э.; его блистательную характеристику мы находим у Мэмфорда, я хочу ее процитировать:

На базе комплекса раннего неолита возник новый тип социальной организации. Она больше не была разделена на маленькие единицы по стране, а представляла собой некую целостность; эта организация не была более "демократиче­ской", т. е. она опиралась не на доверительные отношения соседей, общие обычаи и взаимопонимание. Это была авто­ритарная система, с центральной властью и подчинением большинства правящему меньшинству. Это общество не до­вольствовалось некоторой ограниченной территорией, а энер­гично осуществляло "передел границ" с целью распростране­ния своего господства на другие земли, захвата источников сырья, порабощения людей и получения дани. Эта новая культура не служила делу продолжения жизни, а лишь спо­собствовала внедрению коллективных форм труда. Правите­ли этого общества, применяя новые методы и средства при­нуждения, около 3 тыс. до н. э. создали невиданную воен­ную и индустриальную машину власти, организованность которой не имеет себе равных по сей день.

Как это произошло?

В течение сравнительно короткого времени (по истори­ческим меркам) человек научился использовать энергию ветра и силу рычага. Он придумал плут и колесо, постро­ил парусник и проник в секреты химических процессов; он изучил физические свойства металлов, научился плавить медь и начал разработку солнечного календаря. Так была подготовлена почва для искусства письма, а также создания системы мер и весов. "Ни один период истории — вплоть до Галилео Галилея — не дал миру такое количество открытий и такое гигантское прираще­ние знаний".

Но и социальные перемены были не менее революцион­ными. Маленькие деревушки свободных крестьян разрос­лись в многонаселенные города, которые развивались за счет обрабатывающей промышленности и внешней тор­говли. Эти новые города и получили новую форму органи­зации, которая так и называлась: города-государства. Че­ловек в буквальном смысле слова поднимал целину.

Большие вавилонские города возводились на специ­альных настилах из тростника, который укладывался крест-накрест на илистую почву и утрамбовывался, со­здавая прочный грунт. Строились каналы для орошения полей, и осушались болота, создавались искусственные озера и плотины для защиты от наводнений. Руками тысяч людей была создана система плодородного земле­делия — "капитал в форме человеческого труда, вложен­ного в плодородную почву".