14 декабря 1993г. генеральный директор совместного предприятия "Воркута Индастриз" 44-летний Валентин Давыдов вместе с женой подъехал на "Жигулях" к подъезду своего дома в центре Воркуты. Когда он выходил из машины, в него было произведено несколько выстрелов из малокалиберного пистолета. В.Давыдов был доставлен в реанимационное отделение больницы, где и скончался 31 декабря.
Милиция отказалась сообщить о возможных причинах покушения (ей удалось допросить пострадавшего), но отметила, что здесь, возможно, действия организованной преступной группы. В прессе высказывалось предположение, что покушение связано с деятельностью В.Давыдова на посту генерального директора СП "Воркута Индастриз" и СП "Стоик" и других организаций, которые он возглавлял. "Воркута Индастриз" занималось экспортом в страны "дальнего зарубежья" воркутинского угля и импортом оттуда бартерных товаров. Давыдов занимался и сбытом этого товара в Воркуте. До занятия поста в "Воркута Индастриз" Давыдов возглавлял одно из управлений объединения "Воркутауголь". (Молодежь Севера. 15.01.1994).
Независимо от деталей этого преступления более или менее очевидно, что Давыдов кому-то (можно только предполагать кому) на рынке угля и бартерных товаров составил конкуренцию. Добровольно с дороги не ушел. Тогда теневые силовые структуры убрали его силой. Этот факт имеет двоякое значение. Во-первых, был устранен конкурент, во-вторых, это убийство укрепило подсистему страху в мире бизнеса перед теневыми силовыми структурами: стало ясно, что их слова могут конвертироваться в жестокие дела.
Теневые силовые структуры – бизнес - государственная власть
Однако вскоре стало ясно, что для успешного бизнеса недостаточно иметь в запасе кулаки и оружие. Государственная власть, будучи независимой от теневого бизнеса и неформальных силовых структур, может довольно быстро положить конец их деятельности. Г.Явлинский, говоря о главном условии борьбы с организованной преступностью, как-то сказал, что для этого надо иметь прежде всего не связанных с ней государственных руководителей.
Воздействие теневых структур на государственную власть осуществлялось двумя основными способами: (1) давлением - силовым и экономическим (взятки) и (2) проникновением в них своих ставленников.
Давление преступного мира на суд в Воркуте стало довольно распространенным явлением. Так, только за три месяца 1993г. (январь-март) объектами преступных посягательств стали пять судей Воркутинского горнарсуда. В квартире одного из них неизвестные пытались взломать в ночное время дверь. В другом случае после вынесения приговора по уголовному делу преступники открыто заявили, что учинят расправу над судьей и его семьей. Дважды были обрезаны провода телефонной связи в квартире у еще одного судьи. На одного судью напали на улице и жестоко избили. Еще у одного судьи была обворована квартира. (Заполярье. 1993. 2.04).
Правоохранительные органы оказались бессильными перед теневыми силовыми структурами и в силу их простой недоступности.
Так, один из работников воркутинской прокуратуры следующим образом охарактеризовал возможности государственных силовых структур:
- Сидит вверху туз, ниже короли, дальше идут валеты и остальные шестерки. Нам хотя бы валетов пощипать!
Работник горотдела внутренних дел развил эту тему:
- Местная мафия? Да мы их всех прекрасно знаем, вот они... Но взять их не можем - не за что. Своими руками они ничего не делают. Вот сейчас взяли с наркотиками, попались опять мелкие сошки, а настоящие торговцы в стороне (Заполярье.12.03.1993)..
Начиная с первых выборов 1989 г. Новые предприниматели потянулись к депутатским мандатам, понимая значение политического капитала в наращивании капитала денежного. На последующих выборах бизнесмены стали одной из ведущих групп кандидатов в депутаты органов власти разного уровня. Поскольку же бизнес и теневые силовые структуры тесно переплелись, то вслед за бизнесменами к органам власти потянулись и ниточки, связывавшие их с теневыми силовыми структурами. Обычно это скрытые от глаз ниточки, доказать существование которых очень сложно, но время от времени люди, засветившиеся как в деловых, так и теневых силовых структурах также оказывались среди претендентов на важные государственные посты и даже их обладателей.
Один воркутинец, считающий себя членом мафии, прокомментировал: «Настоящие мафиози занимаются только тем, что сажают в нужные кресла своих людей или уже сидящих делают своими. И бывает, от некоторых требуется-то всего - сидеть и молчать». (Заполярье.12.03.1993).
Судьба Евгения Леонтьева как зеркало новой русской революции
Одной из наиболее ярких личностей воркутинской параллельной власти в начале 1990-х годов стал Евгений Александрович Леонтьев.
Евгений Леонтьев родился в 1959 году в Кабардино-Балкарии. Начиналась его взрослая жизнь совершенно банально.
По окончании школы поступил в ГПТУ № 12 г. Воркуты. В 1978 году принят машинистом-экскаваторщиком Управления механизации “Печоршахтостроя”. В конце 1970-х годов работал машинистом Карьерного хозяйства в г.Воркуте. В 1980 году работал в пожарной части г.Воркуты, в 1990 году - в одном из воркутинских ресторанов.
С начала 1990-х годов начинается его звездный час. Он быстро вошел в сферу бизнеса: директор малого предприятия "Кров", директор по общественным вопросам фирмы "СТРЭК-НОРД", затем ее генеральный директор.
На торговле углем был накоплен капитал, а тут началась приватизация, совпавшая с усилением конкурентной борьбы в углеторговле. Было принято решение сконцентрировать усилия на приобретении предприятий розничной торговли города. При этом в качестве факторов рыночной ситуации выступили не только деньги.
Один из руководителей воркутинской милиции так описывал ситуацию:
- В прошлом году Леонтьев позволил себе вольность в высказываниях вовсе не в своих кругах о том, что не позволит пустить в Воркуту "Севергазторг", а женщина, которая возглавляет воркутинский филиал за это поплатится. В итоге загорается ее машина. Затем был аукцион, на котором Леонтьев за бесценок приобрел магазины в самом ходовом месте Воркуты... ".
В дальнейшем Леонтьев выходит из угольного бизнеса, ставшего низкорентабельным. К весне 1996 г. - моменту его убийства - по оценкам местной милиции, “Леонтьев не представлял собой конкурента. Собственность, приобретенная от экспорта угля, была разделена. Леонтьеву остались лишь магазины в Воркуте. От другой собственности он отказался добровольно. Отказался, как отказались и другие учредители ТОО "Стрек-Норд" от своей доли собственности. В общем здесь все решили миролюбиво”.
Однако жизнь Е.Леонтьева была противоречива. В середине 1990-х годов он был общепризнанным городским мафиози: это мнение разделялось почти всеми воркутинцами и многими людьми за ее пределами, интересовавшимися жизнью этого города. Даже местные газеты были полны соответствующих намеков. Естественно, что местные правоохранительные органы не могли не разделять этого мнения, а возможно, были и его творцами. Леонтьев, видимо, жил постоянно “под колпаком”, ходя по острию бритвы в своих отношениях не только с государством, но и теневыми экономическими и силовыми структурами. Как сказал один из руководителей воркутинской милиции, “мы неоднократно с ним встречались, и я его предупреждал, что с огнем он играет”.
Видимо, шаткость положения заставила Е.Леонтьева подумать о выходе на новый уровень обеспечения своей безопасности посредством получения депутатского мандата. Летом 1994 года я, работая над книгой “Кто есть кто в Республике Коми” пытался взять у него интервью. От личной встречи он отказался и предложил ответить на вопросы по телефону. Однако вся информация о биографии была сведена к дате и месту рождения, даже сведения о своем образовании он отказался дать, шутя заметив, что “это коммерческая тайна”. Однако вся Воркута знала, что «штатный мафиози» и крупный коммерсант имеет лишь профессионально-техническое образование. В это время, видимо, Леонтьев еще не стремился к политической власти, что и объясняет его равнодушие к перспективе попасть в республиканский справочник. Однако через год планы изменились. И он включился в борьбу за депутатский статус. Была взята под контроль одна из городских газет. Повелась компания по формированию имиджа респектабельного бизнесмена. Один из руководителей воркутинских правоохранительных органов так объяснил это стремление к государственной власти: “Сегодня сними с многих депутатов депутатский иммунитет - они завтра же побросают свои мандаты. Власть- кормушка для бандитов, которые к ней рвутся”.
В 1995 году Леонтьев был избран депутатом Госсовета Республики Коми. В конце 1995 г. он попытался включиться в борьбу за мандат уже депутата Государственной Думы России, но неудачно.
Спустя несколько месяцев после избрания депутатов Госсовета РК, в числе которых был и Леонтьев, на одном из брифингов заместитель министра внутренних дел республики недвусмысленно сказал, что в Госсовет прорываются личности, имеющие отношение к криминальным структурам.
Впоследствии один из руководителей воркутинской милиции уже прямым текстом связал этот вывод с Леонтьевым:
- Иван Евграфович был на сто процентов прав... Леонтьев был не просто связан с преступным миром, он являлся его ставленником, приобщенным к «общаку»... Но это вовсе не дар личности, время было такое: кого-то надо было поставить. Поставили Леонтьева.
Весной 1996 г. Евгений Леонтьев был расстрелян в воркутинском аэропорту. У него остались жена и ребенок.
Один из руководителей городских правоохранительных органов, так прокомментировал этот финал:
- ... Продержался Леонтьев на год-два больше, чем те, кого он похоронил. В частности, тот же Литва... ... Он не был вором в законе. Когда его хоронили, кто был на похоронах? Разве что близкие люди. Никаких пышных похорон, таких, как обычно устраивает мафия своим людям.