Многое говорит и само название. Иван Алексеевич Бунин назвал его так, чтобы оно выражало посвящение стихотворения своей стране, благодарность ей.
Родину нужно любить, какой бы она ни была: нищей, убогой, слишком простой, без прикрас – именно об этом говорит нам поэт. Ведь Родина – она одна, но всё-таки самая лучшая, любимая.
В основу стихотворения легло выражение «Родина – мать», ведь лирический герой является сыном своей страны, да и сам Бунин очень дорожил Россией.
Стихотворение поделено на три четверостишья и, несмотря на краткость строк и их лаконичность, они выражают многое.
В первой строфе рассказывается о глумлении, издевательстве над родиной, её простотой и бедностью. Его родина «усталая, робкая и
печальная» – тройной эпитет, это излюбленный бунинский приём, который
помогает усилить восприятие предмета ( Родины).
Обращение «о, родина» показывает читателю безмерное восхищение этой страной, и пусть она неприметна и невзрачна, но она слишком дорога для него. А те, кто не может понять этого «корят» её «убогим видом чёрных хат».
Невероятные сочетания находит Бунин! В этой строке – неимоверное страдание, печаль и, вместе с тем, нежная любовь, которые нельзя было бы передать другими словами. Ключевое слово здесь – «убогий». Бунин так метко подбирает необходимые слова, которые как будто режут острым лезвием по сердцу так, что след остаётся если не навсегда, то очень надолго.Остальные строфы противопоставлены первой. В них Бунин называет родину матерью. А что может быть дороже, чем мать?
Бунин использует много высоких слов: «о, родина», «глумятся», «корят». Этим он хочет показать высоту своих чувств и искреннее, глубокое возмущение происходящим.
Это стихотворение вобрало в себя всю боль и скорбь, всю силу России и почтительное отношение её замученному народу. Я думаю, что один из сквозных мотивов этого стихотворения – вера в будущее. Поэт рисует убитую нищетой и печалью страну, но всё-таки чувствуется надежда на то, что всё ещё наладится и великая страна станет по-настоящему могучей, а её народ – счастливым.
§ 5
Всякая любовь – великое счастье, «дар богов», даже если она не разделена.
Г. Адамович
Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Писать о любви он не только не опасался, но, наоборот, шёл ей навстречу всей душой. В этой области, которая полна намёков и невысказанных мыслей, Бунин был великолепен.
Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчинённостью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. И действительно бунинская любовь – это что-то непостижимое, её невозможно рационально осмыслить; она безгранична, она ускользает от нас за невысказанные слова, за пелену неразгаданной тайны.
Любовная лирика Ивана Алексеевича Бунина не велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о загадочности любви. Истинная любовь, по жизненной философии писателя – это яркая вспышка, запоминающаяся навсегда. Она не может длиться долго, ведь любовь – это счастье, а счастье мимолётно. После мгновенья любви наступает обыденная, будничная жизнь – любовь умирает.
Одним их основных мотивов любовной лирики является одиночество, невозможность счастья («Как светла, как нарядна весна», «Спокойный взор, подобный взору лани», «В поздний час мы были с нею в поле», «Печаль ресниц, сияющих и чёрных»). Об этом Бунин не кричит, но спокойно, тихо, почти шёпчет – так мне представляется стихотворение «Одиночество». И это спокойствие ещё больше въедается в душу, заставляет вдумываться в каждое слово.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Нет ни единого слова, обозначающего цвет! Но почему-то в глазах – серая промозглая пустота. И жизнь «умерла»... до весны, всего лишь до весны... но она «умерла», – ясно говорит поэт. Только вся разница в том, что весной сады вновь оживут, появится зелень, они снова будут радоваться жизни, а лирический герой в душе умер навсегда. Его весна, его любовь, уже прошла и больше никогда не вернётся.
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Осенний «бунинский» пейзаж, нестерпимая тоска по ушедшей любимой женщине – предельно просто, предельно чувственно.
Печаль заслонила всё вокруг, как небо заслонили тучи, и нет ни единого лучика надежды. След любимой женщины скоро исчезнет, так же быстро, как и счастье.
Да, была любовь, была страсть, но, в конечном счёте, она не спасает от одиночества. Исчерпав всё, что мог дать лирический герой, она погружает его в состояние спокойного отчаяния.
Здесь и тоска, и усмешка над самим собой, и любовь, но выражено всё это простыми словами, внешние эффекты ненавистны Бунину, ему хватает пары ёмких эпитетов и упоминания серого цвета в нужном месте, в нужный момент. Всё остальное доскажут эмоции читателя, его собственные чувства, ничего лишнего писать не нужно – Бунин скуп в изъявлении чувств.
Сила желания счастья и, в то же время, осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:
Что ж! камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.
А может быть, это слабая попытка побороть одиночество? Или всё же полное бессилие, нужда «утопить» горе в вине?
Бунин имеет своеобразный взгляд на любовные интимные отношения.
Образ любви в творчестве Бунина – это слияние душевного и плотского. По Бунину нельзя постичь душу, не постигнув плоти. Поэтому он отстаивал в своих произведениях чистое отношение ко всему плотскому. Для него всё, что связано с полом чисто и значительно, всё овеяно тайной и какой-то святостью («Я к ней вошёл в полночный час»).
Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладится им, а после лишает их счастья и надежд.
Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, наполняющая его земное существование особым смыслом. Мучение любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – эти незаживающие раны оставляет в судьбах героев любовь, и время не властно над ней.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющиё передать состояние души, которая ранена любовью. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
§6
Прекрасна ты, душа людская. Небу
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой.[11]
Иван Бунин
Примерно с середины 90-х годов нарастает в творчестве Бунина «звёздная тема». Далёкие светила избраны символом «предвечной красоты и правды неземной».
Иван Алексеевич Бунин сам не раз замечал свою особенную тягу к звёздам. Во многих стихотворениях он сравнивает жизнь человека с жизнью звезды. Но всё же люди быстро уходят, а звёзды горят целую вечность и лишь потом умирают. Ночное небо всегда притягивало к себе мечтателей и философов, которые так страстно хотели разгадать тайны звёзд, понять, почему так мимолётна человеческая жизнь.
«Сириус»
Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?
Где молодость простая, чистая
В кругу любимом и родном,
И старый дом, и ель смолистая
В сугробах белых под окном?
Пылай, играй стоцветной силою
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда![12]
К Сириусу лирический герой обращается как к какому-то очень близкому человеку, делится с ним самым важным, наболевшим.
Его молодость давно прошла, и не осталось ничего, что напоминало бы о ней, кроме звезды. Быть может тогда, в далёкой юности поэт грезил о ней, но прошли годы, мечты потускнели, а звезда осталась – такая же невероятно далёкая, недосягаемая и прекрасная, вечно молодая.
Чтобы это подчеркнуть Бунин использует очень светлые тона. Он называет звезду « венцом небесной красоты», она стоит превыше всего самого прекрасного, она – «очарованье ...снегов и лунной высоты». Поэт заставляет нас представить что-то чистое, белоснежное, возвышенное, поднимает нас туда, где раньше были только звёзды. И при луне чувствуется гармония, ведь ничего земного там нет: нет боли, нет разочарований, нет разлук.
Наверное, поэтому звёзды так долго живут, так ярко горят, ведь их не тревожат земные заботы, их молодость вечна. «Пылай, играй стоцветной силою...», - обращается к звезде Бунин. Лирический герой уже постарел, а заветный Сириус всё горит – так было и будет ещё много лет. Нескоро ещё угаснет великая сила звезды, и многие люди вновь захотят понять небесные тайны, но их мечта останется всего лишь мечтой...
В своём творчестве Бунин ясно даёт понять, что для него небесное противоположно земному, но они сливаются во что-то вечное, единое. По отдельности эти две половины не мыслимы, и, существуя вместе, они дополняют друг друга. Весь смысл этого мира заключён в гармонии земного и небесного, светлого и тёмного. Наиболее ярко, на мой взгляд, это выражено в стихотворении «Среди звёзд»:
Настала ночь, остыл от звёзд песок.
Скользя в песке, я шёл за караваном,
И Млечный путь, двоящийся поток,
Белел над ним светящимся туманом.
Он дымчат был, прозрачен и высок.
Он пропадал в горах за Иорданом,
Он ниспадал на сумрачный восток,
К иным звездам, к забытым райским странам.
Скользя в песке, шёл за верблюдом я.
Верблюд чернел, его большое тело
На верховом качало ствол ружья.