Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 90 из 140)

Кто-то назвал Маринетти революционером, который порвал с прошлым и открыл новому ницшеанскому сверх­человеку ворота в современность, и потому сам он вместе с Пикассо и Аполлинером стал одной из важнейших сил современного искусства. Я могу по этому поводу возра­зить лишь одно: революционные идеи Маринетти обеспе­чили ему почетное местечко рядом с Муссолини, а затем и с Гитлером. Это как раз тот самый случай переплетения риторических революционных лозунгов с обожествлением техники и деструктивными целями, которые так харак­терны для нацизма. Хотя Муссолини и Гитлер и были бунтарями (особенно Гитлер), но они отнюдь не были революционерами. У них не было по-настоящему твор­ческих идей, и они не произвели каких-либо серьезных преобразований, которые пошли бы на пользу человеку. В них не было самого главного критерия революционно­го духа: любви к жизни, желания служить ее развитию; у них отсутствовала также страстная жажда независи­мости[250].

В первую мировую войну связь техники с деструктив­ностью еще не проявила себя. Самолеты бомбили умерен­но, танки были всего лишь продолжением традиционных форм оружия.

Вторая мировая война внесла одну решающую переме­ну: самолеты стали средством массового уничтожения[251]. Летчики, которые сбрасывали бомбы, вряд ли думали о том, что за несколько минут они убивали тысячи людей. В самолете сидела команда: пилот, штурман и стрелок, а вернее, бомбометатель. Они вряд ли даже отдавали себе

отчет в том, что они имеют дело с врагом, что они убива­ют живых людей. Их задача состояла в том, чтобы обслу­живать сложную машину в точном соответствии с планом полета. На уровне рассудка им, конечно, было ясно, что в результате их действий тысячи, а то и сотни тысяч людей погибают в огне или под обломками, но на уровне чувства они это вряд ли воспринимали; как ни парадоксально это звучит — их лично все это не затрагивало. Именно поэто­му, вероятно, многие из них (даже большинство) не чув­ствовали ответственности за свои действия, которые на самом деле были величайшей в истории жестокостью по отношению к человеку.

Современная война в воздухе следует принципам со­временного автоматизированного производства[252], в кото­ром и рабочие, и инженеры полностью отчуждены от своего труда. В соответствии с общим планом производства и управления они выполняют технические задания, не видя конечного продукта. Но даже если они видят готовую про­дукцию, она их прямо не касается, они за нее не отвеча­ют, она лежит вне сферы их ответственности. От них никто не ждет, что они спросят, что несет эта продук­ция — пользу или вред. Это решают управляющие. Что же касается управляющих, то для них "полезно" все то, что "выгодно" (и что приносит пользу предприятию), а это не имеет ничего общего с объективной оценкой полез­ности продукта. В войне "полезно" то, что служит унич­тожению противника, и решения о том, что в этом смыс­ле полезно, часто принимаются на основе весьма прибли­зительных данных.

Для инженера, как и для пилота, достаточно того, что он получает готовое решение управляющих, и никто не думает, что он может в нем усомниться или даже просто задумается по этому поводу. Когда речь идет об уничтоже­нии сотен тысяч жизней в Дрездене, Хиросиме или Вьетна­ме, ни пилоту, ни другим членам экипажа даже в голову не придет вопрос о военной правомерности (целесообразности) или моральной оправданности выполняемых ими прика­зов; они знают только одну задачу: правильно обслужи­вать свою машину.

Нам могут возразить, что солдат всегда был обязан бе­зусловно подчиняться командиру. Это, конечно, верно, но такой довод упускает из виду момент существенного разли­чия между пехотинцем и летчиком. Первый своим оружием тоже может совершить разрушение, но это же не значит, что он одним движением руки может уничтожить массы людей, которых он никогда в жизни не видел. Можно ска­зать, что и летчик в своих действиях руководствуется тра­дициями воинского долга, чувством патриотизма и т. д. Но это все же не главные мотивы для беспрекословного выпол­нения приказов. Летчики — прекрасно обученные техни­ческие специалисты, которые для четкого и незамедлитель­ного выполнения своих профессиональных функций вовсе и не нуждаются в какой-либо дополнительной мотивации.

Даже массовое уничтожение евреев было организовано нацистами как своеобразный производственный процесс (хотя тотальное удушение в газовых камерах не требовало особо утонченных технических средств). В начале этого процесса проводилось обследование жертвы с точки зре­ния ее способности к полезному труду; тот, кто не попа­дал в эту категорию, отправлялся в газовую камеру якобы для санитарной обработки. Одежду, ценности и другие пригодные к употреблению вещи (волосы, золотые корон­ки и т. д.) снимали, сортировали и "снова запускали в производственный процесс"; в камеру подавали газ, после чего трупы сжигали. "Обработка" жертв проходила рацио­нально и методично, палачам не видны были смертные муки, они участвовали в осуществлении политико-эконо­мической программы, программы фюрера, однако между тем, что они делали, и непосредственным собственноруч­ным убийством все-таки еще оставалась какая-то дистан­ция, может быть, всего лишь один шаг[253].

Конечно, человеку необходимо закаливать свое сердце, если он не хочет, чтобы его волновала судьба людей, ко­торых он недавно видел, участвовал в обсуждении их судьбы, а затем был свидетелем их уничтожения во время бомбардировки города. Однако, невзирая на все различия, фактически обе ситуации имеют и нечто общее: автома­тизм деструктивности, в результате которого практически устраняется реальное осознание того, что происходит. Когда процесс уже необратим» для деструктивности не остается никаких преград, ибо никто ведь и не разрушает, просто каждый выполняет свою функцию по обслуживанию ма­шины в соответствии с программными (и, видимо, разум­ными) целями.

Если эти рассуждения об автоматически-бюрократиче­ском характере современной деструктивности верны, то не опровергают ли они моей главной гипотезы о некрофильском характере духа тотальной техники (идеологии всеобщей автоматизации)? Может быть, более правильно сделать та­кое допущение, что человек технического века страдает не столько от страсти к разрушению, сколько от тотального отчуждения; может быть, уместнее описывать его как не­счастное существо, которое ничего не чувствует — ни люб­ви, ни ненависти, ни жалости к разрушенному, ни жажды разрушать; это уже и не личность, а просто автомат?

На такой вопрос ответить нелегко. Нет сомнения, что у Маринетти и Гитлера, как и у тысяч нацистских карате­лей, а также надзирателей сталинских концлагерей, ос­новным мотивом поведения была жажда разрушать. Но можно ли сказать, что это были современные типы "тех­нотронного" общества? Или это были представители "ста­ромодного" образца? Имеем ли мы право оценивать "дух технотронного" века с точки зрения некрофильских тен­денций?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вне­сти ясность в некоторые проблемы, которых я еще пока не касался. И первая из них — это проблема соотношения (связи) между анально-накопительским характером и не­крофилией.

Данные клинических исследований, а также изучение снов некрофильских личностей показали, что в каждом слу­чае имеют место проявления анального характера. Мы уже видели, что озабоченность проблемой очищения желудка или увиденные во сне экскременты есть символическое вы­ражение интереса ко всему гнилому, разлагающемуся, во всяком случае к не живому. Правда, "нормальный" анально-накопительский характер хоть и нельзя назвать жизне­радостным, но он все же не обязательно является некро­фильским. Фрейд и его сотрудники продвинулись в изуче­нии этой проблемы еще на один шаг: они установили, что часто анальному характеру (нередко, хоть и не всегда) со­путствует садизм. Такое соединение встречается чаще всего у людей не просто накопительского типа, а именно у тех, кто отличается особым нарциссизмом и враждебностью к другим. Но даже садисты все-таки способны к сосущество­ванию; они стремятся властвовать над другими людьми, но не уничтожать их. Следующая ступень враждебности нар­циссизма и человеконенавистничества — это уже некрофи­лия. У некрофила одна цель — превратить все живое в неживую материю; он стремится разрушить все и вся, вклю­чая себя самого; его врагом является сама жизнь.

Таким образом, мы выдвигаем следующую гипотезу. В аномальном развитии личности просматривается такая последовательность: "нормально"-анальный характер — садистский характер — некрофильский характер. В этой последовательности четко улавливается нарастание нар­циссизма, враждебности и деструктивности (хотя, конеч­но, в данном континууме имеется огромное многообразие вариантов). Суть нашего предположения состоит в том, что некрофилию можно определить как злокачественную форму проявления анального характера.

Но если бы связь между анальным характером и не­крофилией была столь простой, как я изобразил на схе­ме, то была бы совершенно очевидна теоретическая не­полноценность всей конструкции. Эта связь вовсе не так проста и прозрачна. Анальный тип личности, столь ха­рактерный для буржуазии XIX в., все реже и реже встре­чается в тех слоях населения, которые заняты сегодня в экономически наиболее прогрессивных сферах производ­ства[254]. И хотя феномен тотального отчуждения у боль­шинства американского населения пока не фиксируется официальной статистикой, однако такое отчуждение в пол­ной мере присуще экономически наиболее передовому классу, который олицетворяет собой ту самую перспективу общественного развития, на которую ориентируется об­щество в целом. И в самом деле, новый тип человека и его характер не умещаются в рамки старой типологии: их нельзя квалифицировать в терминах орального, анально­го или генитального характера. Я в свое время пытался найти для этого нового типа обоснование в терминах мар­кетинга; я так и назвал его "Marketing-Charakter" — ры­ночная личность.