Смекни!
smekni.com

Власть и уголь: шахтерское движение воркуты москва 1998 (стр. 43 из 60)

Ежедневно колонна бастующих, пересекая весь город, приходила к зданию объединения "Воркутауголь", где стояли с плакатами: "Правительство довело страну до обнищания", "Ельцин, ты нас предал", "Грабительские налоги - обнищание народа, кормушка для мафии" и т.п. Несмотря на то, что на всех шахтах идет сильное брожение, реальными действиями шахтеров поддержали только работники кукольного театра, подключившиеся к шахтерам у здания "Воркутаугля". Их главным требованием было "Прекратить обнищание культуры".

15 апреля состоялось совместное собрание председателей НПГ и НПРУП шахт Воркуты. Этому предшествовало обсуждение в кругу НПГ. Зампред городского НПГ Александр Мармалюков объявил, что большинством голосов принято решение выходить в трудовые коллективы и объявить забастовку до появления в городе руководителя «Росугля» Юрия Малышева, приезда которого ожидали 20 апреля. На последующей встрече лидеров профсоюзов с директорами шахт и представителями объединения "Воркутауголь" председатель НПГ г.Воркуты Никита Шульга зачитал обращение НПГ, основные идеи которого: Президент РФ уже не является гарантом выполнения обещаний правительства. Требования, начинавшиеся с угрозы бессрочной «глухой» политической забастовки с 16 апреля, включали в себя:

- объявление чрезвычайной экономической ситуации в Воркуте;

- отставку правительства;

- перевыборы президента.

Как обычно, не было единства между профсоюзами и городским стачкомом. Никто не возражал против политической забастовки, все были "за". Однако НПРУП предлагает подготовить ее к 1 мая, связавшись с другими регионами, и провести как общероссийскую; НПГ не веря в возможность общероссийского выступления, тем не менее настаивал на том, чтобы «положить» все воркутинские шахты со следующего дня; а председатель городского стачкома призывал ехать и останавливать шахты немедленно, поскольку "нечего ждать, забастовка уже идет!" Председатель теркома НПРУПа заявил, что в том случае, если на шахтах трудовой коллектив решит вступить в забастовку, председатели профкомов НПРУП поддержат это решение. В любом случае они не будут противодействовать усилиям председателей НПГ, поскольку те выполняют решение своего совета представителей. Вечером, 15 апреля, по российскому телевидению вновь было объявлено о продолжении политической забастовке на шахте "Южная". При этом прозвучала информация, что ВГРК поддерживает политическую забастовку и обвиняет оба профсоюза в соглашательской политике с администрацией. Несмотря на объявленное НПГ начало общего выступления, с утра 16 апреля забастовку поддержали лишь шахты "Промышленная" и "Аяч-Яга", да и то частично - бастовали по 1-2 участка. Ситуацию на шахтах было трудно назвать управляемой. Председатели обоих профсоюзов присутствовали на всех нарядах в начале каждой смены, поскольку в условиях постоянной напряженности решение прекратить работу могло спонтанно возникнуть в любой момент. То тут, то там были слышны возгласы недовольства и призывы "ложить шахту".

Разброд и шатания велики. Одни шахты смогли выплатить зарплату за январь-февраль и были готовы сделать оплату за март. На других до сих пор ждали январских денег, поскольку их потребители были не в состоянии платить за уголь. Не было единства и на шахтах. Так на "Северной" спустившиеся под землю 40 человек отказались подниматься на поверхность до тех пор, пока их участку не выплатят зарплату. Директор "Северной" заплатил этим работникам. Все прочие - остались обозленные и без денег. На шахте произошел раскол.

К 17 апреля лидеры профсоюзов шахты "Южная" получили обращение от других шахт, призывавшее временно прекратить забастовку с тем, чтобы возобновить ее с 1 мая, если требования не будут выполнены правительством. На собрании двух смен шахты было принято решение приостановить забастовку с первой смены 18 апреля. Председатель НПГ Николай Строенко, однако, настоял на возможности со второй смены вновь забастовать, если кто-то из шахт объединения откликнется на ранее разосланный шахтерами "Южной" призыв к горнякам включиться в их забастовку. "Иначе это будет просто предательство", - сказал он.

Решение связаться с другими регионами и начать забастовку с 1 мая было поддержано и директорским корпусом. Затраты на поездки воркутинских гонцов по регионам было решено покрыть за счет средств пославших их шахт. Правда, несогласованность действий двух основных профсоюзов вызвала критические замечания со стороны представителей объединения и высказывания типа: "Ну что, мы, что ли, вам эту забастовку организовать должны?" Один из представителей директората закончил свое выступление словами: "Учитесь у Ленина; он знал, как организовывать дело!"

Мысль о том, что в Воркуте врагов искать незачем, никем в зале не оспаривалась. Даже самые ярые до последнего времени сторонники Ельцина теперь характеризовали его политику не иначе как антинародную.

Так стихийная забастовка, давшая большой резонанс по всей Воркуте, загасла в планах подготовки более крупномасштабных действий.

Забастовка в ноябре 1994 года

Ноябрь в Воркуте - еще не зима, поскольку полярная ночь еще не наступила. Но для всех живущих южнее Полярного круга это суровая зима. Когда я приехал в Воркуту вместе с аспирантом Колумбийского университета Л.Бернардо, здесь днем ярко сияло солнце, мела поземка, а термометр показывал ниже 40 градусов по Цельсию.

На интервью с председателем НПГ шахты “Южная” прибыли вечером. Причиной выбора этой шахты стала происшедшая здесь стихийная забастовка. С помощью шахтеров нашли кабинет НПГ. Когда мы вошли, председатель Н.Строенко нас поприветствовал и продолжал диктовать сидевшему за соседним столом рабочему: "Прошу мой невыход на работу до получения отпускных прогулом не считать. Отпуск по графику с 1.11.94г. Фактически отпуск считать со следующего дня после получения отпускных".

Пребывая в ожидании, рассматриваем внутреннее убранство. Для социолога это тоже важная информация. На стене флаг НПГ с надписью "Шахта "Южная". Тут же плакат с шахтерскими значками, ящик с факсом "Рasonic", фото: председатель НПГ шахты с каким-то американцем. Вид кабинета очень неухоженный, напоминает скорее рабочую курилку, чем офис.

Когда председатель освободился, мы пытаемся выяснить у него и других шахтеров, то входящих в кабинет, то выходящих из него, механизм стихийной забастовки. Сделать это непросто: это явление выглядит настолько рутинно, что нашим собеседникам просто нечего описывать. Поэтому картина получилась очень лаконичная.

На шахте к ноябрю 1994 г. осталось два добычных участка. 2 ноября забастовал сначала один добычной участок, затем присоединился второй. Сразу же был создан забастовочный комитет.

- А как рабочие сговорились насчет забастовки? - пытаюсь я выяснить детали.

- Очень просто. Попов нашел где-то другую работу, а затем подбил других. Всего вчера во вторую смену не вышли около 50 чел. Но я их уговорил. Сегодня деньги получили. И уже вчера, с опозданием, но пошли. Говорят: "Будем ждать завтра".

Забастовку профсоюзы сразу попытались ввести в организованное русло. Начались переговоры. Заместитель председателя администрации города помог обеспечить доставку хлеба. Председатель профкома НПРУП его привез, а НПГ оплатил. Для бастующих НПГ организовал горячее питание. Забастовка продлилась три дня. Чтобы успокоить рабочих, администрация нашла им крохи. Такое случается часто. Всю ответственность за забастовку взял на себя НПГ, хотя она началась как сугубо стихийная вспышка.

Н.Строенко с пониманием отнесся к действиям рабочих:

- …Я, конечно, не говорю, что будет 89-й год, но люди на пределе. Вчера шахтеры говорили: "Мы в шахту не пойдем. Зачем работать бесплатно?" Люди получают на талон «тормозок» и несут домой. А как мастеру требовать дисциплину, если люди не получают зарплату по 3 месяца?

- А сколько получают на забастовавших участках? - интересуюсь я,

- Зарплата проходчика сейчас до 1,5 млн.

- По радио сегодня говорили о забастовке в Подмосковье: мол, она незаконна, - сообщает один рабочий.

Но по закону, - комментирует председатель, - людям должны платить зарплату. Вчера они мне сказали: "Не пойдем в лаву, так как нет зарплаты". И они правы.

Однако его отношение к эффективности и разумности таких забастовок критическое:

Я им объяснил, что мы, бастуя, сыграем на руку «Росуглю», «Воркутауглю». Тогда не нужна будет программа закрытия: мол, шахта закрылась сама. На 15 ноября готовим суточную российскую забастовку. Раньше как было? Взяли, договорились и организовали забастовку. И сейчас нет проблем организовать забастовку. Но это не выход. Если уж бастовать, то несколькими регионами. Но их не раскачать. На Совете НПГ России Тула заявила, что не будет участвовать. А сейчас бастуют. Может они боятся политических лозунгов?

В поддержке забастовки приняли участия оба шахтерских профкома.

- А как складываются ваши отношения с профсоюзом угольщиков? – уточняю я.

- С их организацией, - говорит председатель НПГ, - мы не сотрудничаем. Иногда даем наши документы на подпись. Почему? Их волнует лишь проблема своевременной выплаты зарплаты. Но надо смотреть дальше: на проблему занятости в целом.

- А как распределяются работники между двумя профсоюзами?