Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 60 из 140)

Чувство единения

Экзистенциальная раздвоенность человека была бы невы­носима, если бы он не мог установить единство с самим собой, а также с природным и социальным миром вокруг себя. Однако есть немало возможностей обрести это един­ство.

Человек может отключить свое сознание, приводя себя в состояние экстаза или транса; это достигается с помо­щью наркотиков, сексуальных оргий, поста, танца и мно­гих других ритуалов, которые достаточно распространены в различных культурах. Он может также попытаться иден­тифицировать себя с животным, чтобы таким образом вер­нуть утраченную гармонию с природой. Этот способ обре­тения единства лежит в основе многих примитивных ре­лигий, когда древний вождь племени изображал какое-либо священное животное, надевая его маску и всем сво­им поведением отождествляя себя со зверем (как это дела­ли, например, тевтонские "свирепые воины" (берсеркеры), которые отождествляли себя с медведем). Целостность мо­жет быть достигнута и другим путем, например, когда человек всю свою энергию направляет на служение одной всепожирающей страсти: к деньгам, к власти, к славе или к разрушению.

Любая подобная попытка восстановить свою целост­ность имеет целью отключение разума. Все служит этой цели, но все эти попытки обречены. Трагизм состоит в том, что независимо от того, длится ли это состояние не­долго (как опьянение и транс) или носит более длитель­ный характер (как ревность, ненависть, жажда власти), любая мания делает человека калекой, отрывает его от других людей, "пожирает" его, ставит в зависимость от его страсти так же сильно, как наркомания.

Есть только один путь к целостности, который не де­лает человека инвалидом. Эта попытка была предприня­та в первом тысячелетии до Христа во всех высокоразви­тых цивилизациях — в Китае, Индии, Египте, Палести­не и Греции. Великие религии, которые выросли на почве этих культур, учили, что никакое забытье, отключение сознания не спасет человека от внутреннего раздвоения. Единство достижимо лишь на пути всестороннего развития разума, а также способности любить. Как бы велики ни были различия между даосизмом*, буддизмом, проро­ческим иудаизмом и евангелическим христианством, все эти религии имеют общую цель: дать человеку чувство единения, и притом не ценой возврата к животному суще­ствованию, а путем собственно человеческого самовыра­жения — в единстве с природой, со своими согражданами и с самим собой. За 2,5 тысячелетия человек, похоже, не очень далеко ушел в достижении этой цели. Причиной этого можно считать недостаточность экономического и социального развития разных стран, а также социально-прикладную функцию религии в деле управления или ма­нипулирования массами людей. Однако это новое пони­мание единства имело для психического развития челове­ка революционное значение, такое же, как изобретение землепашества и ремесла для экономики. Это видение ни­когда полностью не исчезало; оно пробудилось к новой жизни в христианских сектах, у религиозных мистиков всех направлений, у гуманистов Ренессанса, а в светской форме — в философии Маркса. Проблема выбора пути (прогрессивного или регрессивного) — это не только со­циально-историческая проблема. Каждый отдельный че­ловек сталкивается с ней не раз в своей жизни. Разумеет­ся, если он живет в застойном обществе, которое не идет по пути прогресса, то свобода индивидуального выбора весьма ограниченна, и все-таки она существует. Но чтобы пойти "против течения", индивиду требуется огромное напряжение духа, ясность мысли и обращение к трудам великих гуманистов (невроз лучше всего интерпретиро­вать как столкновение двух полярных тенденций в чело­веке, а успешно проведенный психоанализ может подтолк­нуть личность к принятию прогрессивных решений). Для современного кибернетического общества характерно иное решение экзистенциальной проблемы раздвоения личнос­ти. Здесь человек сужает свое бытие до рамок своей соци­альной роли, он начинает чувствовать себя маленьким, потерянным, ненужным и в погоне за вещами сам стано­вится всего лишь вещью. Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей со­циальной организацией и забывает про то, что он лич­ность. Таким образом — если пользоваться терминологией Хайдеггера — человек перестает быть личностью и пре­вращается в некое "оно". Он оказывается в состоянии так называемого "негативного экстаза"; он забывает себя, те­ряет лицо: он больше — не личность, а вещь.

Творческие способности

Когда человек понимает, что он живет в странном и страш­ном мире и бессилен что-либо в нем изменить, его может охватить отчаяние. Однако он не позволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не хочет утратить свою субъективность, свое "Я". А для этого он постоянно под­держивает в себе и создает для окружающих ощущение своей дееспособности, т. е. он все время должен "действо­вать"; в современных терминах это называется "быть эф­фективным". Сегодня под "эффективностью" понимается такая деятельность, которая приносит успех. Но это есть искажение изначального смысла слова, так как эффек­тивность происходит от латинского ex-facere — "делать". Быть эффективным, следовательно, значит что-то совер­шать, осуществлять, реализовывать, выполнять, т. е. быть способным к действию. Мы называем кого-то дееспо­собным, если он обладает способностью что-то делать, совершать и производить. Эта способность означает, что человек не слаб и не беспомощен, что он является жи­вым, функционирующим человеческим существом. Дее­способность означает, что человек активен, что не только другие действуют на него, но и он сам действует на дру­гих людей. В конечном счете быть дееспособным — это и значит существовать. Этот принцип можно сформулиро­вать следующим образом: я существую, поскольку я что-то делаю.

Целый ряд исследователей разделяют эту точку зре­ния. В начале нашего столетия, изучая феномен игры, К. Гроос написал, что существенным мотивом в детской игре является радость от осуществления каких-либо дей­ствий. Это было его объяснением того, что ребенку до­ставляет колоссальное удовольствие чем-то греметь, тас­кать за собой вещи, плескаться и брызгаться в лужах и т. п. Гроос отсюда заключает: "У нас есть стремление к

познанию, но еще сильнее наше стремление к осуществ­лению действий". Аналогичную идею высказал пятью­десятью годами позже Ж. Пиаже. Наблюдая за детьми, он заметил, что малышам в первую очередь нравятся те предметы, которые они могут вовлечь в сферу своих дей­ствий. Подобного же взгляда придерживается Р. В. Уайт, когда утверждает, что "стремление получить полномо­чия" является одной из самых мощных мотиваций че­ловеческого поведения; он предлагает называть мотивационную сферу приобретения компетентности словом "effectance".

Та же самая потребность находит выражение в языке (я имею в виду английский): у многих детей около полу­тора лет первой фразой становится какой-либо вариант "I do", что означает "я делаю", дети раньше говорят "те" (меня, я), чем "ту" — мой. Ребенок до 18 месяцев нахо­дится в состоянии чрезвычайной беспомощности, и даже позднее он еще сильно зависит от доброжелательности и доброй воли других. Однако с каждым днем ребенок ста­новится самостоятельнее (в то время как взрослые мед­ленно меняют свое отношение к нему) и пытается различ­ными способами привлечь к себе внимание: он орет, хва­тает руками все подряд, заставляет всех вокруг себя кру­титься — все это одно из проявлений активности и воле­изъявления. Чаще всего приходится капитулировать пе­ред превосходящими силами взрослых, но это поражение не остается без последствий. Подрастая, ребенок находит разные возможности отплатить за поражение, при этом он сам осуществляет те самые действия, от которых он страдал, будучи младенцем: если в детстве от него требо­вали подчинения, он стремится господствовать, если его били, он сам становится драчуном, — словом, он делает то, что был вынужден терпеть, или же то, что раньше ему запрещали. Практика психоанализа дает огромный фактический материал, подтверждающий, что многие не­врозы, навязчивые идеи и сексуальные аномалии являют­ся следствием определенных запретов в раннем детстве. Складывается впечатление, что вынужденный переход ре­бенка от пассивной роли к активной (даже если и без­успешный) означает всего лишь попытку залечить еще открытые раны. И этим, возможно, объясняется тот факт, что "запретный плод" так сладок[178].

Притягательной силой обладает не только то, что не было разрешено, но также и то, что было невозможно. Человек явно испытывает глубокую потребность проник­нуть в глубины своего социального и природного бытия, гонимый желанием вырваться из тех рамок, в которые он загнан. Этот порыв, вероятно, играет важную роль: он может толкнуть человека как на подвиг, так и на преступление. Взрослые, так же как и дети, стремятся доказать самим себе, что они способны осуществлять действия. Есть много разных способов такого доказа­тельства: например, у грудного младенца можно вызвать выражение удовольствия, когда его укачивают; каждый знает счастливое чувство, когда тебе улыбается люби­мая, когда ты способен возбудить интерес у собеседника или добиться взаимности в сексе. Того же самого можно достичь в материальном производстве, интеллектуаль­ной и художественной деятельности. Однако та же самая потребность может быть удовлетворена другим путем — когда человек получает власть над другими людьми, когда он проходит через все эмоциональные состояния — от сопереживания до наслаждения их страданиями; когда, например, убийца наблюдает смертельный страх на лице жертвы или когда страна-агрессор завоевывает другую страну и оккупанты разрушают то, что было построено другими. Потребность в действии также находит свое выражение в межличностных отношениях, в отношении к животным, к неживой природе и даже к идеям. В от­ношении к другим людям принципиальная альтернати­ва состоит в том, что человек чувствует себя способным либо вызывать любовь, либо доставлять людям страда­ние, вселять в них ужас. В отношении к вещам альтер­натива состоит в том, что человек стремится либо стро­ить что-то, либо разрушать. Как бы ни были противоположны эти альтернативы, они являются только различ­ными реакциями на одну и ту же экзистенциальную по­требность действовать. Если рассматривать депрессию и скуку, то можно обнаружить богатый материал, доказы­вающий, что нет страшнее муки, чем состояние челове­ка, обреченного на бездействие. Ведь безделье означает полную импотенцию, в которой сексуальная импотен­ция составляет только малую долю. Спасаясь от этих невыносимых ощущении, человек готов испробовать лю­бые средства — от сумасшедшей работы до наркомании, жестокости и убийства.