Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 94 из 140)

При рождении и некоторое время спустя у ребенка сохраняется такая связь с матерью, которая не выходит за рамки нарциссизма (несмотря на то, что вскоре после рождения ребенок начинает проявлять известный инте­рес к другим предметам и реагировать на них). И хотя с точки зрения физиологии он существует сам и незави­сим, но психологически он продолжает до известной сте­пени вести внутриутробную жизнь, т. е. зависеть от ма­тери: она его кормит, ухаживает за ним, поощряет, дает ему то самое тепло (физическое и духовное), которое со­вершенно необходимо ребенку для здорового роста. В процессе дальнейшего развития связь ребенка с матерью становится более осознанной и нежной; мать теперь для ребенка не просто "среда обитания", продолжение его внутриутробного существования; она превращается в лич­ность, к которой ребенок испытывает душевное тепло. В этом процессе ребенок сбрасывает свою нарциссическую оболочку: он любит мать, хотя этой любви еще пока не хватает масштаба и она не соразмерна с любовью мате­ри; в этой любви мало равноправия, ибо она еще сохра­няет характер зависимости. Когда же мальчик созревает и у него появляются сексуальные эмоции (по Фрейду — это "фаллический период"), нежность к матери усилива­ется и получает дополнительный оттенок эротического влечения. По правде говоря, сексуальная привлекатель­ность матери — не такая уж редкость. Как сообщает сам Фрейд[264], сексуальные желания мальчика пяти лет могут быть амбивалентными: ему "нравится" своя мама и од­новременно ему "нравится" девочка его возраста. В этом нет ничего удивительного, и давно доказано, что сексу­альное влечение довольно непостоянно и не фиксирова­но жестко на одном объекте; то, что способно усилить притягательность конкретной личности и сделать ее дли­тельной и стойкой, связано с областью эмоций (а глав­ное — с ощущением своей способности удовлетворить желание партнера). Там, где привязанность к матери продолжается и после полового созревания и сохраняется на всю жизнь, причину этой любви следует искать только в эмоциональной близости'[265]. Эти узы потому столь сильны, что они отражают основную реакцию человека на условия своего бытия (на экзистенциальную ситуа­цию, суть которой состоит в том, что человек вечно меч­тает вернуться в тот "рай", где не существует "погранич­ных" ситуаций, где нет мучительных дихотомий бытия, где человек, еще не имея самосознания, не должен тру­диться, не должен страдать, а может жить в гармонии с природой, с миром и с самим собой), С возникновением сознания у человека появляется новое измерение: изме­рение познания добра и зла. И тогда в мир приходит противоречие, а в жизнь человека (и мужчины, и жен­щины) — проклятие. Человек изгнан из рая, отныне путь туда ему заказан. Надо ли удивляться, что его нико­гда не покидает желание вернуться туда, хотя он "зна­ет", что это невозможно, ибо он несет на себе бремя человечества[266].

В том, что мальчик чувствует и эротическое влечение к матери, есть некая хорошая примета. Это означает, во-первых, что мать стала для него значимой фигурой, лич­ностью, женщиной, а во-вторых, что мальчик — это уже маленький мужчина. Особенно активное половое влече­ние можно интерпретировать как бунт (возмущение) про­тив пассивной зависимости раннего детства. В ситуаци­ях, когда инцестуозная связь с матерью продолжается и в период полового созревания[267], а может быть, и всю жизнь, мы имеем дело с невротическим синдромом: такой мужчина оказывается в пожизненной зависимости от сво­ей матери или ее ипостасей; в поисках беззаветной любви он робеет перед женщинами и ведет себя как ребенок, даже когда его собственные интересы требуют взрослого поведения.

Причиной такого развития часто бывает отношение матери, которая, безмерно любя своего маленького сына, по разным причинам балует его сверх всякой меры — на­пример, оттого, что не любит своего мужа и переносит всю нежность на своего сына. Она гордится им как своей соб­ственностью, любуется и восхищается (вариант нар­циссизма), а желая как можно крепче привязать к себе, она излишне опекает и оберегает его, восторгается и осы­пает подарками[268].

То, что имел в виду Фрейд, и то, что он связывал с понятием Эдипова комплекса, — это теплое, нежное, не­редко эротически окрашенное чувство привязанности к матери. Такой тип инцестуозной фиксированности встре­чается очень часто, но есть и другой тип, менее распрост­раненный и более сложный с точки зрения набора призна­ков. Я считаю, что этот тип инцестуозного влечения мож­но назвать злокачественным, ибо мне кажется, что он свя­зан с некрофилией; согласно моей гипотезе, такая мания является самым ранним истоком некрофилии.

В данном случае я говорю о детях, которые не прояв­ляют никакой эмоциональной привязанности к матери, которые не могут и не стремятся вырваться из оболочки своей самодостаточности. Самую крайнюю форму такой самодостаточности мы встречаем у детей с синдромом аутизма[269].

Такие дети не могут расколоть скорлупу нарциссизма. Мать никогда не становится для них объектом любви; и вообще у них не формируется эмоциональное отношение к кому бы то ни было. О таком человеке можно сказать, что он просто не видит других людей, он смотрит как бы "сквозь" них, словно это неодушевленные предметы; к ме­ханическим игрушкам он проявляет даже больше интере­са, чем к живым людям.

Если представить себе детей с синдромом аутизма на одном полюсе континуума, то на другом его полюсе мы можем разместить детей, у которых в полной мере развито чувство любви и привязанности к матери и к другим лю­дям. Тогда была бы оправдана гипотеза, что в рамках этого континуума мы встретим детей, которые хоть и не полностью аутичны, но имеют определенные черты аутиз­ма, хоть и не столь очевидные. Возникает вопрос: а как проявляется инцестуозная фиксированность на матери у таких детей, близких к аутизму?

У таких детей никогда не развивается чувство любви к матери (ни нежное, ни эротическое, ни сексуальное). Они просто никогда не чувствуют тяготения к ней. То же са­мое имеет место в более поздний период: они не ищут для влюбленности женщин, напоминающих мать. Для них мать — только символ, скорее фантом, чем реальная лич­ность. Она представляет собой символ Земли, родины, крови, расы, нации, истока, корня, первопричины... Но одновременно мать — это символ хаоса и смерти; она несет не жизнь, а смерть, ее объятия смертельны, ее лоно — могила. Тяга к такой Матери-смерти не может быть влечением любви. Здесь вообще не подходит обыч­ное психологическое толкование влечения как чего-то пре­красного, приятного и теплого. Здесь речь идет о каком-то магнетизме, о мощном притяжении демонического харак­тера. Тот, кто привязан к матери злокачественными инцестуозными узами, остается нарциссом, холодным и равно­душным: он тянется к ней так же, как к магниту металл; она влечет его, как море, в котором можно утонуть[270], как земля, в которой он мечтает быть похороненным. А при­чиной такого мрачного поворота мыслей скорее всего является состояние неумолимого и невыносимого одино­чества, вызванного нарциссизмом: раз уж для нарцисса не существует теплых, радостных отношений с матерью, то по крайней мере одна возможность к сближению с ней, один путь ему не заказан — это путь к единению в смерти.

В мифологической и религиозной литературе мы встре­чаем достаточно много материала, иллюстрирующего двойственный характер роли матери: с одной стороны, богиня созидания (плодородия и т. д.), а с другой — богиня разрушения. Так, Земля, из которой сотворен человек, почва, на которой произрастают все деревья и травы, — это место, куда возвращается тело после смер­ти; лоно Матери-земли превращается в могилу. Класси­ческий пример двуликой богини — индийская богиня Кали, которая одновременно является богиней жизни и богиней разрушения.

В период неолита тоже были такие двуликие богини. Я не стану приводить длинный ряд примеров двойственнос­ти богинь, ибо боюсь, что это может увести нас слишком далеко. Но все же не могу не упомянуть об одном обстоя­тельстве, показывающем именно двойственность материн­ской функции: я имею в виду двуликость материнского образа в сновидениях. Хотя во многих снах мать предста­ет добрым и любящим существом, все же многим людям она является в виде символической угрозы: как змея, хищ­ный зверь (лев, тигр или даже гиена). На опыте своей клинической практики я могу утверждать, что у людей гораздо чаще встречается страх перед разрушающей силой матери, чем перед карающим отцом (или угрозой кастра­ции). Складывается впечатление, что угрозу, исходящую от отца, можно "отвести", смягчить ценой послушания (покорности), зато от деструктивности матери нет спасе­ния. Ее любовь невозможно заслужить, ибо она не ставит никаких условий; но и ненависти ее невозможно избежать, ибо для нее также нет "причин". Ее любовь — это милость, ее ненависть — проклятие, причем тот, кому они предназначены, не в силах ничего изменить, от него это просто не зависит. В заключение следует сказать, что нормальные инцестуозные узы — это естественная переходная стадия в развитии индивида, в то время как злокачественные ин­цестуозные влечения — патологическое явление, которое встречается там, где развитие нормальных инцестуозных связей оказалось каким-то образом нарушено. Злокачествен­ные инцестуозные узы я гипотетически считаю одним из самых ранних, если не главным корнем некрофилии[271].

Такое инцестуозное тяготение к мертвому (там, где оно имеет место) — это страсть, которая противоречит всем остальным влечениям и импульсам человека, направлен­ным на борьбу за сохранение жизни. Потому это влечение возникает в самой глубине бессознательного. Человек с таким злокачественным инцестуозным комплексом будет пытаться компенсировать его ценой менее деструктивных проявлений в отношении других людей. Такого рода по­пыткой можно считать удовлетворение нарциссизма или в садистском подчинении другого человека, или, наоборот, в завоевании безграничного восхищения собой. Если жизнь складывается так, что у подобного человека есть сравни­тельно спокойные способы удовлетворения нарциссизма — успех в работе, престиж и т. д., то деструктивность в интенсивной форме может у него никогда открыто не про­явиться. Если же его преследуют неудачи, то обязательно обнаруживают себя злокачественные тенденции, и жажда разрушения и саморазрушения становится в его жизни ведущей.