Смекни!
smekni.com

Для широкого круга заинтересованных читателей (стр. 99 из 140)

Биограф рисует нам портрет авторитарной личности, довольно сурового отца, но вовсе не жестокого тирана. Однако Адольф боялся отца, и этот страх мог стать од­ной из причин его недостаточной самостоятельности, о которой мы еще услышим. Однако авторитарность отца нельзя рассматривать вне связи с другими обстоятель­ствами; если бы сын не настаивал, чтобы его оставили в покое, если бы он проявлял больше чувства ответствен­ности, то, возможно, и с таким отцом установились бы дружественные отношения, ведь отец желал сыну добра и вовсе не был деструктивной личностью. Так что заключе­ние о "ненависти к авторитарному отцу" в значительной мере является преувеличением, это своего рода клише, как и Эдипов комплекс.

Так или иначе, а пять лет мальчик проучился в народ­ной (начальной) школе без проблем. Он был, вероятно, умнее многих одноклассников, учителя к нему лучше от­носились (из почтения к социальному статусу семьи), и он получал самые хорошие оценки, не прилагая к тому особых усилий. Таким образом, школа не стимулировала его к успеху и не нарушала его строго сбалансированную сис­тему компромиссов между приспособлением и бунтом.

Нельзя сказать, что к концу этого периода наметились явные ухудшения. Но есть и некоторые тревожные симп­томы: ему не удалось преодолеть нарциссизм раннего дет­ства; он не приблизился к реальности, а оставался в мире фантазий; он жил в иллюзорном царстве свободы и влас­ти, а мир реальной деятельности был от него далек и мало интересовал его. Первые школьные годы не помогли ему перерасти инфантильности раннего детства. Но внеш­не все пока было благополучно, и дело не доходило до открытых конфликтов.

Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)

Поступление Гитлера в реальное училище (среднюю шко­лу) и первые годы после смерти отца явились решающим поворотным пунктом в негативном развитии его характе­ра и усилили тенденцию формирования злокачественных черт этой личности.

Важными событиями, произошедшими за 3 года до смер­ти отца в 1903 г., были:

1) его проблемы в реальном училище;

2) конфликт с отцом, настаивавшим на том, чтобы он стал государственным чиновником;

3) факт, что он все больше погружался в фантастиче­ский мир своих игр.

В своей книге "Майн кампф" ("Моя борьба") сам Гит­лер дает убедительное объяснение этому, чтобы тем са­мым оправдать себя. Он, свободный и независимый чело­век, не мог допустить и мысли о том, чтобы состоять на государственной службе. Для него лучше быть художни­ком. Поэтому он восстал против школы и забросил свои занятия, чтобы вынудить отца разрешить ему стать ху­дожником.

Однако если мы тщательно рассмотрим известные нам факты, то получим совершенно иную картину:

1) то, что он плохо учился в школе, объясняйтесь це­лым рядом причин, на которых мы остановимся ниже;

2) его идея стать художником была, в сущности, выра­жением его неспособности к любому виду работы, требую­щей дисциплинированности и приложения усилий;

3) конфликт с отцом заключался не только в его отка­зе стать государственным чиновником, а и в том, что он постоянно прятался от всех требований реальной жизни.

То обстоятельство, что он потерпел неудачу в реальном училище, не подлежит сомнению, и к тому же это отмече­но очевидными фактами. Уже на первом году учебы он учился так плохо, что был оставлен на второй год. В следующем году, чтобы перейти в третий класс, он дол­жен был сдавать экзамены по некоторым предметам. В четвертый класс его перевели с условием, что он уйдет в другую школу. По этой причине он поступил в государ­ственное высшее реальное училище в Штейре, однако еще до окончания 4-го класса решил, что последний, пятый, класс он посещать не будет. Одно событие в конце послед­него года обучения имело, возможно, некий символический смысл. Получив аттестат, он пошел со своими товарища­ми в трактир выпить вина. Дома он обнаружил, что поте­рял свой аттестат. Он еще придумывал, как бы это объяс­нить, как вдруг его вызвали к директору училища. Аттес­тат нашли на улице: он использовал его как туалетную бумагу. Как бы ни был он пьян, в этом поступке символи­чески выражается его ненависть и презрение к школе.

Некоторые причины неудач Гитлера в реальном учили­ще более понятны, чем другие. Так, например, ясно, что в народной школе он многих превосходил, поскольку по своим способностям был выше среднего уровня. Он обла­дал талантом и красноречием, ему не надо было прила­гать каких-то усилий, чтобы превзойти своих одноклассников и получить отличные отметки. В реальном училище, напротив, ситуация была иной. Здесь средний уро­вень интеллекта учащихся был выше, чем в народной школе. Уровень образованности учителей был выше, а требования — строже. Да и его социальное происхожде­ние не производило на учителей никакого впечатления; оно было не лучше, чем у других учеников, т. е. чтобы 4 иметь успех в реальном училище, нужно было действительно работать. Эта работа не была изнурительной, но все же была сложнее, чем привык делать молодой Гитлери на что он был способен. Для крайне самовлюбленного подростка, который, не прилагая каких-либо усилий, имел успех в народной школе, новая ситуация, по-видимому, была шоком. Это был вызов его самолюбию и доказатель­ство того, что он не может справиться с действительнос­тью так, как он это делал раньше.

Подобная ситуация, когда у ребенка после успешной учебы в народной школе возникают трудности на новом месте, встречается нередко. Часто она заставляет ребенка изменить свое отношение к учебе, преодолеть, хотя бы частично, свою инфантильность и приложить старание к учебе. Но на Гитлера эта ситуация все же не оказала по­добного воздействия. Вместо того чтобы приблизиться к действительности, он еще больше ушел в свой мир фанта­зии и избегал тесных контактов с людьми.

Если бы его неудачи в высшем реальном училище объяс­нялись тем, что большинство изучаемых там предметов его не интересовало, то над теми предметами, которые ему нравились, он работал бы прилежно. Этого не произошло, доказательством чему может служить тот факт, что он не старался изучить даже немецкую историю, хотя этот пред­мет его воодушевлял и волновал. (Хорошие оценки он получал только по рисованию, но так как он обладал ху­дожественным даром, то ему и не нужно было прилагать усилий.) Эта гипотеза однозначно подтверждается тем фак­том, что он и в более поздний период своей жизни не был способен к труду, требующему усилий, ни в одной облас­ти; единственное, что его действительно интересовало, была архитектура. Мы еще будем говорить о неспособнос­ти Гитлера к систематической работе: он работал только под давлением срочной необходимости или в порыве стра­сти. Я упоминаю об этом здесь, чтобы подчеркнуть, что его неудачи в реальном училище нельзя объяснить его "художественными" интересами.

В эти годы Гитлер еще больше отошел от действитель­ности. В сущности, он никем не интересовался — ни сво­ей матерью, ни своим отцом, ни своими братьями и сест­рами. Он вспоминал о них лишь тогда, когда возникала необходимость, и для того, чтобы его оставили в покое. Он не тратил на них душевных сил. Его единственным, страстным интересом были военные игры с другими детьми, причем он был руководителем и организатором. В то вре­мя как для мальчика от девяти до одиннадцати лет эти игры вполне подходили, для подростка, посещавшего ре­альное училище, такое пристрастие было странным. Ха­рактерна одна сцена во время его конфирмации в возрасте 15 лет. Один из членов семьи устроил небольшой дружес­кий вечер в честь конфирманта, однако Гитлер был недо­волен и раздражен и при первой же возможности убежал из дому, чтобы поиграть с ребятами в войну.

Военные игры выполняли несколько функций. Они да­вали ему чувство удовлетворения в том, что он обладал силой убеждения и мог заставить других подчиняться ему. Они укрепляли в нем нарциссизм, и прежде всего они пе­ремещали центр его жизненных интересов в фантастиче­ский мир, тем самым способствуя тому, что он все больше отходил от действительности, от реальных людей, реаль­ных достижений и реальных знаний. Эта склонность к миру фантазии нашла яркое выражение в его страстном интересе к романам Карла Мэя. В Германии и Австрии практически все мальчишки зачитывались повестями это­го писателя. Восхищение Гитлера его рассказами было для ученика последних классов народной школы вполне нормальным, но Смит пишет следующее:

В последующие годы дело приобрело более серьезный от­тенок, так как Гитлер никогда не утратил интереса к расска­зам Карла Мэя. Он читал его в юношеском возрасте и в 20-30 лет. Даже будучи уже рейхсканцлером, он все еще восхи­щался писателем и еще раз прочитал серию рассказов об аме­риканском Западе. Он никогда не скрывал своего восторга перед его книгами. В "Застольных беседах" он превозносит Мэя и рассказывает, сколько радости он испытывает, читая его книги. Он почти с каждым говорил о Мэе — с руководите­лем отдела печати, с секретаршей, с камердинером и с товари­щами по партии.

Я бы все же иначе интерпретировал этот факт, нежели Смит. Он полагает, что восхищение Гитлера романами Карла Мэя было для него таким счастливым событием, что "он взял их с собой в период своего трудного полового созревания".

В какой-то мере это верно, однако я думаю, что здесь упускается очень важный момент. Увлечение романами Мэя следует рассматривать в связи с военными играми Гитлера и как возможность для выражения его фантасти­ческого мира. То, что он из детства и юности перенес свое увлечение книгами Мэя во взрослую жизнь, позволяет предположить, что они были для него бегством от реаль­ности, выражением нарциссизма, когда центром мира ока­зывался он сам: Гитлер, фюрер, борец и победитель. Ко­нечно, у нас нет убедительных доказательств. Но если сопоставить поведение Гитлера в молодые годы с фактами его последующей жизни, то вырисовывается вполне опре­деленная модель поведения; он нарцисс — человек, счи­тающийся только сам с собой, для которого мир фанта­зии был реальнее, чем сама реальность. Если мы вспом­ним, что еще в 16 лет молодой Гитлер жил в своем фан­тастическом мире, то возникает вопрос: как удалось это­му мечтателю, думающему только о себе, стать властели­ном Европы — хоть и на короткое время? Подождем с ответом на этот вопрос, а пока продвинемся немного даль­ше в нашем анализе развития и становления личности Гитлера.