5) Тема Родины в творчестве поэта, сопряжённая с отношением к революционным переменам
В рамках одной исследовательской работы достаточно сложно отразить все точки зрения на такой широкий, многоплановый вопрос. Поэтому мы сопоставим лишь три точки зрения современных критиков творчества Есенина для того, чтобы соотнести и отметить тему Родины в контексте общей тематики поэтического наследия художника, а также рассмотреть особенности образной системы, насколько это необходимо, в рамках означенной темы. В учебном пособии для студентов филологических факультетов «История русской литературы: конец 19- начала 20 века», автор - кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, Леденёв А.В. пишет: «Тема Родины одна из главных в лирике великого поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о стране «берёзового ситца», от воспевания лугов, дубрав, «озёрной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови.
1.См. 4 -1, стр 176.
. «Моя лирика,- говорил Есенин,- жива одной большой любовью, любовью к родине». Чувство Родины- основное в моём творчестве. Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. « Рязанские поля- была моя страна»,- вспоминал он впоследствии. Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его, и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом даётся русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала. Есенин чувствовал необходимость изменений жизни старой России, и в какой- то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, щедростью на обещания смогут создать идеалистический «земной рай» для мужиков. Сердце поэта болит оттого, что он не видит в новых советских людях береженого отношения к родной природе, корням своим, к «отечественным гробам». Есенин любил старую Русь такой, какой она была со всеми её недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать. Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в кипении весёлом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодёжь поёт «агитки Бедного Демьяна», «весёлым криком оглашая дол». Сергей Есенин всей душой понимавший Русь, обладавший удивительным тончайшим чувством прекрасного в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни Родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал всё то, что по его представлению могло принести пользу родной земле. И всё же до самой смерти он оставался сыном «страны берёзового ситца», не желая быть пасынком вздыбленной Руси» (1 )
В статье Е.С. Роговер также говорится об отношении поэта к происходящим переменам : « Постепенно растёт растерянность поэта перед происходящим, усиливаются сомнения в справедливости творимого. « Куда несёт нас рок событий» задаёт поэт себе тревожный вопрос. Особенно громко звучит он в более позднем стихотворении «Письмо к женщине», где Есенин уже ощущает себя «в сплошном дым, «Разворочённым бурей быте» и с отчаянием констатирует : « Корабль в плачевном состоянии». Не этим ли объясняется то, что уже в поэме « Иорданская голубица» Есенин отходит от революционной борьбы и обращается к картине «отчего рая», крестьянской благополучной и мирной жизни, исполненной труда и согласия, лишённой битв и вражды:
Вижу вас, злачные нивы
С стадом булановых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но этот по- есенински благостный, крестьянский, патриархальный мир всё больше уходит в прошлое, в небытие. Всё явственнее обнажаются противоречия в сознании Есенина. Возникает смятённость поэта перед развалом старого мира и перед неизвестным миром нового. « Жалость сердца» за «бедную деревню», и возник страх перед неведомым. Это состояние со щемящей болью передано в «Руси уходящей « : Я человек не новый! Что скрывать? Осталась в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою». В поэме «Сорокоуст» (1920) Есенин резко противопоставляет деревню и город. Он отчётливо видит мощь «стальных коней», темп движения «железного гостя» и в тоже время тяжело переживает наступление «скверного гостя» на поля, луга на сельский быт. Паровоз безжалостно, ревя и пыхтя, обгоняет жеребёнка «смешного дуралея».
1. Леденёв А.В. История русской литературы: конец 19-20 век. М., Высшая школа, 1992 г., стр. 239-240
Поэт не выдерживает :
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Примечательно само название поэмы, обозначающую церковную поминальную службу по умершим. Поэт тоже горестно и скорбно справляет поминки по уходящему миру и родной деревне и, значит, по самому себе, ибо с гибелью «деревянной Руси» наступает последний час и для него («Я последний поэт деревни»). И снова слышится тревожный вопрос в подтексте стихов:
Куда несёт нас рок событий…( 1)
Известный исследователь есенинского наследия критик Юрий Прокушев, долгое время занимающийся биографией поэта, собиранием материалов к переизданию полного собрания сочинений так говорит о сложном восприятии поэтом образа Родины и происходящих переменах в деревне: «На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь. Что придёт ей на смену, что ждёт в будущем Россию? Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, а значит - и себя? И весь род человеческий?
Тревожны раздумья поэта… Его стихи- прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества.
Истинная поэзия всегда с взглядом в будущее. То , что в ней художественно, философски, общечеловечно, со временем, «на расстоянии» становится очевидным для всех: либо общей радостью и долгожданным озарением, либо общей болью, тревогой и заботой. Так и с есенинским «красногривым жеребёнком», со стихами поэта, наполненными живой красотой русской природы, которая, по существу, уже со времён Есенина становилась всё более беззащитной перед натиском стального коня. В самом деле: кажется время сняло вопросы, столь драматично прозвучавшие в есенинском
« Сорокоусте». И да, и нет! Судьба патриархальной Руси была решена, притом, окончательно и бесповоротно. Она стала Русью советской. Но от этого ощущение опасности вырождения, засыхания корней национальных не исчезло, оно осталось и удвоилось и даже утроилось, наложенное на экологически- эстетическую проблему не только России, но и всех других стран. И Есенин, с его гениально чутким сердцем художника видел и предвидел, что всё это будет долгое время оставаться проблемой.(2.)
Таким образом, все критики отмечают, что отношение Сергея Есенина к Родине было, безусловно, проникнуто чувством огромной беззаветной любви, болью за её судьбу, опасением за её будущее. Революционные перемены его волновали именно потому, что он считал себя «последним поэтом деревни» и с тревогой обнаруживал, что не всё в новом он готов принять, так как видит опасность исчезновения дорогого для него патриархального, устоявшегося, упорядоченного крестьянского быта, опасность засилья жестокой цивилизации, умерщвления «живого, тёплого, светлого».
И ещё некоторые замечания по поводу темы Родины и её судьбы в стихотворениях С. Есенина уже упомянутого автора Е.С. Роговер:
Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны весёлость в дремлющей Руси,- накопление богатырских сил. Об этом он проникновенно говорит в стихотворении «Голубень». И в небольшой поэме «Русь» (само это слово постоянно звучит в строках поэта, им озаглавливает он шесть своих стихотворений и поэм) её автор называет «Радость короткую своего рая», «весёлой». Его сердце отзывается на дивичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят, громкую песню «весной на лугу». Поэтому, уверен поэт, запуганность деревенской Руси лесной нечестью, «силой нечистой», волчьим воем «чёрными воронами» временна; «грозные беды» и всенародное горе, связано с войной, преодолима. Можно, конечно, уставиться в «ухабины», «кочки и впадины» родной деревни, а можно увидеть, «как синеют кругом небеса».Есенин усваивает светлый оптимистический взгляд на судьбу своего отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращённые к Руси:
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что- разгадать не могу.
* * *
Ой ты, Русь моя, Милая Родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
* * *
Я снова здесь, в семье родной, мой край,
Задумчивый и нежный!
В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой Родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране, она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнему полёту («О Русь, взмахни крылами…»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый чёрный дёготь. Вновь появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения (« Из прозревшей России- Он несёт свой крест»), и одновременно новые муки и страдания