Позиция администрации шахт и объединения
Настроения рабочих, направленные против объединения «Воркутауголь», нашли базу в объективных интересах и администрации многих шахт, их высшего руководства. Не выступая столь громко, как рабочие, они нередко явно подсказывали выход антибюрократическому потенциалу шахтерского движения. Объединение «Воркутауголь» во главе с А.Орешкиным стремилось без лишнего шума и открытой полемики свести на нет самостоятельность шахт, завоеванную в результате забастовок и дрейфа хозяйства страны в сторону рынка. В конце концов это вызвало “бунт на корабле” уже среди командного состава, решившего взять в борьбе за самостоятельность инициативу в свои руки и не плестись в хвосте профкомов и стачкомов.
В мае 1992 г. руководители всех шахт и ряда других предприятий объединения «Воркутауголь» выступили с заявлением, в котором четко сформулировали свой интерес в максимальной самостоятельности своих предприятий:
« На протяжении длительного времени исполнительным аппаратом объединения проводится политика, игнорирующая интересы предприятий, его создавших по присвоению себе функций собственника и вышестоящей администрации. С шахт и предприятий изымается значительная доля средств, полученных за реализованную продукцию и услуги без допуска учредителей объединения к контролю за расходованием и распределением их.
Мы заявляем:
1. До 1.vi.92 нами будут открыты расчетные счета в учреждениях банка и мы требуем перечисления на них всех сумм от расчетов за реализованную продукцию по “длинным” ценам.
2. Мы создали комиссию по разработке до 1.VII.92 пакета документов по созданию «Организации» как юридического лица, координирующего нашу деятельность.
3. Мы организуем проведение в июле 1992 г. за наш счет аудиторской проверки финансово хозяйственной деятельности объединения за 1991, 6 месяцев 1992 г.
4. С созданием «Организации» мы прекращаем отчисления на содержание исполнительного аппарата объединения «Воркутауголь»( ВКМ).
В начале 1992 г. предприятия объединения разрабатывали программу развития объединения "Воркутауголь". В комиссию по ее подготовке входили представители объединения, профсоюзов, Воркутинского городского рабочего (стачечного) комитета. В основу программы была положена идея предоставления предприятиям юридической самостоятельности и вхождения их в объединение на добровольной основе после подписания договоров и делегирования определенных исполнительных функций аппарату объединения "Воркутауголь", а также значительное сокращение этого аппарата. Программа разрабатывалась на основе принципа консенсуса по каждому пункту членов комиссии. Кроме того, группа директоров разработала еще свою альтернативную программу. Обе они были предложены на конференции шахтеров Воркуты в феврале 1992 г., но конференция их не приняла, решив разработать третий вариант (Александров 1992. 19.02)
Это заявление было обнародовано на очередном заседании по реорганизации объединения “Воркутауголь” от имени 11 директоров шахт и трех руководителей предприятий ( Управление по качеству и сбыту угля, УМНО и УМТС) заместителем председателя Совета директоров директором шахты »Заполярная» А.В.Прасоловым. Оно было представлено в форме ультиматума с угрозой ухода директоров из зала в случае непринятия предложений. Однако благодаря миротворческим усилиям президиума и зала разговор перешел в компромиссное русло. Заявление директоров поддержал председатель Воркутинского городского рабочего комитета В.Тукан. С возражениями выступал А.Орешкин и представители недобывающих предприятий и организаций. Встреча закончилась ничем. (Александров 1992. 22.05) Директорам не хватило решимости довести свой план до конца.
В августе 1992 г. был утвержден Устав Воркутинкого производственного объединения по добыче угля (ПО “Воркутауголь”). Предшествующий Устав, утвержденный Министром угольной промышленности СССР 19.01.90 г., утратил силу. Согласно новому уставу, объединение - это государственное предприятие, которое до его преобразования в акционерное общество осуществляет координацию производственной и инвестиционной деятельности входящих в него предприятий. 28 самостоятельных предприятий, входящих в него, в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сохраняют права юридических лиц, полную самостоятельность и могут изменять свой статус в соответствии с Законом. ПО не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательства объединения. ПО является юридическим лицом. Имущество, находящееся на балансе ПО «Воркутауголь», принадлежит ему на правах полного хозяйственного владения в соответствии с договором, заключенным объединением с Госкомитетом России по управлению госимуществом. Объединение вправе передавать по согласованию с Госкомимуществом России закрепленное за ним государственное имущество в оперативное управление предприятиям, входящим в объединение. Для осуществления функций по управлению и координации деятельности предприятий и структурных единиц объединения создается генеральная дирекция ( исполнительный аппарат), возглавляемая генеральным директором, назначаемым Минтопэнерго России по согласованию с Советом Объединения, который является высшим органом объединения.
Совет объединения формируется на три года. В него входят первые руководители предприятий и структурных единиц и генеральный директор. Совет выполняет следующие функции:
- определяет общие направления экономического и социального развития объединения;
- определяет порядок распределения централизованных средств;
- согласовывает расходы на содержание генеральной дирекции;
- согласовывает контракт генерального директора.
Вмешательство Совета в оперативно-распорядительную деятельность генеральной дирекции объединения и предприятий не допускается. Председатель Совета избирается на заседании Совета из числа его членов.
Начало приватизации также привело к острому столкновению интересов.
Коллектив шахты "Северная" потребовал от Президента, Верховного Совета России, Правительства РФ, Верховного Совета и Правительства Республики Коми, местных советов г. Воркуты войти в Конституционный суд РФ с вопросом «о противоречии указа Президента от 30.12.92 (ст.2), где сказано, что 40% акций принадлежат трудовому коллективу, а 60% акций - государству (следовательно, мы по-прежнему рабы, и никакой самостоятельности нет), с законом РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности (ст.4), где сказано, что шахта "Северная" по своему уставу является предприятием самостоятельным, а не в составе объединения. Президент же России своим указом от 30.12.92 г. насильно ввел нас в состав объединения "Воркутауголь".
Мы требуем, как это принято на конференции трудового коллектива в августе 1992 г., акционирования шахты "Северная" по второй модели как самостоятельного предприятия, где 51% акций принадлежит трудовому коллективу, а 49% - государству”.
Почему самостоятельность шахт была выгодна администрации, первым руководителям многих из них? В условиях перехода от командного хозяйства к рынку возникли ниши, в которых наличие товаров, распределяемых не по госзаказу, а по свободной воле предприятий, означало золотую нишу, особенно если эти товары можно было вывозить за рубеж. Курс рубля по отношению к твердым валютам устанавливался в административном порядке, распределение валютных ресурсов осуществлялось в строго централизованном порядке. Обладание твердой валютой позволяло закупать за рубежом крайне дефицитные в СССР товары народного потребления и продавать их здесь по рыночным ценам или распределять среди своих работников по номинальной, то есть очень заниженной, рублевой цене.
Все это выводило непосредственные материальные интересы как рабочих, так и администрации шахт к требованиям хозяйственной самостоятельности шахт, роспуску или по крайней мере к существенному ограничению прав объединения «Воркутауголь».
Руководство объединения стало объектом объединенного натиска рабочего движения и державшейся в тени администрации шахт. Его объективные интересы, конечно, состояли в том, чтобы противостоять этому натиску и пережить смутное время, не допустить ликвидации.
На идею сохранения объединения работала практика мировой угледобычи, рассматриваемая через призму не отдельных шахт, а общегосударственных интересов. Добыча угля связана с обусловленной геологическими условиями циклами подъема и спада производства. Для отдельной, особенно небольшой или старой шахты, фаза спада означает экономическую смерть. В условиях крупного объединения фазы нейтрализуют друг друга: разрушительные последствия спада на одной шахте перекрываются ростом производства или стабильной добычей на других. Таким образом, частные, групповые статусные позиции объединения в данном случае смыкались с общегосударственными интересами.