Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 86 из 140)

Основной девиз генерала заключался в словах: Viva la muerte! (Да здравствует смерть!). И один из его сторонни­ков выкрикнул этот лозунг из глубины зала. Когда гене­рал закончил свою речь, Унамуно поднялся и сказал сле­дующее:

Только что я услышал бессмысленный некрофильский воз­глас: "Да здравствует смерть!" И я — человек, посвятивший свою жизнь формулированию парадоксов, которые нередко вызывали гнев непонимания, — я могу сказать вам как спе­циалист, что этот иноземный парадокс мне претит. Генерал Миллан Астрай — калека, инвалид. Я говорю это без всякого оценочного подтекста. Он получил увечье на войне. Сервантес тоже был калекой. К сожалению, сейчас в Испании много инвалидов, а скоро будет еще больше, если только Бог не придет нам на помощь. Мне больно думать, что генерал Мил­лан Астрай будет диктовать нам свою волю и навязывать всем психологию толпы. Калека, лишенный духовного вели­чия Сервантеса, обычно ищет утешения в том, чтобы увечить и калечить все вокруг себя.

Миллан Астрай не выдержал и воскликнул: "Долой ин­теллигенцию! Да здравствует смерть!" И фалангисты раз­разились восторженными аплодисментами. Но Унамуно продолжал:

Мы находимся в храме. Это храм разума — и я его вер­ховный жрец. А вы осквернили эту священную обитель. Вы одержите победу, ибо на вашей стороне слишком много гру­бой силы и жестокости. Но вы никого не обратите в свою веру. Ибо, чтобы обратить человека, его необходимо убе­дить. А чтобы убедить, нужно иметь то, чего у вас нет: ра­зум и право на борьбу. Я не стану призывать вас подумать об Испании, ибо считаю это бессмысленным. Больше мне нечего сказать[234].

Я заимствовал это понятие у Унамуно и с 1961 г. занялся изучением феномена характерологической некро­филии[235]. Мои теоретические представления я в основном приобрел, наблюдая людей во время сеансов психоанали­за[236]. Дополнительные данные для анализа некрофильско­го характера мне дало изучение известных исторических личностей (например, Гитлера), изучение характера и по­ведения классов и социальных групп. Но как бы ни вели­ка была роль моих собственных клинических наблюде­ний, все же решающий импульс я получил от Фрейда с его теорией влечений. Идея о том, что самые фундамен­тальные силы в структуре личности составляют два вле­чения — одно к жизни, другое к смерти, произвела на меня огромное впечатление; однако теоретическое обосно­вание Фрейда меня не устраивало. Но оно побудило меня взглянуть на клинические данные в новом свете, сформу­лировать по-новому точку зрения Фрейда, таким образом сохранив ее, разумеется, основанной на другом теоретическом фундаменте, на клинических данных, которые, как я позднее покажу, обнаруживают связь с более ранними разысканьями Фрейда относительно анального характера. Итак, некрофилию в характерологическом смысле мож­но определить как страстное влечение ко всему мертво­му, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновре­менно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а так­же исключительный интерес ко всему чисто механи­ческому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей (Курсив мой. — Э. Ф.).

Некрофильские сновидения

Влечение к мертвому, гнилостному, тленному наиболее ясно обнаруживается в свах некрофилов.

Сон 1. "Я сижу в туалете. У меня расстройство желуд­ка и меня «несет» со страшной силой, словно бомба взор­валась и сотрясается весь дом. Я хочу принять ванну, но как только я собираюсь включить воду, я вижу, что ван­на уже полна грязной водой, в которой вместе с нечисто­тами плавают отрезанные рука и нога."

Автор этого сна был ярко выраженным некрофилом, которому подобные сны снились очень часто. Когда ана­литик спросил его, что он при этом испытывал, пациент ответил, что ситуация не вызвала в нем страха; ему было явно неприятно пересказывать свой сон врачу.

Этот сон вскрывает многие элементы, характерные для некрофилии: это тема оторванных частей тела; это связь некрофилии с анальностью (о чем разговор пойдет чуть позже); и наконец, это проблема деструктивности. (Если перевести содержание сновидения с языка символов на язык обычный, то у носителя сна есть такое ощущение, что силой своего поноса он может разрушить весь дом.)

Сон 2. "Я иду навестить друга. Двигаюсь по улице в направлении его дома, который я хорошо знаю. Внезапно сцена меняется. Я нахожусь в сухой пустынной местнос­ти, где нет ни деревьев, ни растений. Очевидно, я продол­жаю искать дом своего друга, но единственное здание, которое я вижу на горизонте, производит странное впечатление, ибо в нем нет ни одного окна. Я вхожу сквозь узенькую дверь внутрь дома и прикрываю за собой дверь. И в этот момент я слышу странный звук, словно кто-то запирает дверь. Я нажимаю на ручку двери, но она не открывается. Мне страшно, и я иду по узкому проходу, а потолки такие низкие, что мне приходится продви­гаться почти ползком. Наконец я оказываюсь в боль­шой затемненной овальной комнате. Она похожа на сво­ды большой могилы. Когда глаза мой привыкли к тем­ноте, я увидел пару скелетов, лежащих на полу. Тут я понял, что это моя могила. Я проснулся с ощущением панического ужаса".

Этот сон почти не нуждается в интерпретации. "Свод", который является могилой, одновременно символизирует материнское лоно. "Дом друга" — это символ жизни. Но наш пациент вместо дороги жизни (визит к другу) выби­рает путь к мертвым. Пустынная местность и могила — это, конечно, символы смерти. Сам по себе этот сон не обязательно указывает на симптомы некрофилии; его мож­но толковать и как символическое выражение страха пе­ред смертью. Однако странно, если человек многократно видит вр сне гробы, мумии и скелеты, т. е. когда фантас­тический мир его снов в основном занят видениями из мира теней.

Сон 3. Речь идет о женщине, которая страдала тяже­лой депрессией. "Я сижу в туалете и освобождаю желудок, но процесс этот бесконечен: нечистоты поднимаются в уни­тазе и, переливаясь через край, заливают крышку, а за­тем и весь пол ванной комнаты. Уровень этой жижи под­нимается все выше — я утопаю...[237] В этот момент я просы­паюсь с ощущением неописуемой мерзости".

У этой женщины вся жизнь превратилась в сплош­ную мерзость, она сама ничего не может произвести, кроме грязи; весь мир ее превратился в помойку, и в смерти она окончательно соединяется с грязным потоком небы­тия. Эта тема встречается в мифе о Мидасе: к чему бы он ни прикоснулся — все превращается в золото, а золото, по Фрейду, находится в символической связи с нечисто­тами[238].

Сон 4. Этот сон приснился Альберту Шпееру 12 сентяб­ря 1962 г., когда он еще находился в тюрьме Шпандау. "Гитлер приезжает с инспекцией на завод. Я еще в долж­ности рейхсминистра, но я беру в руки веник и помогаю вымести мусор из завода. После инспекторской проверки я вижу себя в его машине, где я пытаюсь надеть френч, который я снял перед тем, как подметать, но безуспешно: я не могу попасть в рукав, рука постоянно оказывается в кармане. Мы приезжаем на широкую площадь, окружен­ную правительственными зданиями. С одной стороны я вижу памятник воинам. Гитлер направляется к нему и кладет венок к подножию памятника. Мы входим в мра­морный зал — это вестибюль какого-то официального уч­реждения. Гитлер спрашивает у адъютанта: «Где венки?» Адъютант говорит офицеру: «Вы же знаете, что он теперь повсюду возлагает венки». Офицер одет в светлую, почти белую форму из ткани, напоминающей тонкую перчаточ­ную лайку. Поверх мундира на нем надета широкая на­кидка, украшенная вышивкой и кружевами. Приносят венок. Гитлер переходит на правую половину зала, где расположен еще один памятник воину, у подножия кото­рого уже лежит много венков. Гитлер опускается на коле­ни и запевает скорбную песнь в стиле грегорианского хо­рала, в котором постоянно повторяется распевная строчка "Maria». Стены огромного мраморного зала запол­нены мемориальными досками. Гитлер один за другим кла­дет венки, которые ему подает ретивый адъютант... Ряд мемориальных досок кажется бесконечным, темп его дви­жений ускоряется, а песня и плач звучат все более моно­тонно"[239].

Этот сон интересен по многим соображениям. Он отно­сится к тем снам, в которых человек выражает свои зна­ния о другом человеке, а не свои собственные чувства и желания[240]. И такой взгляд во сне бывает часто более точ­ным, чем впечатление наяву. В данном случае Шпеер в стиле Чарли Чаплина находит выражение для своих пред­ставлений о некрофильском характере Гитлера. Шпеер видит в нем человека, который все свое время тратит на преклонение перед мертвыми, однако все его шаги до пре­дела автоматизированы. Он действует как машина — для чувств здесь места нет. Возложение венков превращается в организованный ритуал, доходящий до абсурда. Но в то же самое время Гитлер возвращается в религиозную веру своего детства и оказывается полностью погруженным в скорбную мелодию песни-плача. Сон заканчивается указа­нием на монотонность и автоматизм траурного ритуала.

Вначале спящему снится ситуация из реальной дей­ствительности, из того периода жизни, когда он был госу­дарственным министром и очень активно брал все в свои руки. Мусор, который он сам выметает веником, возмож­но, символизирует пакость и грязь нацистского режима; а его неспособность попасть в рукав френча — это символи­ческое выражение его чувства беспомощности, бессилия сделать что-либо при этой системе. Здесь происходит пе­реход к главной теме сна, где он узнает, что у него ничего больше в жизни нет, кроме мертвецов и механического некрофила по имени Гитлер.