Смекни!
smekni.com

План. I введение. II цветовая деталь в творчестве И. А. Бунина. Художественное своеобразие его стихотворений. §1 (стр. 1 из 4)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края.

Реферат

по литературе:

Выполнила: Шемякина Александра Вячеславовна, ученица 11 класса «А»

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель литературы

Солнечный

2007

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия[1].

Иван Бунин,

(1901 г.)
План.

I Введение.

II Цветовая деталь в творчестве И. А. Бунина. Художественное своеобразие его стихотворений.

§1 Интерес к творчеству Бунина. Цветовая деталь в его поэзии.

§2 Цветовая палитра в описании природы в лирике Бунина.

§3 Бунин и модернизм. Яркость и насыщенность красок.

§4 Цветовое представление Родины в творчестве Бунина.

§5 Любовная лирика,

§6 Звёзды в лирике Бунина. Роль белой палитры цвета.

III Заключение.

I.

§ 1

Одним из самых ярких и выдающихся поэтов Серебряного века, на мой взгляд, является Иван Алексеевич Бунин. Именно его поэзию я выбрала для своего реферата, ведь она, поистине, является поэзией с большой буквы. Его стихотворения завораживают и притягивают читателя своей глубиной, философичностью и образностью.

Стиль Бунина неповторим, никто, ни до, ни после него, не мог писать так, как писал Бунин. Антон Павлович Чехов говорил, что стиль Бунина – это « неразведённый бульон»[2], в котором есть глубина и простота, красочность и лаконизм, самобытность и благородство.

На мой взгляд, тема цветовой детали как нельзя лучше подходит к творчеству этого поэта – Бунин был «не столько певец, сколько колорист-живописец»[3]. Каждую строку и каждое слово он заставлял играть какой-то своей, особой краской, которая потом разливалась по всему стихотворению, помогая с новой стороны осознать его.

Твардовский писал о Бунине, что он «по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим идти на снижение требовательности к мастерству, культивирование серости, безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии»[4].

Он ощущал себя наследником и хранителем традиции, прежде всего культурной, ведь Бунин-поэт – это продолжатель стихотворных традиций русской Музы «золотого века» – Пушкина, Тютчего, Фета.

Бунин оживил литературу, сделал её красочнее, насыщеннее, наполнил её новыми цветами и добавил новые запахи.

Иван Алексеевич Бунин неразрывно связан не только с русской, но и с мировой классической литературой. В своих стихах он раскрывает нравственную и душевную красоту человека. Он научился ценить простых людей со всеми их переживаниями, сомнениями и верованиями.

«Трагическая хвала сущему» 4 – так охарактеризовал творчество Бунина один из выдающихся русских философов Фёдор Степун, друг писателя. Бунин благодарно соглашался с этим определением.

Может быть, всё им написанное – это одна страстная повесть о неразделённой любви к миру, - любви жестокой, как всякая неразделённая страсть, но и возвышающей, прекрасной.

И в стихах, и в прозе он стремился к тому, чтобы красота и радость окружающего мира сочилась из его описаний. Он так кропотливо и чувственно передавал всё, что есть прекрасного в мире, что его любовь к этому передаётся читателю через краски, запахи и звуки, живущие в его произведениях.

Я искренне восторгаюсь творениями Ивана Алексеевича Бунина, они многое дают мне, заставляют задуматься над важными и вечными вопросами, пробуждают высокие чувства. В его творчестве я нахожу близкие себе мотивы.

Цель моей работы раскрыть и проработать цветовую деталь в творчестве Ивана Алексеевича Бунина.

Основные задачи моего исследования:

1) Собрать весь имеющийся материал.

2) Обобщить литературно-критический материал о творчестве Бунина.

3) Проанализировать стихотворения Бунина и выявить особенность цветовой детали в них.


II

§1

Выньте Бунина из русской литературы,

и она потускнеет…

М.Горький

Литературу конца XI – начала XX веков невозможно представить без произведений Ивана Алексеевича Бунина – выдающегося русского писателя, снискавшего себе мировую славу, прежде всего как прозаик.

Ведь он - настоящий мастер слова. Бунин вошёл в литературу со своей музыкальностью, которую нельзя спутать ни с чьей иной, к тому же он – великолепный художник.

В интервью «Московской газете» Бунин говорит, что вообще не принимает « деления художественной литературы на стихи и прозу»[5]. Именно поэтому стихи Бунина, при их строгой традиционной форме, включают в себя и то, что характерно для его прозы.

Поэзия Бунина представляет его как поэта, стремящегося к чему-то высокому, чистому, гармоничному. Бунин – это поэт философ.

Можно сказать, что Иван Алексеевич Бунин обладал тем редкостным Божьим даром, который можно назвать абсолютным поэтическим слухом.

Он проявлялся и в том, что в стихотворениях Бунина нельзя найти неточные, не единственно верные и возможные в данный момент слова, и в том, как он с одной стороны умел восхищаться чужими творениями, а с другой – безошибочно точно слышал не слишком удачные оттенки слов в их произведениях.

Ставя поэтическую планку на почти недосягаемую высоту для самого себя, поэт требовал такого же отношения к искусству и от других.

Наверное, поэтому, когда начинаешь читать стихи Ивана Алексеевича Бунина, сразу же, будто по волшебству (с которым нельзя не сравнить его творчество) появляется действительность, которую видишь и ощущаешь во всех красках – насыщенная, сочная, яркая.

Горький говорил, что поэзия Бунина – «самая чистая поэзия»6[6], которая, на мой взгляд, не являлась бы таковой, если бы не художественное мастерство поэта, благодаря которому его произведения предстают пред читателем такими колоритными.

Цветовая деталь, безусловно, важна и особенна в творчестве Бунина, и это я постараюсь доказать в своей работе.

§ 2

Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный и бесспорный, по достоинству был оценён современниками не сразу, но с годами всё более утверждался в сознании читающей публики.

Его уподобляли «матовому серебру», язык называли «парчовым», а беспощадный психологический анализ – «ледяной бритвой»[7]. В его замечательном поэтическом наследии переливается множество стихотворений, сияющих великолепной палитрой цвета. Он широко использовал в своём творчестве так называемую инвентаризацию цвета – всё окружающее он любил изображать через цвета, и всегда использовал очень много красок.

Излюбленной темой его стихов была природа. Её образ проходит через всё его поэтическое творчество. Бунин сызмальства обладал чувством слитности с природой, ощущением сопричастности ко всему живому.

Страстно любимая природа почему-то видится безрадостной и, поэтому, обесцвеченной:

Бледный день над сумраком забрезжил,

И рассвет ненастный задымился.

18?? Год

И в чёрных пашнях снег белеет,

Как будто в трауре земля...

18?? Год

Но природа – это царство вечной жизни, вечного обновления, и осознание этого даёт новые силы, помогает внутреннему миру возродиться.

Лишь говоря с природой на её языке можно было войти в её бесконечный, прекрасный, таинственный мир и описать, передать его читателю.

Все – точно в полусне. Над серою водой

Сползает с гор туман, холодный и густой,

Под ним гудит прибой зловеще разрастаясь,

А тёмных голых скал прибрежная стена,

В дымящийся туман погружена,

Лениво курится во мгле небес теряясь.

Суров и дик её могучий вид!

Под шум и гул морской, она в дыму стоит,

Как неугасший жертвенник титанов,

И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,

Где мрачный хор поёт в седых клубах туманов

Торжественный хорал неведомым богам.

«Соглядатай природы» – так называли Бунина. Читая эти строки, нельзя не согласиться с этим определением. Поэт изображает природу в холодных серых тонах, и её можно было бы назвать унылой, даже скучной, если бы это был не Бунин. Нет здесь ни усталости, ни скуки, и, несмотря на столь тусклую палитру, казалось бы, промозглого пейзажа, читатель чувствует, почему-то, совсем другое настроение.

Веет каким-то спокойствием или, скорее, величием ...

Несмотря на то, что в этом стихотворении много действий, всё происходит медленно, неспеша, почти надменно: «сползает», «зловеще разрастаясь», «лениво курится». Что-то очень значимое, почти божественное совершается в эти сумерки, и загадочность вершащегося не то отпугивает, не то привлекает нас – «всё – точно в полусне». Если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что в стихотворении прямо назван только один цвет – серый, а пред читательским взором возникает насыщенная красками, образная картина. Сразу же видишь себя там, практически ощущаешь «холодный и густой» туман. Бунин не зря даёт ему два определения – они дополняют друг друга, и не было бы такой полноты впечатления, если бы Бунин оставил только одно из них. Нет у Бунина ни одного предмета, к которому он не подобрал бы точного слова. Туман у него «дымящийся», а небо стало «мглой». Да, мы представляем себе довольно мрачную картину, но она прекрасна и таинственна, во многом благодаря словам, несущим ассоциативную цветовую нагрузку.