РЕФЕРАТ
ТЕМА:
«ТЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ
ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ
ЛИРИКИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»
ВЫПОЛНИЛА: СТУПИНА ЮЛИЯ, 11 класс
УЧИТЕЛЬ : МАЛЬЧЕНКО Е.Г.
2004 год
с. ФИЛИППОВО
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лирики Сергея Есенина………………………………………………………………стр.
1) Концепция человека в лирике поэта………………………………………...стр.
2) Критики об образах земли и неба в стихотворениях Есенина…………….стр.
3) Образы луны, месяца и солнца………………………………………………стр.
4) Художественно- философское осмысление поэтов образов земного
миропорядка, а также образа пути………………………………………….стр.
а)Трансформация используемых
художественно- изобразительных средств в стремлении
отразить субъективное художническое представление
об окружающем мире………………………………………………………………стр.
5) Тема Родины в творчестве поэта, сопряжённая с
отношением к революционным переменам……………………………….стр.
6) Тема природы в поэзии Есенина……………………………………………стр.
7) Тема любви в поэтическом мире Есенина…………………………………стр.
1 Введение. Определение целей, задач, актуальности исследования
Говоря о творчестве великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, нельзя не признать, что его стихи- поистине народно любимы. Песенность, светлость, лучезарность его поэтических образов всегда была особенно популярна и поэтому, конечно, не могла быть обойдена вниманием критиков.
Необходимо сказать, что в определённые периоды, обусловленные особенностями исторического развития нашей страны (идеологизация общества, тоталитарный режим, засилье низкопробной литературы, выполняющей социальный заказ государства) поэзия Сергея Есенина находилась под запретом, трактовалась как реакционная, упадническая, буржуазная. Его обвиняли в воспевании чуждых идеалов, чтение его произведений влекло осуждение и даже могло повлечь карательные меры со стороны власти.
Цель данного исследования:
1) рассмотрение высказываний критиков разных лет, сопоставление их точек зрения и определение многообразия тематики стихотворений, круг рассматриваемых проблем, особенностей поэтического и гражданского мировосприятия поэта;
2) приведение результатов анализа изобразительной системы некоторых стихотворений С. Есенина учёными- литературоведами и соотнесение с магистральными темами творчества: родина, природа, любовь, отношение к происходящим переменам, концепция человека.
Задачи, определяемые поставленными целями:
- Используя различные источники, отобрать те из них, в которых наиболее ярко отображены особенности поэтики С. Есенина, его художническое мировосприятие;
- Определить, какие темы волновали поэта, и каким образом он стремился воплотить чувства, ощущения, раздумья в своих стихотворениях, что является главным составляющим в его художественном пространстве.
Актуальность работы можно определить как попытку анализа критических высказываний о мировоззрении поэта через выявление тем творчества, авторскую гражданскую позицию «последнего поэта деревни», трансформацию используемых художественно- изобразительных средств.
Краткая характеристика источников будет дана в ходе работы. В целом источники отбирались по принципу полноты и своеобразия взгляда на художественный мир поэта. Акцент был сделан на современном подходе к анализу творчества и личности поэта.
В заключении предполагается сделать основные выводы по теме работы, определить, насколько достигнута цель и выполнены задачи, поставленные во введении.
11. Основная часть. Тематика и особенности образной системы лирики
Сергея Есенина.
1) Концепция человека и его жизни в природе в лирике поэта.
Тонкий лирик, уникальный художник с собственной драматичной судьбой Александр Александрович Блок на заре 20 века писал о творчестве Есенина: « Глубинная проблема России- это защита живой красоты природы- этого драгоценнейшего и святого дара земли не только осталась, но со временем заострилась. Более того, ныне она стала всемирной, касается всех и, конечно, каждого из нас. Для Есенина природа- это вечная красота, вечная гармония мира. Нежно и заботливо без какого- либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно, просветлённо и благостно воздействуют они на нас. Поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, оторвитесь от нашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя на окружающий мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра». Стихи Есенина о природе и человеке, их высокий гуманистический настрой нам особенно близки и дороги. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Поэт прекрасно осознаёт, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу моральную и угрозу и нравственный ущерб. Потому и Есенин столь открыто встаёт на защиту в стихах «красногривого жеребёнка». Огромен диапазон мыслей и чувств, заключённый в тех стихах поэта, где природа - едва ли не основной главный герой. При этом не перестаёшь удивляться, как меняются краски, картины природы, масштабность видения поэтом вечно изменяющегося мира, наконец, выразительнейшая метафорческая образность стиха, от движения времени, истории, от нравственных, социальных, классовых, политических бурь и потрясений на его родной земле с его родным народом.» (1)
Обобщая приведённый отзыв Блока, можно представить концепцию человека и
окружающей его природы есениской поэзии в виде понятийной цепочки:
ЖИВАЯ ПРИРОДА КРАСОТА, ВРАЧЕВАТЕЛЬ ГАРМОНИЯ ДУШНЕДЕЛИМОСТЬ МИРА ПРИРОДЫ
И МИРА ЧЕЛОВЕКАГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
Известный литературовед Дмитрий Винивитинов писал : « Истинные поэты всех веков и народов были философы. Один из них был Есенин. В своих произведениях поэт решает проблему личности и её связи с миром, отношений между человеком, обществом, природой. Есенин создаёт в стихах и собственную образную концепцию человека. Без знания общих закономерностей поэтического мира Есенина невозможно правильно и глубоко понять отдельные его образы, мотивы и произведения».(2)
1.Захаров А.Н. Поэтика Есенина. – М., Просвещение,1995 , стр. 42
2.Там же, стр. 7
2) Критики об образах земли и неба в стихотворениях С. Есенина
«Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно- поэтического мира Есенина- «Деревенская избёнка» ( это название одного из ранних стихотворений поэта) с её немудрёными атрибутами ( окном, порогом, печью, божницей). Но постепенно мифологизируется, становясь, по словам литературоведа М. Пьяных, «пантеистическим храмом, связывающим землю и небо. А различные части этой избы и её украшения (красный угол, потолок, матица, конёк на крыше) представляются символами связи земной предметности «с воздушным миром, с мирозданием».( 1 )
В ряде работ, посвящённых творчеству С.А. Есенина, много места уделяется исследованию его образной системы, цветовой символике, отношению поэта к социальному переустройству деревни. Приведённые слова литературоведа расширяют представления о жизненной, иногда остро-субъективной оценке действительности Есениным. Он не только поэт, он, в первую очередь, человек, философски осмысливающий действительность, зорко и пристрастно всматривающийся в неё. Учёный тонко подметил органическую взаимосвязь «вечных спутников»- земли и неба в творчестве именно «последнего поэта деревни»: «…обе сферы есенинского мира - земная и небесная- взаимодействуют, влияя друг на друга, и даже сливаются. « Божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта- «голубая трава, голубая пыль, голубой песок, там растут деревья, пасутся животные, а вода на земле- это небесная «синь, упавшая в реку». (2)
Представляется ценным в данной работе то, что, отобразив значение понятий «земли» и «неба» в творчестве Есенина ( отметим, что практически во всём творчестве), Д. Винивитинов отметил взаимопроникновение означенных понятий, а также их вечное противостояние.
Целесообразно привести слова критика начала века (1918 год) К. Марининой о поэтике есенинских стихотворений именно в плане слияния образов «земли» и «неба» Она пишет: « Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно- поэтической культуры. Художественно- философское единство двух миров- небесного и земного- поэт объясняет мифом о браке земли и неба.