Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 77 из 140)

Думается, нет нужды доказывать, что не всякий бю­рократ старого образца обязательно является садистом. Только глубокий психологический анализ мог бы пока­зать меру распространенности садизма в этой группе по сравнению с другими категориями служащих. Хочу при­вести только два выдающихся примера: генерал Маршалл и генерал Эйзенхауэр, оба в период второй мировой войны принадлежали к высшему ярусу военной бюрократии и при этом отличались своей заботой о солдатах и полным отсутствием садизма. С другой стороны, целый ряд немец­ких и французских генералов в первую мировую войну проявили бесчеловечную жестокость и с легкостью посы­лали солдат на смерть ради тактических целей.

В некоторых случаях садизм скрывается под маской любезности и показной доброжелательности. Но было бы ошибкой считать, что такое поведение сознательно на­правлено на то, чтобы ввести кого-то в заблуждение, что эта внешняя любезность исключает настоящие чувства. Чтобы лучше понять данный феномен, нужно вспомнить, что психически нормальные люди, как правило, думают о себе хорошо и стараются укрепить это представление у окружающих, демонстрируя, где только возможно, свои человеческие качества. И потому очевидное проявление жестокости ведет к утрате понимания и одобрения со сто­роны окружающих, а то и к полной изоляции. И когда человек встречает полное равнодушие или враждебность, то это надолго вызывает у него непереносимый страх. Хо­рошо известны, например, случаи душевного расстройства бывших нацистов, которые служили в специальных под­разделениях и уничтожили тысячи людей. Многие из тех, кто вынужден был выполнять приказы о массовых убий­ствах, демонстрировали затем психические отклонения, которые так и назвали "профессиональной болезнью"[218].

Я употреблял в связи с садизмом слова "контроль", "господство", "власть", однако нужно отдавать себе отчет в неоднозначности этих понятий. Власть можно пони­мать как господство (т. е. власть над...) или же как свою силу (способность к...). Садист как раз стремится к влас­ти над... ибо у него нет способности иначе реализовать себя, он не способен БЫТЬ. Многие авторы упускают из виду многозначность этих терминов и допускают двусмыс­ленное толкование. Они пытаются протащить похвалу "господству", отождествляя его с могуществом индивида, со способностью к активному действию. Что касается про­блемы контроля, то его отсутствие вовсе не исключает всякую организацию; речь идет лишь о некоторых фор­мах контроля, при которых осуществляется эксплуата­ция и давление и при которых нижестоящий, управляе­мый, не имеет возможности обратного воздействия — про­верки или иного контроля над управляющим. Существу­ет много примеров примитивных обществ, а также совре­менных союзов и групп, где рациональный авторитет ос­нован на реальном (а не подстроенном) одобрении боль­шинства группы, в таких объединениях не формируется стремление к господству.

Тот, кто не способен оказать сопротивление, разумеет­ся, также страдает определенным дефектом характера. Вместо садистских черт у него развиваются черты мазохиста, стремление подчиняться. С другой стороны, пол­ная непритязательность в отношении собственного ли­дерства может привести к формированию таких доброде­телей, как чувство товарищества, солидарность и даже творческое начало. Спрашивается, что хуже: не иметь власти и жить под угрозой порабощения или же обладать властью и оказаться перед опасностью потерять челове­ческий облик? Какое из двух зол больше страшит челове­ка — зависит от его религиозных, нравственных или по­литических убеждений. И буддизм, и иудаизм, и христи­анство предлагают решение, которое диаметрально про­тивоположно современному образу мысли. Так что впол­не закономерно проводить различие между "властью" и "безвластием", но при этом все же всегда есть опасность, которой следует избегать: не надо пользоваться много­значностью терминов ради одновременного служения и Богу, и кайзеру или (что еще хуже) не надо ставить их на одну доску. Богу — Богово, а кесарю — кесарево.

Условия, вызывающие садизм

Вопрос о том, какие факторы приводят к развитию садиз­ма, слишком сложен, чтобы можно было одной книгой дать на него исчерпывающий ответ. Важно с самого нача­ла уяснить следующее: отношения между личностью и окружающим ее миром вовсе не простые и не однознач­ные'. Это связано с тем, что индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, а также целым ря­дом чрезвычайных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды намного сложнее, чем предполагают обычно, и они также играют огромную роль в формирова­нии личности. Как мы уже говорили, общество — чрез­вычайно сложная система. Здесь и классы, и сословия, старые и новые буржуа, новый средний класс, высшие классы (распадающиеся элиты). Проблему урбанизации, принадлежности к той или иной религиозной или другой этнической группе (и многое другое) необходимо учиты­вать при изучении проблемы личности. Исходя из отдель­но взятого изолированного фактора, невозможно понять ни личность, ни общество. Если пытаться провести корреляцию между садизмом и социальной структурой, то сразу же станет ясно, что неизбежен подробный, эмпири­ческий анализ всех факторов. Одновременно следует до­бавить, что власть, с помощью которой одна группа при­тесняет и эксплуатирует другую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть мно­го индивидуальных исключений).

И потому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устра­нена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой, относящейся к расовому, рели­гиозному или сексуальному меньшинству. Если не счи­тать доисторического периода (и нескольких мелких соци­альных систем), то можно утверждать, что мир еще не знает такого состояния. И все же надо сказать, что созда­ние правового порядка, опирающегося на закон и отверга­ющего произвол в отношении личности, — уже шаг впе­ред даже при том, что во многих частях мира, включая США, такое развитие идет непросто и периодически нару­шается "во имя закона и порядка".

Общество, основанное на эксплуатации, предполагает и еще некоторые показатели. Например, оно имеет тен­денцию ущемлять тех, кто находится внизу, ограничи­вать их независимость, целостность, критическое мышле­ние и творческий потенциал. Это не означает, что оно лишает своих граждан всевозможных удовольствий и раз­влечений, только чаще всего эти стимулы скорее тормо­зят, чем способствуют развитию личности. Так, напри­мер, римские императоры питали свой народ публичными зрелищами преимущественно кровавого толка. Современ­ное общество демонстрирует подобные садистские развле­чения с помощью средств массовой информации, вещаю­щих о преступлениях, войнах и жестокостях. Там, где нет ужасающей информации, все равно мало пользы, а гораздо больше вреда (как это мы видим в любой рекламе продуктов, жвачки или курева). Такая "культурная про­грамма" не развивает человека, а способствует только лени и пассивности. В лучшем случае она строится на развлече­ниях и сенсациях, но почти никогда не несет настоящую радость: ибо радость невозможна без свободы. Свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления, т. е. именно то, что так претит анально-садистскому типу личности.

Что касается садизма в каждом отдельном случае, то он коррелирует со среднестатистическим социальным ти­пом, включая индивидуальные отклонения в ту или дру­гую сторону. Индивидуальные факторы, которые способ­ствуют развитию садизма, — это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности (несадистский ребенок может стать садистским подростком или взрослым, если появятся но­вые обстоятельства). К таким обстоятельствам относится все, что вызывает страх, например "авторитарное" нака­зание. Я подразумеваю такой вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно выбирается по усмотре­нию власть имущего и в соответствии с его садистскими наклонностями. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим мо­тивом в его жизни, его чувство целостности может посте­пенно надломиться, а чувство собственного достоинства — рухнуть: если ребенок чувствует себя обманутым, то он теряет чувство самодостаточности и перестает быть "са­мим собой".

Другое обстоятельство, приводящее к утрате жизнен­ных сил, может быть связано с ситуацией душевного об­нищания. Если ребенок не получает положительных сти­мулов, если ничто не будит его, если он живет в безрадост­ной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне "замерзает". Ведь нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия. Такое чувство бессилия не обязательно должно привести к фор­мированию садистского характера; дойдет ли дело до это­го или нет, зависит от многих других факторов. Это, од­нако, одна из главных причин, которая способствует раз­витию садизма как на индивидуальном, так я на обще­ственном уровне.