Смекни!
smekni.com

Отравленные города (стр. 9 из 18)

Специальное совещание экспертов по переоценке канцерогенного риска диоксинов состоится в феврале 1997 г. в Лионе, Франция.


4. ДИОКСИНОВАЯ "АГРЕССИЯ" В РОССИИ:

ЦЕЛЬ - ЧЕЛОВЕК

"... общее количество выброшенных в окружающую среду диоксинов и диоксиноподобных соединений так велико, что уже заразило всю популяцию этим чрезвычайно токсичным веществом до такого уровня, который может приводить к многочисленным серьезным расстройствам здоровья."

Б. Коммонер

4.1. Преступное бездействие

В СССР диоксиновая проблема десятки лет оставалась в ведении Министерства обороны и КГБ, Только в конце восьмидесятых годов в прес­су просочились первые, носящие весьма отрывочный характер, сведения о загрязнении диоксинами территории Советского Союза.

В 1989 г. в докладе, подписанном представителем Правительства СССР В.А. Дурасовым, председателем КГБ В.А. Крючковым и академиком Д.А. Осипьяном, приводились следующие данные о состоянии здоровья населения в связи с воздействием химических факторов и, в первую оче­редь, диоксинов:

"Средняя продолжительность жизни в СССР меньше, чем в ведущих странах мира. Увеличилось число больных с впервые установленным ди­агнозом новообразований. Установлен значительный рост специфических аллергических заболеваний, связанных с химическим и биотехнологичес­ким загрязнением атмосферного воздуха. Вызывает особые опасения со­стояние здоровья подрастающего поколения. По данным обследования, абсолютно здоровые школьники составляют не более 20%, а в старших классах - 14%. В несколько раз возросло количество врожденных уродств. Возрастает число случаев спонтанного прекращения беременности. Гено­фонд страны находится в опасности. Недостаточное внимание к проблеме диоксина способствовало к чрезмерному развитию технологий, поставля-


ющих диоксин в природу, закупкам несовершенных технологий за рубежом. Это привело к загрязнению токсичными веществами больших территорий в аграрном секторе и появлению диоксинов в продуктах питания, загрязне­нию водоемов и выбросам этих ксенобиотиков в воздушное пространство".

Преступная боязнь властей обнародовать факты диоксиновой "агрес­сии" в нашей стране на десятилетия затормозила создание системы конт­роля за источниками поступления диоксинов в окружающую среду. Сколь­ко-нибудь систематические исследования загрязнения этими ядами и их влияния на здоровье населения в России не проводились, да и не могли проводиться. Именно поэтому подлинные масштабы диоксиновой опасно­сти в России остаются неизвестными до сих пор. И это не смотря на то, что в начале девяностых годов секретность с диоксиновой проблемы теорети­чески снята.

Из-за отсутствия в медицинских и санитарных учреждениях необходи­мого для контроля диоксинов и диоксиноподобных соединений оборудова­ния ни население, ни природоохранные структуры, ни местная администра­ция не могут получить представления о реальных масштабах опасности.

По данным Минприроды РФ, на сегодняшний день в России только семь лабораторий могут более или менее качественно провести анализ на содержание диоксинов и диоксиноподобных веществ.

До сих пор не утвержден полный перечень предельно-допустимых концентраций для ПХДД, ПХДФ, ПХБ, ПВХ и т.д. По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям и Минприроды РФ, никаких законодательных актов, запрещающих производство, транспортировку и хранение таких опас­ных веществ, как ПХБ, не существует. Для сравнения приведем тот факт, что Конгрессом США еще в 1976 г. был установлен запрет на производство ПХБ - единственный вид хлорсодержащей продукции, которую он когда-либо запрещал.

Несмотря на то, что из одного правительственного документа в другой кочует фраза о том, что "последствия диоксиновой опасности для генофон­да нации, растительного и животного мира непредсказуемы", власти не предпринимают никаких практических действий.

Отсутствие государственного контроля приводит к тому, что диоксино-опасные предприятия продолжают выбросы этих суперэкотоксикантов в окружающую среду.

Ни одно диоксиногенное производство в России до сих пор не оста­новлено решением федеральных властей, а те, что прекращают свою дея­тельность под давлением местной администрации и общественности, ос­тавляют после себя обширные загрязненные территории.

Наглядное представление о широком распространении в России про­изводств, которые могут выбрасывать диоксины дает список предприятий.


который впервые подготовлен специалистами Гринпис (см. приложение 1). Гринпис также подготовил карту плотности размещения подобных произ­водств, которая хоть и не дает представления об уровнях загрязнения, но все же позволяет выявить регионы, наиболее подверженные диоксиново-му воздействию. Это, в первую очередь, Поволжье, Урал, Москва, Санкт-Петербург. Так, на долю Поволжья приходится около половины выявлен­ных Гринпис диоксиноопасных предприятий.

4.2. Отравленные города

В 1994 г. Гринпис России провел экспедицию по Верхней Волге. Це­лью этого мероприятия было получение достоверной информации о каче­стве волжской воды. В числе прочих, были проведены исследования со­держания полихлорбифенилов в донных отложениях в Волге и ряде рек ее бассейна, что может позволить определять количественное содержание в них диоксинов.

Поскольку в России не установлены ПДК на содержание ПХБ в дон­ных отложениях, для оценки выявленного загрязнения проводилось срав­нение с существующими ПДК для содержания ПХБ в воде и почве (эти данные не могут в полной мере охарактеризовать уровень загрязнения). * Ярославль


В районе Ярославля содержание ПХБ в донных отложениях от 7 до 63 раз превышает предельно-допустимые концентрации для почв и в 42-380 раз - для воды. Поскольку в районе, где отбирались пробы, имеются подводные выпуски нескольких предприятий, определить точно, в стоках какого конкретного предприятия присутствуют высокие концентрации ПХБ, не представляется возможным,

ПО "Лакокраска"- один из наиболее опасных потенциальных загрязнителей р.Волги в районе В.Ярославля. Май 1994 г. © Greenpeace /Edwards.

* Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде уровень загрязнения окружающей среды ПХБ также значительно превышает нормы. Это обусловлено деятельностью мно­жества предприятий, расположенных в черте города. Одно из них, нанося­щее не самый большой вред окружающей среде - АО "Этна" ("Этна" - ме­таллургическое предприятие, выпускающее различный автомобильный крепеж). Результаты анализов проб донных отложений реки Ржавки, выте­кающей с территории завода, показали наличие в них 13 самых токсичных изомеров ПХБ (таблица 4.1).

Таблица 4.1

Сравнительное содержание токсичных изомеров ПХБ в донных

отложениях р. Ржавка.

Берега р.Ржавки, покрытые толстым слоем извлеченных из ее русла донных отложений, содержащих ПХБ. Май 1994 г. © Greenpeace / Усов.

Изомер

Концентрация, мкг/кг

ПХБ-18

306,3

ПХБ-28

1029

ПХБ-31

149,7

ПХБ-49

183,1

ПХБ-52

231,1

ПХБ-101

130,8

ПХБ-105

62,2

ПХБ-110

151,3

ПХБ-118

15,5

ПХБ-138

139,6

ПХБ-153

152,4

ПХБ-156

11,4

ПХБ-180

9

Сумма

1534,4

Суммарная концентрация ПХБ в донных отложениях превышает ПДК для почв

в 43 раза, а ПДК для воды - в 257 раз.

Ржавка впадает в Оку и далее в Волгу. Если процесс сброса высо­котоксичных отходов оставить бес­контрольным (каковым он сейчас и является), обширные территории