Смекни!
smekni.com

С. А. Есенин «поэт берёзового ситца». Многоцветность поэзии, её слитность с внутренним миром поэта, окружающим миром (стр. 3 из 3)

В этом стихотворении цветовая деталь помогает поэту передать всю важность и значимость старого уклада деревенской жизни, раскрыть всю красоту деревни.

§6

Сергей Александрович Есенин был поэтом преимущественно лирическим, и его стихотворения – лирическая исповедь, самораскрытие души. Его произведения были пропитаны переживаниями, душевными волнениями. Особенно ярко выражены все его чувства в стихотворениях о любви. Из всех его творений по данной теме мне больше всего понравилось «Заметался пожар голубой»[6].

Оно открывает цикл «Любовь хулигана»[7]. Весь цикл строится на антитезе: потерянная жизнь и надежды на возрождение, – и воплощает идею спасения в любви. Наряду с единой сюжетной канвой весь цикл пронизывают мотивы и образы, которые, варьируясь и изменяясь, определяют развитие лирического переживания.

Стихотворение «Заметался пожар голубой» начинается метафорой любви – голубого пожара:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Голубой здесь служит для создания романтического настроения у читателя. Он даёт радостное ощущение простора, широты. Лирический герой впервые по-настоящему полюбил, в его груди заметался пожар чувств, он хочет петь и кричать о любви. Впервые он забыл о своей прошлой жизни. Раньше он был совсем другим.

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Жизнь героя была загубленной, лишённая мечтания и возможности обновления, его душа как старый сад была запущена, но сейчас он как бы обновился, проникся чувствами, для него сейчас ничего не имеет значения, кроме любимой.

В своей лирике Сергей Александрович Есенин часто сопоставляет лирических героев и образ сада. Для него человек и природа не могут существовать по отдельности – они неотделимы друг от друга, они сливаются во что-то единое. И если сад распускается, т о и в душе человека наступает весна, но он представляет нам запущенный сад – значит и лирический герой заброшен, оставлен и покинут всеми, никому не нужен.

Несмотря на то, что в этом стихотворении цветовая деталь не велика количественно, всё же, на уровне восприятия, настроения, какого-то неуловимого оттенка чувств читатель представляет себе серо- синие краски, наводящие тоску и грусть.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут...

Герой вечно готов смотреть в глаза своей возлюбленной. Они затягивают его как омут, и цвет её глаз не просто карий, а злато-карий – здесь золотой играет очень большую роль. Он обозначает не только цвет, а как бы возвышает, почти обожествляет любимую. Она для него как драгоценный металл, даже дороже, и, ради её любви лирический герой готов отдать всё, готов забыть родимые дали и отказаться от поэтического призвания...

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень

Цвет осени как бы сопоставляется с золотом – это ещё раз показывает всю важность и значимость возлюбленной для героя.

Обычно золотая палитра цвета обозначает у Есенина пору увядания, ассоциируется со старостью, но здесь она, на мой взгляд, играет совсем другую роль – она говорит нам о возвышенности чувств. Не пафосно-прекрасном, а лёгком, невесомом.

Любимая настолько дорога для лирического героя, что за ней он пошёл бы куда угодно «хоть в свои, хоть в чужие дали».

Стихотворение имеет кольцевое строение, и заканчивается оно теми же строками, какими начиналось – я думаю, что это несёт в себе особую смысловую нагрузку. Ведь герой, возможно, ещё очень многое мог поведать читателю о своей любви, о любимой девушке, которая подобна золоту, но всё же не нужно договаривать всё до конца, ведь тайна всегда ещё прекрасней...

Здесь цветовая деталь помогает передать все сокровенные чувства лирического героя, его душевное состояние.

§7

Ещё одним ярким примером раскрытия души поэта, демонстрирующим все тайные переживания, все его сомнения, является стихотворение «Я помню, любимая, помню...».[8]

Здесь лирический герой обращается к своей прошлой любви, которую он так и не смог забыть.

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя привелось.

Для лирического героя возлюбленная была настолько дорога, что она прямо-таки сияла в его глазах. Для него было очень тяжело пережить расставание с ней, и даже по прошествии многих лет он не смог забыть её. Он помнит все их встречи:

Я помню осенние ночи,

Берёзовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

На первый взгляд в этом четверостишье нет ярких цветовых акцентов, но если присмотреться, то можно увидеть, а если прислушаться, то и услышать «шорох теней». Им, как и всем влюблённым казалось, что и луна светит длинней, и дни были короче.

Но уже в то беззаботное время его возлюбленная чувствовала расставание.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

Здесь мы видим яркую цветовую деталь – голубой. Она служит для создания романтического настроения у читателя. Для Есенина голубой является символом молодости, безбрежности, юношеской бесшабашности.

И действительно, тревога возлюбленной была неслучайной – они расстались, но позабыть её герой не смог. «Цветущая липа» напомнила лирическому герою о всех его чувствах. Наверное, их отношения зарождались именно весной, так же как и расцветала вся природа, расцветала и их любовь. Наверно эта любовь была настолько сильна, что сердце не смогло остыть, и даже с другой он вспоминает свою прежнюю возлюбленную.

Для него эта любовь оказалась самой сильной, так как первая любовь не забывается никогда.

Цветовая деталь в этом стихотворении помогает передать романтическое настроение лирического героя, все его чувства и переживания.

III

Заключение.

Работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе» я убедилась в том, что в поздней лирике Сергея Александровича Есенина цвет играет очень большую роль. Это не просто яркие вставки в стихотворениях, а самостоятельные элементы, помогающие передать различные настроения лирического героя, понять его психологическое настроение, его взгляд на мир. Так же она отражает мнение самого поэта по поводу всего происходящего.

Есенин был действительно мастером слова. Он умело воспользовался цветовыми деталями, создав при этом оригинальную философско - поэтическую систему.

Я думаю, работа над рефератом запомнится мне надолго. Встреча с поэтом Есениным стала для меня настоящим нравственным уроком.


[1] Зоя Бухарина, Сергей Есенин. Радуница. – М.,Нива, №5.

[2] 1924 год

[3] 1924 год

[4] 1921 год

[5] 1924 год

[6] 1923 год

[7] 1923 год

[8] 1925 год.