Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 88 из 140)

Менее явное выражение некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее формах, а также к смерти. Например, бывает, что мать постоянно думает о болезнях своего ребенка и строит мрачные прогнозы о его будущем; во в то же время она не реагирует на благоприятные пере­мены в течении болезни, не замечает ничего нового, что появляется у ребенка, в том числе оживления и радости в его глазах. Тем самым она не наносит ребенку явного ущер­ба, но все же постепенно радость жизни и вера в собствен­ные силы может в нем заглохнуть, он может как бы зара­зиться некрофильской ориентацией матери.

Тот, кому довелось слышать, как общаются друг с дру­гом пожилые люди (из самых разных социальных групп), видимо, не раз обращал внимание на то, что темой разго­вора чаще всего бывают болезнь или смерть. Это связано с целым рядом причин. Для многих людей с ограниченным кругозором болезнь и смерть — главные драматические события жизни, поэтому они и составляют основной пред­мет разговоров наряду с обсуждением семейных новостей. Но есть и совсем иные причины. Бывает, что человек про­являет внезапное оживление и активность, когда речь заходит о чужой болезни или еще каком-либо грустном со­бытии (от финансовых трудностей до смерти). Особый интерес некрофильской личности к мертвым проявляется не только при разговорах, но и при чтении газет. Такие люди в первую очередь интересуются уголовной хрони­кой. Они охотно обсуждают различные аспекты убийств и других смертей, выясняют обстоятельства, причины и след­ствия недавних смертей, прогнозируют, кто теперь на оче­реди, и т. д. Они не пропускают случая сходить в крема­торий и на кладбище... Нетрудно догадаться, что такая "страсть" к похоронам — просто смягченная форма уже описанных выше случаев явного интереса к трупам, мор­гам и могилам.

Сравнительно трудноуловимой чертой некрофильско­го характера является особая безжизненность при обще­нии. Причем здесь дело не в предмете обсуждения, а в форме высказывания. Умный, образованный некрофил может говорить о вещах, которые сами по себе могли бы быть очень интересными, если бы не манера, в которой он преподносит свои идеи. Он остается чопорным, хо­лодным, безучастным. Он представляет свою тему пе­дантично и безжизненно. Противоположный тип харак­тера, биофил, напротив, может говорить о переживании, которое само по себе не очень интересно, но он подает их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. Некрофил действует на группу, как холодный душ или "глушитель" всякой ра­дости, как "ходячая тоска", от присутствия такого чело­века все вокруг испытывают тяжкое ощущение и быстро устают.

Еще одно измерение некрофильских реакций проявля­ется в отношении к собственности и в оценках прошлого. Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т. е. то, чего уже нет, что умерло): учреждения, законы, собственность, традиции, владения. Короче гово­ря, вещи господствуют над человеком; "иметь" господ­ствует над "быть", обладание — над бытием, мертвое — над живым.

В личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет ценности, а резкие перемены восприни­маются как преступление против "естественного, природ­ного" хода вещей[242].

Следующий аспект некрофилии проявляется в отноше­нии к цвету. Некрофилы предпочитают темные тона, по­глощающие свет: черный, коричневый[243]. Это предпочтение проявляется в одежде, в выборе предметов мебели, штор, красок для рисунков и т. д.

Далее — отношение к запахам. Как показывает мате­риал клинических исследований, большая часть некро­филов отличается пристрастием к дурным запахам типа "задохнувшегося" или уже гниющего мяса. Это проявля­ется в двух вариантах. Первый состоит в том, что чело­век откровенно любит запах мочи, кала, застоявшихся нечистот... и с удовольствием заглядывает в вонючие общественные туалеты. Однако более распространен дру­гой вариант пристрастия, при котором желание полу­чить удовольствие от дурных запахов оказывается вы­тесненным. Это приводит к своеобразной реакции, кото­рая доступна наблюдению: человек пытается устранить любую возможность дурного запаха, но он ведет себя так, даже когда на самом деле ничего подобного в его окружении нет. (Это похоже на сверхчистоплотность че­ловека с анальным характером.) Однако так или иначе все некрофилы реагируют на дурные запахи. Как было подмечено, эта заинтересованность нередко проявляется в специфической мимике, напоминающей гримасу "при­нюхивания". Так что некрофила можно распознать и по выражению лица. И хотя такая гримаса не является обязательной для всех, но уж когда она есть, то это, пожалуй, самый надежный признак некрофила. И еще есть одна характерная черта мимики: некрофил практи­чески не умеет смеяться. Его лицо как маска. Ему недо­ступен нормальный, свободный, облегчающий душу смех, его улыбка вымучена, безжизненна, она похожа скорее на брезгливую гримасу. Например, по телевидению мы иногда видим, что у выступающего совершенно непод­вижное лицо; только в начале и в конце речи на его лице появляется подобие ухмылки — какая-то автома­тическая гримаса, символизирующая американский обы­чай "лучезарного" общения. Такие люди не умеют одно­временно говорить и улыбаться, ибо их внимание сосре­доточено обычно на чем-то одном, их улыбка не орга­нична, она появляется будто запланированное действие, как это бывает у плохого актера. Некрофила нередко выдает кожа: ее цвет и "фактура" производят впечатле­ние какой-то "высушенной", неживой "бумажной" по­верхности, и когда мы встречаем человека, о котором хочется сказать, что у него какое-то серое лицо, мы име­ем в виду не то, что он не умывался, а это и есть наше восприятие некрофила...

Некрофильский язык

Прямым проявлением речевой некрофилии является пре­имущественное употребление слов, связанных с разруше­нием или с экскрементами. И хотя слово "дерьмо" сегод­ня вообще-то широко распространено, легко узнать лю­дей, для которых это просто любимое слово, которое они применяют вдоль и поперек. Для примера вспомним 22-лет­него мужчину, у которого главным словом было "дерьмо"; он мог так называть все, что угодно: жизнь, людей, идеи, природу... Сам о себе он говорил с гордостью: "Я мастер по разрушению..."

Во время обследования среди рабочих и служащих Гер­мании мы наткнулись в анкетах на множество разных способов выражения некрофильских наклонностей. Яркой иллюстрацией могут служить ответы на такой вопрос: "Что Вы думаете о женщинах, применяющих губную помаду я косметику?"[244] Многие ответили: "Это буржуазный стиль", или "Это противоречит природе", или "Это негигиенично". Такие ответы просто соответствовали определенным идеологическим установкам. Однако меньшая часть опрошен­ных дала другие ответы. Например, "Косметика — это яд", "Такие женщины выглядят как проститутки". Такие ответы, не имеющие ничего общего с действительностью, как раз и характеризуют личность отвечающего. У всех, ответивших подобным образом, и в других тестах прояви­лись деструктивные тенденции.

Чтобы проверить гипотезу о некрофилии, мы с Майк­лом Маккоби разработали интерпретативную анкету из 12 альтернативно сформулированных закрытых вопросов[245]. Некоторые вопросы были направлены на выявление аналь­ного типа личности, а другие — уже упомянутых призна­ков некрофилии. Маккоби опробовал этот опросник в зондажных испытаниях на шести группах населения (разли­чающихся по классовой и расовой принадлежности, а так­же по уровню образования). Здесь, к сожалению, нет мес­та для подробного описания методики и результатов об­следований. Достаточно сказать, что было установлено следующее:

1. Что действительно существует некрофильский синд­ром, подтверждающий нашу теоретическую модель;

2. Что биофильские и некрофильские тенденции подда­ются измерению;

3. Что эти тенденции явным образом коррелируют с социополитическими значениями[246].

Интерпретация анкет показала, что приблизительно 10-15% опрошенных имеют некрофильскую доминанту. В ходе опросов выяснилось, что многие из этих людей (а также и их семьи) словно прошли полную стерилизацию и живут в совершенно мертвящей атмосфере, лишенные каких-либо радостей.

В этом исследовании мы получили ответы, которые помогли нам установить определенную корреляцию (со­отношение) между характером человека и его взглядами. Эти данные заинтересованный читатель может в пол­ном объеме найти у Маккоби. Я же приведу только один-единственный вывод: "Все опросы показали, что анти­жизненные (деструктивные) тенденции весьма примеча­тельно коррелируют с политическими воззрениями тех лиц, которые выступают за усиление военной мощи стра­ны... Лица с деструктивной доминантой считали при­оритетными следующие ценности: более жесткий контроль над недовольными, строгое соблюдение законов против наркотиков, победное завершение войны во Вьетнаме, контроль над подрывными группами и их действиями, усиление полиции и борьба с мировым коммунизмом".