Смекни!
smekni.com

С. А. Есенин «поэт берёзового ситца». Многоцветность поэзии, её слитность с внутренним миром поэта, окружающим миром (стр. 1 из 3)

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нём печать.

Розу белую с чёрной жабой

Я хотел на земле повенчать.

С. Есенин


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края.

Реферат

по литературе:

Своеобразие цветовой детали в поздней лирике С.А. Есенина.

Выполнила: Барабаш Валентина Игоревна, ученица 11 класса «А»

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Солнечный

2007

План.

I. Введение.Исповедальность и философичность лирики С.А.Есенина.

II. Своеобразие цветовой детали в поздней лирике Сергея Есенина.

§1 С.А.Есенин – «поэт берёзового ситца». Многоцветность поэзии, её слитность с внутренним миром поэта, окружающим миром.

§2 Тема увядания природы – насыщенность стихов ярко-красными и золотыми акцентами.

§3 Белая и жёлтая палитра цвета в раскрытии темы осени. Розовые краски в описании мечты и гармонии.

§4 Тема Родины. Розовый как символ чистоты и непорочности России.

§5 Тема любви к Родине. Золотой как символ ценности старого уклада деревенской жизни.

§6 Тема любви. Роль голубой и золотой палитры в передаче чувств лирического героя и его душевного состояния.

§7 Голубой цвет в раскрытии темы любви и молодости. Передача романтического настроения героя.

III Заключение. Важность цветовой детали в поздней лирике С.А.Есенина.

Список используемой литературы:

1) Есенин С.А.. Сочинения - М., Художественная литература, 1988.

2) Л.Л. Бельская. «Песенное слово» - М., «Просвещение»,1990.

3) Е.Наумов. «Сергей Есенин». – «Лениздат», 1969.

4) Н.И. Шубникова –Гусева. «Творчество С.А.Есенина» - Литература в школе, №2, 2004 .

5) А.Н.Захаров. «Художественно- философский мир Есенина» - Литература в школе, №2, 2004 .

6) Л.А. Смирнова. «Русская литература. Справочные материалы». – М., «Просвещение», 1989.

7) Ю.Прокушев. «Жизнь и творчество Сергея Есенина» - М., «Детская литература», 1984.

8) С.П. Кошечкин. «Жизнь Есенина» - М., «Правда», 1988.

9) Т. Жирмунская. «Ты прости, что я в Бога не верую...» - литература, №23, 2005.

10)Л.Н. Верещагина. « Учимся понимать поэзию и мир С.Есенина» - литература в школе, №7, 1998.

Введение.

Сергей Александрович Есенин – великий поэт. Вряд ли нужно было бы напоминать эту уже общеизвестную истину.

Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник.

Ещё в детстве я заинтересовалась творчеством Сергея Александровича Есенина. Когда начинаешь читать его стихи, то попадаешь в безграничный яркий, полный любви и насыщенный красками мир. Эти впечатления невозможно передать словами... Именно поэтому свою работу я решила посвятить лирике Сергея Александровича Есенина, выбрав поздний период его творчества. Наиболее значительные произведения, принесшие славу, созданы после 1920-х годов. Это стихотворения мудрые, философски насыщенные, в них отражается человеческий и поэтический опыт Есенина.

Какие цветовые детали встречаются в его стихах? Есть ли между ними взаимосвязь? Насколько значима цветовая деталь в позднем творчестве Есенина? - вот основные вопросы, на которые я хочу ответить в своей работе, реализовав при этом следующие задачи:

- собрать критические отзывы о личности, жизни и творчестве Есенина, систематизировать и обобщить данные;

- выбрать мнения критиков, касающиеся заявленной мною темы;

- текстуально исследовать стихотворения Есенина позднего периода, сделать общий вывод о функционировании цветовой детали в них;

- оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

При работе над теоретической частью проекта я использовала в качестве опорного материала сборники стихотворений Сергея Александровича Есенина, различные критические статьи (см. список литературы).


II

§1

Невозможно представить литературу XX-го века без Сергея Александровича Есенина. Это и «певец берёзового ситца», и «певец любви», «грусти, скорби» и даже «московский озорной гуляка». Но всё это неточные суждения о поэте. Многие считают, что Есенин писал только о природе, но это далеко не так.

Прежде всего, он писал о человеке, о его судьбе, о его горестях, заботах и счастье. Сергей Александрович Есенин стремился вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, вернуть надежду на избавление от бед, сказать ему слово участия. Энергия и мысль поэта изначально были устремлены на преодоление неблагополучия в человеческой душе, на сопереживание человеку. Людские несчастья жили в его поэзии, как личные, собственные. Он видел в сострадании свою нравственную позицию, свой долг.

Мечта о человеческом счастье, боль от его отдалённости, недостижимости и хрупкости, сочувствии человеку – это коренные свойства поэзии Сергея Александровича Есенина, возникшие в его ранних стихотворениях, развитые и пронесённые через всё творчество.

Как всякий великий поэт, Есенин отнюдь не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая высокая поэзия, его лирика философична.

Наиболее прозорливые критики сразу увидели в Есенине не только талантливого поэта, но и своеобразного мыслителя. Вот что писала о поэте З. Бухарова ещё в мае 1916 года: «Мыслитель в нём только намечается, но намечается своеобразно, чутко, истинно, народно».[1]

Его поэзия многоцветна, но не просто насыщена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живёт и творит. В его стихах заливаются бубенцы, и слышится «дрёмная песня» рыбаков, и шумят тростники. Кругом мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесно песок, кадит черёмуховый дым. Полыхают зори, рощи кроют синим мраком, на воде – жёлтые поводья месяца. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта.

§2

Излюбленной темой стихов Сергея Александровича Есенина была природа. Её образ проходит через всё его поэтическое творчество. В его поэзии человек – часть окружающего его мира. И в этом проявляется его ближайшее родство с народной философией природы. Одухотворение природы у Есенина тождественно тому, что свойственно устной поэтической культуре. Невозможно поэтому найти границу, раздел общего и частного. Её нет, природное и человеческое неразделимо.

Я думаю, что наиболее ярко эта мысль выражена в стихотворении «Отговорила роща золотая»[2]. Оно традиционно воспринимается исключительно как произведение о природе. На самом деле это стихотворение лирическое и философское.

Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.

В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Строфа основана на золотом, ярко- жёлтом цвете. Осеннее золото - это венец жизненного пути, пора увядания, но не дряхлого, а возвышенного и торжественного. Это и символически возвышенное определение прекрасного и цвет осени.

Но всё-таки, стихотворение больше грустное, чем торжественное: тема странника, бесприютности (« печально пролетая, не жалеют больше ни о чём»), подчеркнутая холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом», не позволяет бесконечно радоваться золотым краскам осени.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутима в строфе, где лирический герой один среди осенней голой равнины:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Явно возникает мысль о том, что лирический герой начинает новую жизнь, но он не отвергает своё прошлое. Он с теплой грустью вспоминает о весёлой юности.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей уносит ветер в даль…

Но всё же, чувствуется некая беспомощность, ведь «журавлей относит ветер вдаль» - не сами журавли улетают отсюда... Наверное, и сам лирический герой не властен над самим собой в эти минуты.

Соотнесение весны в душе человека (“души сиреневая цветь”) , и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:

В соду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть...

Кажется, в словах «никого не может он согреть» - высшая степень безысходности. В этих строках Сергей Александрович Есенин делает особый акцент на ярко-красный цвет, который особенно выделяется на фоне всеобщей желтизны («от желтизны не пропадёт трава»). Часто в художественной литературе красный – это цвет тепла, счастья и радости, но поэт нашёл ему другое применение. У Есенина красный, хоть и пламенный, горящий, но всё же какой-то безжизненный, не дающий ни тепла, ни жизненной силы.

В стихотворении поэт раскрывает тему увядания природы.

Но строка:

Не обгорят рябиновые кисти...